Глава семнадцатая
Мы ничегр не принесли в мир;явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. (1 Тим. 6. 7,8.).
Принимая от Бога с благодарением, со страхом и трепетом временныя блага, мы должны употреблять их только на то, для чего они сотворены:на удовлетворение необходимых нужд тела. Остаётся ли от того какой избыток:золото и серебро, пища и питание, одежда и пр., - всё это дано человеку для испытания, каким он при этом окажется и как будет обходиться с дарованным:будет ли он прилепляться к Богу и взирать единственно на невидимыя небесныя блага и радоваться в Боге, или отпадёт от Бога и вдастся во временныя похоти и земной мир, возлюбить земной рай более небесного?
Поэтому-то человеку Богом предоставлен свободный выбор относительно временных вещей. Бог испытывает человека посредством богатства, высоких даров, почестей и благосклонностей людских:твёрдо ли будет он прилеплен к Богу, не допустит ли всему этому отвратить себя от Бога, будет ли жить в Боге, или вне Бога, с Богом или против Бога, дабы тогда быть ему судиму по его собственному выбору и не иметь никакого извинения, как Моисей говорит:„Вот, я призываю ныне небо и землю в свидетели на вас:жизнь и смерть предложил я вам, благословение и проклятие, да изберёте жизнь и получите благословение". (Втор. 30.19.).
Таким образом, все вещи в этом мире стоят пред глазами нашими не для сладострастия и увеселения, но как предложенное испытание, причём мы легко можем ошибиться, если покинем высочайшее благо. Ибо всё это заповеданное древо с плодами своими, от которого мы не должны вкушать (Быт. 2.16.),то-есть мы не должны так желать сего мира, чтобы находить в нём веселие и радость сердца своего. Однако, теперь весь мир так поступает, ища наслаждения своего во временном для увеселения плоти своей дорогими явствами и напиьками, дорогими одеждами и прлчими вещами, составляющими мирскую радость, что и отвращает большую часть людей от Бога.
Напротив, христианам должно размышлять, что они здесь странники и Божии пришельцы, почему и должны употреблять временное только для необходимой потребности, а не для наслаждения. Только Бог должен быть веселием нашим и радостью, а не мир. В противном случае, мы делаем грех и посредством злых похотей ежедневно вкушаем с Евою от заповеданного древа. Христиане не полагают веселия своего в земной пище:их внутренния очи направлены к пище вечной. Христиане не должны блистать земными одеждами, но стремиться желаниями своими к небесной одежде светлости Божией и просветлённых тел. В этом мире всё для христиан есть крест, искушение, приманка ко злу, яд и желчь. Всё, к чему человек прикасается и что употребляет с удовольствием, для увеселения плоти, без страха Божия, есть яд для души, хотя телу оно кажется приятным лекарством. Но никто не хочет познать заповеданного древа с еготплодами;каждый с великим вожделением прлстирает руку свою к запрещённой похоти плоти. Вот заповеданное древо!
Кто истинный христианин, тот всё употребляет со страхом, как пришлец, и тщательно остерегается, чтобы не прогневать Бога, как Верховного Домовладыку, употреблением пизи и питья, одежды и жилища и другихьвременных вещей и не оскорбит сотоварищей своих;бережётся злоупотребления и верою всегда взирает в вечное, будущее и невидимое, где обретаются истинные блага. Ибо что пользы телу, если оно долго наслаждалось своим сладострастием в этом мире, а потом будет съедено червями? Необходимо возможно чаще размышлять о св. Иове, сказавшем:наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Мы не приносим с собой ничего, кроме нагого, исполненнаго нужд, немощнаго и слабого тела. В таком же положении должны мы и возвратиться в другой мир, должны оставить здесь даже и тело, и жизнь нашу:мы не можем их взять с собою.
Всё, что мы от часа нашего рождения до самого часа смерти получим в этом мире, относительно пищи, питья, одежды и жилища, всё это-из милости данный и скорбный хлеб и единственно необходимая потребность тела;мы должны всё это оставить позади себя в час смерти и беднее отойдти отсюда, нежели мы пришли. Так как мы ничего не принесли в мир этот, то ясно, что и вынесть из него ничего не можем. (1 Тим. 6.7.).Человек умирает беднее, нежели родится. Когда он приходит в мир, то, по крайней мере, приносит с собою тело и жизнь и тотчас имеет, таким образом, уже покров, пищу и жилище. Когда же он умирает, то должен оставить не только всё это, но и тело, и жизнь свою. Кто же беднее человека, когда он умирает? И если он не богат в Боге, то не беднее ли он всякой твари?
Итак, для чего мы мучим мертвенным телом свою душу, если всё временное нужно только для его сохранения и если мы здесь, на земле, только странники и пришельцы? Подумай, какое безумие собирать столь много имуществ для бедного мертвенного тела, тогда как ты должен же будешь оставить их в мире! (Лук. 12.20,21).Ужели ты не знаешь, что есть другой, лучший мир, что есть другое, лучшее тело и жизнь, и ежели это мертвенное тело и бедственная временная жизнь? Уже ли ты не знаешь, что ты странник и пришлец у Бога? предь (Пс. 38.13.).„Вы странники и пришельцы-говорит Господь, - пред очами Моими, хотч вы того не помышляетсе". (Лев. 25.23.).
Таким образом, где - либо в другом месте должно быть наше отечество, раз Господь говорит, что мы странники и пришельцы. Это выяснится, когда мы разсмотрим время и вечность, видимый и невидимый мир, земныя и небесныя обители, смертность и безсмертие, преходящие и непреходящее, временное и вечное. Когда мы всё это сравниваем между собою и разсматриваем, то душа наша очищается, и мы видим верою многое, остающееся непознанным от всехттех, которые не размышляют именно таким образом. Они наполняют себя земною грязью сего мира, валяются в ней, впадают в излишек мирских забот, сребролюбие и лихоимство;они слепы относительно душ своих, хотя и имеют очень острое зрение в отношении к временным вещам. И она думают, что нет радости, жизни и существования благороднее и выше, как только в этом мире, который, однакожь, для истинных христиан есть не что иное, как долина плача, тёмный вертепи глубокая темница.
От того-то любящиеимир этот и ищущие в нём своего рая не поднимаются выше скотского смысла, бывают слепы относительно внутрянного человека, не имеюттнебесных помышлений, не могут рабоваться в Боге, а радуются только по следам мира сего, в котором весь покой их, когда это у них есть, то им и хорошо. Это подлинно слепота. О бедные слепые люди! Они сидят во тьме и тени смертной (Лук. 1.79.) и отходят в вечную тьму.
Чтобы действительно убедиться, что мы странники и пришельцы в этом мире, мы должны взирать на пример Христов и следовать Ему, Его учению и жизни. Он был нашим предшественником, нашим примером и образцом;христиане должны желать сделаться подобными Ему. Взгляни на учение и жизнь Христову:Он был наилучший Человек в мире, но что была жизнь Его? Не иное что, как одна нищета и презрение мирской чести, удовольствие и стяжания, трёх предметов, которые мир почитает своим тройственным Богом. Не готовит ли Он сам:„Сын человеческий не имеет где приклонит голову"(Мате. 8.20.)?
Посмотри на Давида, как он был беден, презрен и гоним прежде, нежели достиг царскаго сана. Сделавшись же царём, он всю свою царскую почесть и достоинство не так высоко уважал, как радость вечной жизни, почему и говорит:„Как вожделенны жилища Твои, Господь сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни. Сердце моё и плоть моя восторгается к Богу живому. Один день во дворах Твоих лучше тысячи в селениях грешников". (Псал. 533.2.).Есть у меня земля и народ, есть и царское жилище, укрепление Сионское;но всё это ничто пред вожделенными жилищами Твоими. Так поступал и Иов, когда утешался Искупителем своим. (Иов. 19.25.).
Посмотри на Петра, Павла и всех апостолов, как они искали себе стяжания, богатства не в этом, но в будущем мире;как они восприяливысокую жизнь Христову, жили в Его любви, кротости, смирении и терпении;как они презирали сей мир. Проклинал ли их кто, они того благославляли;подвергал ли их кто поруганию, они его за то благодарили (1 Кор. 4.12.;Дьян. 5.41.);гнал ли их кто, они служиди за то Богу;бил ли их кто, они переносили то с терпением и говорили:нам должно многими страданиями войти в царствие Божье. (Дьян. 14.22.).И если кто умерщвлял их, то они молились за него и говорили с Искупителем своим:Отче прости им (Лук. 23.34.),не вмени им греха сего. (Дьян. 7.60.).До такой степени умерли они для гнева, мщения и озлобления, любочестия, гордости, любви сего мира и собственной своей жизни, и жили во Христе, то-есть в Его любви, кротости, терпении и смирении! Жившие таким образом истинно ожили во Христе верою.
Не много об этой высокой жизни Христовой знают дети мира. Ибо те, которые не живут во Христе и не знают, что истина во Христе состоит(Еф. 4.21.),мертвы во грехах, в своём гневе, ненависти, зависти, сребролюбии, лихоимстве, гордости и мщении. И пока человек во всём этом пребывает, никак не может он творит покаяния, никак не может ожить во Христе верою, какую бы благовидную наружность он не принимал на себя. Но истинные христиане знают, что они должны последовать стопам Искупителя своего (1 Пётр. 2.21.);они имеют жизнь Его образцом, и книга их есть Сам Христос;они научают от Него Его учению и жизни. И вот что узнают они:истина во Христе состоит;жизнь Христова всему может научить нас. Они говорят с апостолами:„Мы смотрим не на видимое, но на невидимое;ибо видимое временно, а невидимое вечно" (2 Кор. 4.18.);или :„Мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего". (Евр. 13.14.).
Если же мы странники и пришельцы в этом мире и никакого постоянного града здесь не имеем, то отсюда прямо следует, что мы сотворены не для сего видимого мира. И потому здешний мир не есть настоящее наше отечество и собственность наша;мы знаем лучшее и высшее, для которого должны были бы охотно лишиться двух таких миров и даже тела своего, и жизни своей, чтобы только сохранить его. Потому христианин радуется познанию, что он может обогатиться в Боге и что он сотворён для вечной жизни. Убедитесь же, как жалко состояние и как велико ослепление мирских безумцев, и как безумно поступают они в сём мире, ради временного отягощая благородную свою душу и даже совсем из-за него теряя её.
Свидетельство о публикации №122062706475