Глава восемнадцатая

Временное и вечное.
И возгорелся у них огонь Божий, и начал истреблять край стана. (Числь. 11.1.).
Сыны Израелевы роптали против Моисея и говорили:„Кто даст нам мяса в пищу? Мы вспоминаем о рыбах и луке, которые ели в Египте". Это прообраз тех людей, которые в Евангелие ищут только мирского и плотского, как-то:богатства, чести и сладострастия, и более употребляют труда на то, чтобы обогатиться, нежели, чтобы спастись;любят славу человеческую более, нежели славу Божию (Иоан. 12.43.);ищут более услаждения плоти, нежели нищеты и сокрушения духа. Напротив, признак истинного христианина тот, что он более печётся о душе своей, нежели о теле;более обращает внимания на будущую честь и славу, нежели на временную честь. Он смотрит более на невидимое, которое вечно, нежели на видимое, которое преходяще;он распинает и умерщвляет плоть свою, дабы жил дух.
Одним словом, всё христианство заключается в следующем:последовать Христу, Господу нашему. Августин говорит:„Религия преимущественно в том состоит, чтобы последовать тому, кого чтишь и кому служишь". Платон же уразумел это из света природы и сказал:совершенство человека состоит в последовании, или подражании Богу. Итак, Христос, Господь наш, должен быть нашим зерцалом и примером всей нашей жизни;к этому должны стремиться сердце наше, смысл наш и помышления наши:как нам к Нему придти, чрез Него спастись и с Ним вечно жить, дабы мы могли с радостию ожидать кончины своей.
Это должно делаться таким образом, чтобы все наши действия, поступки, дела звания совершались в вере, в любви и надежде вечной жизни;или, ещё яснее:во всём, что мы делаем, не должны быть забываемы вечная жизнь и вечное блаженство.
Через столь сильный страх Божий возрастает в человеке святое вожделение временного. Этому весьма хорошо научает св. Павел:Всё, что вы делаете словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца. (Колос. 3.17.).
Итак,имя Божие значит:честь Божия, слава, хвала и прославление. „Как имя Твоё, Боже, так и хвала Твоя до концев земли". (Пс. 257.11.).Если мы к этому направляем все деяния наши и всю жизнь нашу, то оне направлены к вечности, и это суть дела, которыя в Боге соделаны (Иоан. 3.21.) и которыя идут вслед за нами по смерти нашей. (Откров. 14.13.).
Одним словом, если мы не хотим потерять жизни вечной, то нам нужно во всём искать Бога, высочайшее благо и жизнь вечную. Этому и святый Павел весьма хорошо научает нас в 1-м послании к Тимофею,где он остерегает нас от сребролюбия и говорит:„Ты, человеком Божий, убегай сего"(6.11.).Христианина называет он человеком Божиим потому, что он рождён от Бога, живёт в Боге и сообразно с Богом, есть чадо Божие и наследник Божий;подобно как мирской человек есть тот, который живёт сообразно с миром и коего удел есть здешняя жизнь, коего чрево Бог „наполнил из Своих сокровишниц".(Псал. 16.14.).Христианин должен избегать этого, а стараться успевать в вере, любви и достигать вечной жизни, к которой он признан.
А кто этого не делает, тот совершает великий грех, за который Бог накажет вечным адским огнём. История даёт нам образ этого. Когда сыны Израилевы стали искать чревоугодия, то возгорелся у них огонь Господнь и начал истреблять край стана. (Кн. Числ. 11.1.).Это был чудесный огонь, огонь мстительный;это был гнев Божий и Его ревность.
Когда нам приходится наблюдать такия наказания, как пожары, наводнения, война, голод или моровая язва, мы должны помнить, что это гнев Божий, единственно потому посылаемый, что люди ищут только временного и забывают вечное, предпочитают временное вечному, более пекутся о теле, нежели о душе;а это величайшая неблагодарность и презрение к Богу, которыя Он накажет временно и вечно. Пусть каждый сам о том размыслит, не величайшая ли это неблагодарность-пренебрегать вечного, всемогущего Бога, от Которого получил тело и душу, и делать немощные твари кумирами или ложными богами своими? Не величайшее ли это презрение к Богу-более любить твари, нежели Творца, более прилепляться к преходящему, нежели к непреходящему?
Господь Бог поистине создал твари и всё временное для нашей необходимой потребности;однакожь, не для того, чтобы мы прилеплялись к ним со всей любовью нашею, но чтобы мы во временных тварях искали и познавали Бога и к Нему, как Творцу, прилеплялись любовию нашею и сердцем нашим;то-есть твари суть только следы Божии, свидетели о Боге, долженствующие вести нас к Нему;а мы, вместо того, прилепляемся к ним.
Из любви к миру, в которой нет Бога, что может выйти? Не иное что, как огонь и ад;как то доказывает и пример Содома и Гоморры (Быт. 19.24.);и этот прообраз, что Господь возжёт огонь между ними, указывает на вечный огонь и вечное осуждение.
Все твари Божии добро:Бог создал их;но если сердце человеческое к ним прилепляется и делает их своими идолами, то оне подлежат проклятию и становятся мерзостью пред Богом. Подобно тому, как в золотых и серебрянных идолах серебро и золото добры, но соединённая с ним мерзость делает их предметом проклятия, и из того происходит вечный огонь и вечная мука.
Одним словом:христианин должен делать так, чтобы сердце его, любовь, веселие, богатство и честь заключались в вечном;последствием этого бываетвечная жизнь:ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. (Лук. 12.34;Мате.6.21.).Из любви к миру сему и из услаждения им ничего другог не может быть, кроме осуждения;ибо „мир проходит и похоть его;а исполняющий волю Божию пребывает во век". (1 Иоан. 2.17.).Для того св. Иоанн говорит:„Дети мои! не любите мира ни того, что в мире". (1 посл. 2.15.).Этим он научает нас, что Богу не угодно, чтобы мы любили какую-либо тварь;причины этому следующия:
а) Любовь составляет всё сердце человекаи есть благороднейшая склонность, а потому и подобает она единственно Богу, как высочайшему благу.
б) Безумно любит то, что не может нас взаимно любить. Временное, как немощное и мёртвое, не имеет к нам любви, и потому не нам пользы любить его. Напротив того, Бога обязаны мы любить всем сердцем и более всех тварей, ибо он так любит нас, что сотворил, искупил и освятил нас для вечной жизни.
в) Весьма естественно, что всякий любит подобного себе. Бог для того сотворил тебя образом и подобием Своим, чтобы ты Его любил и ближняго своего.
г) Душа наша подобна воску, к которому что приложишь, образ того и остаётся на нём. Образ Божий должен отражаться в душе твоей, как в зеркале:к чему ты его обратишь, то в нём и увидишь. Если ты обратишь зеркало к небу, то увидишь в нём небо;если обратишь его к земле, то увидишь землю. И душа твоя, к чему ты её обратишь, того образ и будеи отражаться в ней.
д) Когда патриарх Иаков был в чужой земле, в Месопотамии, м работал четырнадцать лет из-за жен своих, да шесть лет ради награды своей, что составляет двадцать лет, то во всё это время, однакожь, помышления сердца его стремились к возвращению в отечество, что он, накоцец, и сделал (Быт. 31.17.);так и нам хотя надлежит пребывать и жить в этом мире, каждому в своей должности и в своём звании, однакожь, сердце наше всё должно стремится в небесное вечное отечество.
е) Всё, что человек в себе имеет, злое ли то, или доброе, имеет он от предмета любви своей. Если он любит Бога, то имеет от Бога все добродетелии всё доброе;если же любит мир, то имеет все пороки и всё злое от мира.
ж) Когда царь Навуходоносор чрезмерно возлюбил мир, то утратил образ человеческий и превратился в зверя. Ибо Писание мменно сказывает, что „зрак его возвратился к нему", (Дан. 4,33.);следовательно,он утратил свой „зрак" или имел на себе нечеловеческий образ. Так чрезмерно любящий мир утрачивает образ Божий из сердца своего и делаются внутренно псами, львами и медведями, становятся совершенно скотами.
з) Словом сказать:что человек имеет в сердце своём, то откроется там, в будущей жизни, то с ним и останется:или Юог, или мир. Если останется с ним мир, то из этого ничего не произойдёт, кроме пожирающего огня.


Рецензии