Глава шестнадцатая

В членах моиз вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего. (Рим. 7.23.).
В каждом истинном христианине живёт два человека:внутренний и внешний. Хотя эти два человека живут и вместе, но враги друг друга, так что жизнь одного есть смерть другого. Если живёт и владычествует внешний человек, умирает внутренний. Живёт ли внутренний, надлежит внешнему умереть, как св. Павел говорит:„Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется".(2 Кор. 4.16.).
Св.апостол Павел называет эти два различныя живущия в нас начала в посл. к Рим. 7.23. законом своего ума и законом в членах своих, а в посл. к Гал. 5.17. духом и плотию:плоть желает противного духу, а дух противного плоти.
Если побеждает дух, то человек живёт во Христе и в Боге и называется духовным;живёт в новом рождении. Если же побеждает плоть, то человек живёт в дьяволе, в ветхом рождении, неспособен к царствию Божию и называется плотским. Плотския же помышления, или плотское расположение души, есть смерть. (Рим. 8.6.).В Писании человек получает имя от того, кто одерживает в нём господство, и смотря по тому называется или плотским, или духовным.
Если кто в этой борьбе побеждает злыя похоти, то это означает крепость духа, крепость внутреннего человека;если же не побеждает, то это показывает слабость веры и духа. Ибо и вера, и дух одно, как написано:„Мы веруем, потому и говорим". (2 Кор. 4.13.).
Гораздо сильнее тот, кто побеждает себя и свои злыя похоти, нежели кто побеждает неприятеля, как написанно:Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. (Притч. 16.32.).Потому,если хочешь одержать великую победу, то победи себя самого, свой гнев, гордость, сребролюбие и злую похоть;тогда ты победишь царство сатаны, ибо во всём этом сатана утверждает царство своё. Правда, было много воинов, содействовавших взятию городов, но себя самих они не побеждали.
Кто слишком увлекается плотью, тот умерщвляет душу. Но лучше, чтобы душа одержала победу, дабы и тело сохранилось, нежели чтобы одержало победу тело и погибли тело и душа. И здесь-то следует сказать:Любящий душу свою потерпет её, а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную.(Иоан.12.25.).
Хотя это борьба и тяжка, но она рождает славную победу, и чрез неё приобретается прекрасный венец. „Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни". (Откр. 10.2.)Победа,победившая мир,вера наша. (1 Иоан. 5.4.).Мир в сердце твоём:победи себя, и это будет значить, что ты победишь мир.
Может быть, кто скажет:как же мне быть, если грех иногда побеждает меня против воли моей? Ужели я буду за то осуждён, или ужели я поэтому не чадо Божие, как говорит св. Иоанн:кто делает грех, тот от дьявола(1 Иоан. 3.8.)?Отвечаю:если ты замечаешь в себе борьбу духа с плотью и часто делаешь то, чего не хочешь, по сказанному св. Павлом то это знак верующаго сердца, показывающий, что вера и дух борются с плотью. Ибо св. Павел научает нас собственным свом примером, что такая брань бывает в благочестивых и верующих, говоря (Рим. 7.22.),что он видит в членах своих другой закон, противоборствующий закону ума его, т. е. новому, внутреннему человеку, и делающий его пленником закона греховного, так что он делает то, чего не хочет:добра, которого хочет, не делает, а делает зло, которого не хочет;желание добра в нём есть, но чтоб сделать оное, того не находит;и он жалуется на это следующими словами(ст. 24.):„Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти"? то-есть от тела, в коем вмещаются столь много мучащия меня грех и смерть. Это и есть то самое, о чём Господь говорит:„Дух бодр, но плоть немощна".(Мате. 26.41;Марк.14.38.).
Доколь в человеке продолжается эта борьба, до тех пор грех неигосподствует в нём. Ибо с кем всегда борешься, тот не может господствовать. И так как грех не господствует в человеке, пока дух борется с ним, то он и не подвергает человека осуждению. Ибо хотя все святые не без греха, как говорит св. Павел:„Я знаю, что в плоти моей не живёт доброе" (Рим. 7.18.) или св. Иоанн:„Если говорим, что не имеем греха, обманывает сами себя", (1 Иоан. 1.8.),-однакожь,не обитающий только в человеке грех, но именно господствующий подвергается Божию осуждению. И пока человек борется с грехом и не соглашается на него, до тех пор грех ему не вменяется, как говорит св. Павел:„Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, а по духу", (Рим. 8.1.),то-есть которые не дают господствовать плоти. Но в ком нет этой борьбы, те не суть возрождённые, у тех грех господствует, они побеждены, соделались рабами греха и сатаны и подвергаются осуждению, пока дают господствовать в себе греху.
Бог дал нам прообраз того в лице хананеев, которые жили в обетованной земле, но не должны были господствовать. Бог оставил хананеев жить между Израилем, (Иисус Нав. 16.10.),однако,они не должны были господствовать:повелевать должен был Израил, а не оставщиеся хананеи. Так и в святых много ещё остаётся грехов, но они не должны господствовать. Новый человек, именуемый Израилем, воином Божиим, (Быт. 32.28.),должен господствовать, а ветхий должен быть подавляем.
Что новый человек ведёт безпристанную борьбу с ветхим человеком, то это самое доказывает его существование, укрепляет и сохраняет его. Существование нового человека доказывает его борьбой с ветхим человеком. Эта борьба доказывает христианина. Земля хананейская берётся, и обладание ею сохраняется сражением и борьбою. Если же иногда хананеи и плоть одерживают господство, то Израил и новый человек не должны надолго оставаться побеждённымии надолго давать господствовать греху и хананеям;но должны снова укрепляться благодатию Божиею во Христе, снова возстать чрез истинное покояние и прощение грехов и призывать истинного Иисуса, Вождя нашего, чтобы укрепил их и помог им победить. Тогда прежнее надение будет покрыто, забыто и прощено, и человек обновится к жизни и будет пересаждён во Христа. И тогда уже, хотя ты ещё будешь чувствовать много немощи плоти и не можешь ещё делать всего того, что ты охотно желал бы делать, но тебе, как человеку кающемуся, вменяется заслуга Христова, и Его совершённым послушанием покроется грех твой. И, таким образом, через это ежедневное покояние вменение заслуги Христовой всегда находит место. Если же нечестивый, нераскаянный человек, охотно дающий господствовать в себе греху и охотно повинующийся плоти в похотях ея, захочет вменять себе заслугу Христову, то это будет совершенно тщетно. Ибо какую пользу может принести кровь Христова тому, кто попирает её ногами. (Евр. 10.29.)?


Рецензии