Глава пятнадцатая

Ветхий и новый человек. - Истинный крест христианина.
Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною. (Лук. 9.23.).
Св.апостол Павел говорит о ветхом и новом человеке так. „Отложит прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины". (Ефес. 4.22,23,24.).Причину же, почему это так быть должно, показывает он в 1 посл. к Кор. 6.19,20.:„Не знаете ли, что тела наши суть храм живущаго в вас Святого Духа, Котораго имеете вы от Бога, и вы не свои:ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которыя суть Божии".
Но ветхий человек не что иное, как гордость, сребролюбие, сладострастие плоти, неправда, гнев, вражда, ненависть, зависть и проч. Всё это должно в истинном христианине умереть, если новому человеку нужно возникнуть и ежедневно обновляться.
Когда же ветхий человек умирает, то вместо него оживает новый человек. Если умирает в тебе гордость, то в противоположность ей пробуждается Духом Божием смирение;если умирает гнев, то в противоположность ему насаждается кротость;если умирает сребролюбие, то в противоположность умножается в тебе упование на Бога;если умирает любовь к миру, то воздвигается в противоположность ему любовь к Богу. Это то есть новый, внутренний человек со своими членами;это суть плоды Духа Святого;это живая, деятельная вера, (Гал. 5.6,22.);это Христос в нас и высокая жизнь Его;это новое послушание, новая заповедь Христова;это плод нового рождения в нас, в котором ты должен жить, если хочешь быть чадом Божьим. Ибо лишь те суть чада Божии, которые живут в новом рождении.
Отсюда-то и вытекает то, что человек должен отвергнуть себя, то-есть сам отречься от своей чести, своей воли, своего самолюбия и самоугождения, своей собственной пользы и похвалы, и тому подобного;должен даже отречься от своего права и почитать себя ничего недостойным, и самой жизни своей. Ибо истинный христианин, в котором живёт смирение Христово, хорошо знает, что человек не имеет права ни на что, происходящее свыше, так как он всё имеет из милости. Потому-то он всё употребляет со страхом и трепетом, как чужое имущество, на нужду, а не для наслаждения, не для своей собственной пользы, похвалы и чести.
Например, сравним между собою истинного христианина, который отвергает себя, и христианина ложного, заражённого безпорядочным самолюбием. Когда последнему оказывают презрение, то это для него очень больно, он гневается, приходит в нетерпение, проклинает, воздаёт ругательством за ругательство, хочет мстить за себя словами и делом, и готов даже дать в том клятву. Это ветхий человек;это безумец, легко приходящий в гнев, враждующий и любящий мстить. Напротив того, отвергающий себя кроток, терпелив, отрекается от всякого мщения, считает себя достойным и повинным всё терпеть. Это значит отверггать себя.
В таком высоком терпении, кротости, смрении предшествовал тебе Христос Господь. Он отвергался Себя, говоря (Мате. 20.28.):„Сын человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили";также :„Я посреди вас, как служащий" (Лук. 22.27.);;„Сын человеческий не имеет, где приклонит голову". (Лук. 9.58.).„Я червь, а не человек". (Пс. 21.7.).-вот как отвергался себя Давид, когда он, будучи проклиннаем от Семея, говорил, что так Господь повелел ему (2 Царств. 16.10.);как бы хотел сказать:ты бедный червь пред Богом и достоин того, чтобы тебя всё терпет. Так святые и пророки отвергались себя, считали недостойными ничего, что может быть оказано доброго человеку, и потому все терпели. Если кто проклинал их, они его за то благословляли;если кто гнал их, они благодарили за то Бога, (Дьян. 5.40,41.);если кто умерщвлял их, они за того молились, (Дьян. 7.59.),и,таким образом, многими скорбями входили в царствие Божие. (Дьян. 14.22..).Вот это значит отвергнуться себя, почитать себя недостойным ничего, что мог бы получить доброго и приятного, а напротив, весьма достойным всего, что может случиться прискорбного.
Это отвержение есть крест Христов, который мы должны взять на себя, как говорит Господь:„Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною". (Лук. 9.23.).Для плоти это тяжкий крест, потому что ей лучше хотелось бы жить безпечно, свободно, распутно, по своим собственным похотям, нежели жить в смирении, кротости и терпении Христовом и взять на себя жизнь Христову. Ибо жизнь Христова для плоти горький крест, даже смерть ея, потому что ветхий человек должен умереть.
Всё,что воспринял от Адама, должно в истинном христианине умереть. Ибо если хочешь, чтобы в тебе поселилось смирение Христово, то должна умереть гордость;если хочешь восприять нищету Христову, то должно умереть сребролюбие;если хочешь нести поругание Христово, то должно умереть любочестие;если хочешь восприять кротость Христову, то должно умереть любомщение;если хочешь восприять терпение Христово, то должен умереть гнев.
Всё это значит:отвергнуть себя, взять крест свой и следовать за Христом;всё это не ради своей заслуги, награды, пользы, славы и чести, но единственно ради любви Христовой, потому что Он так поступал, потому что такова Его высокая жизнь и потому что Он именно так повелел нам следовать за Ним. Ибо это есть образ Божий во Христе и в нас, составляющий высочайшую честь человека, более которой он по справедливости ничего не должен желать и к которой он должен всеми силами стремиться.
К чему человек так сильно стремиться к почестям в сём мире, тогда как он чрез них не сделается пред очами Божьими лучше других людей? Это доказывает часом нашего рождения и часом смерти. (Прем. 7.5,6.).Самый великий в сём мире имеет точно такое же тело из плоти и крови, как самый нижайший человек, и, таким образом, ни один ни на волос не лучше другог. Один родится, как и другой;один умирает, как и другой;а всё-таки мы мучимся честолюбием! Всему этому причиною самолюбие, которое запрещено, потому что мы должны ненавидеть себя. Нет никакого сомнения, что кто таким образом себя любит, то-есть нравиться самому себе, гордится и величается, ищет славы и чести, тот отвращает душу свою от Бога и Христаик самому себе и к миру. Тут приходит Христос и говорит:если ты хочешь спастись, то должен ненавидеть себя, отвергуть себя и не любить себя так много, или ты потеряешь душу свою. Но этого-то ветхий Адам и не хочет делать;напротив, всё хочет быть чем-нибудь в мире.
Как мало людей, познающих в себе это злое свойство и борящихся против него! Мы должны умереть для него, но как мало исполняющих это. Всё, что прирождено нам от Адама, должно во Христе умереть. В смирении Христовом умирает наша гордость;в нищете Христовой умирает наше сребролюбие;в горьком страдании Христовом умирает наше сладострастие;в поругании Христовом умирает наше любочестие;в терпении Христовом умирает наш гнев.
Кто таким образом наперёд умрёт для самого себя, для того легко после умереть и для мира и презреть его со всем его богатством и славою, так что он не пожелает уже никакой мирской чести, богатства и сладострастия, но будет полагать свою честь, богатство и услаждение единственно в Боге. Бог есть его честь, богатство и удовольствие. Он прямой пришлец и странник в этом мире;он пришлец Божий, и Бог вскоре даст ему почувствовать радостное торжество в сердце и исполнит его духовного веселия, а там душа его будет вечно радоваться.
(На поле страницы, внизу текста, АРНДТЬ.)


Рецензии