Глава четырнадцатая

О презрении к миру по примеру Христову.
Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. (Лук. 14.26.).
Любящий душу свою потеряет её;а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную. (Иоан. 12.25.).
Если человек хочет себя возненавидеть, он должен, во-первых, перестать любить себя;во-вторых, ежедневно умирать для греха;в-третьих, безпристанно бороться с самим собою, то-есть со своею плотию.
И действительно, на свете нет ничего вреднее для человека в отношении спасения его души, как „любовь к самому себе";впрочем, должно заметить, что во всей этой книге это должно разуметь не о естественной любви и сохранении себя самого, но о „плотской", безпорядочной любви. Ибо не должно ничего и никого любить, кроме одного Бога. Поэтому если человек любит самого себя, то творит себя самого Богом и становиться сам себе Богом. Что человек любит, на том смиряется сердце его, к тому оно прилепляется, то пленяет человека и делает его рабом или невольником, похищает у него высокую свободу. Сколько земных вещей ты любишь, стольких вещей ты раб и пленник. Если же любовь твоя чисто и прямо направлена к Богу, то ты сохранишь всю свою свободу, так как не будешь пленён никакой вещью. Ты не должен желать ничего, могущаго препятствовать тебе в любви к Богу. Если ты хочешь всецело иметь Бога, то должен отдать Ему всего себя. Если  ты будешь любить себя самого и угождать только самому себе, то будешь много заботиться, страшиться, безпокоиться и печалиться. Если же будешь любить Бога и Им утешаться и совершенно Ему предашься, то Бог будет заботиться о тебе, и никакой страх, никакая печаль не нападёт на тебя. Человек, любящий себя самого и ищущий во всём себя, своей пользы, похвалы, чести, не имеет никогда покоя, потому что всегда находит что-либо ему противное, что приводит его в постоянное безпокойство. Поэтому не все, служащие к твоей пользе, похвале и чести, хорошо для тебя;но хорошо, если ты презришь всё это и исторгнешь злой его корень, ибо оно препятствует в тебе любви к Богу.
Твоя собственная польза, похвала и честь уничтожаются вместе с миром, любовь же Божья вечна. Мир и покой, вытекающие из любви твоей к самому себе и к временным вещам, непрочны, ибо разрушение покоя может произойти даже от маловажных причин. Но когда сердце покоится единственно в Боге и любви Его, тогда наступает вечный мир. Всё, что происходит не от Бога, временно и непрочно. Поэтому заметь краткое правило:„Оставь всё, и ты верою обретёшь всё". Ибо любящий себя самого или мир не может обрести Бога.
Неупорядоченная любовь принадлежит земле, а не происходит от Бога. Она поставляет припятствие небесной мудрости. Ибо истинная небесная премудрость не мыслит высоко о себе и не ищет похвал на земле. Поэтому-то она считается за нечто нестоющее внимания и совсем пришла в забвении у людей. Хотя и много о ней проповедуют, но так как удаляются от нея жизньб, то эта драгоценная жемчужина остаётся для многих сокрытой. Если же ты хочешь её иметь, тот должен оставить человеческую мудрость, самоугождения и безпорядочное самолюбие. Тогда ты будешь в состоянии получить вместо высокой, пышной, земной, человеческой мудрости премудрость небесную.Ты получишь взамен высокой мудрости мира сего нечто хотя и низкое и неважное в глазах мира, но небесное и вечное.
Никто не может любить Бога, как только тот, кто ненавидит себя, то-есть кто гнушается собою и своими грехами, умерщвляет и отвергает свою волю. Чем больше кто любит Бога, тем больше он ненавидит свою злую волю и склонности, распинает плоть свою со страстями и похотями. Сколько кто может силою Святого Духа отрешиться от себя самого и от любви к себе, столько может он войти верою в Бога и в любовь Его. Ибо как не желать ничего внешне составляет основу внутрянного мира, так достигаешь Бога тогда, когда внутренно всё оставишь и не прилепляешься сердцем ни к какой твари, но единственно к Богу.
Итак, кто хочет отвергнуться себя, тот не должен следовать себе самому и своей воле, но Христу. „Я есмь путь, истина и жизнь", - говорит Он. (Иоан. 14.6.).Ибо без „пути" нельзя ходить;без „истины" нельзя познавать;без „жизни" нельзя жить. „Я есмь путь", которым ты должен идти. „Я истина", которой ты должен верить;„и жизнь"которую ты должен жить и на которую надеяться должен. Я непроходящий „путь", необманчивая „истина" и безконечная, вечная „жизнь". И самый прямой „путь" вечной жизни в Моей заслуге, высочайшая „истина" в Моём слове и вечная „жизнь" в силе Моей смерти. Если ты пребудешь на этом „пути", то „истина" приведёт тебя к вечной „жизни". Итак, если хочешь не заблуждаться, то следуй Мне;если хочешь познать истину, веруй в Меня;если хочешь обладать вечною жизнью, то утешайся Моей смертью.
Но что такое этот истинный и безопасный „путь", эта необманчивая „истина", эта благороднейшая и лучшая „жизнь"? „Путь" этот - святая и драгоценная заслуга Христова;„истина"-вечное слово Его;„жизнь" - вечное блаженство. Поэтому, если хочешь быть возведён на небо, то веруй во Христа и смиряйся на земле по Его примеру:вот „путь". Если хочешь не быть обманут миром, то держись слова Его верою и следуй ему святою жизнию:вот „истина". Если хочешь жить со Христом, то ты должен с Ним, в Нём и чрез Него умереть греху и сделаться новою тварью:вот „жизнь". Таким образом, Христос есть путь, истина и жизнь как заслугою Своею, так и Своим примером.
„Подражай Богу, как дети возлюбленныя", - говорит св. Павел. (Ефес. 5.1.).Вмё наше старание должно быть обращено к тому, чтобы жизнь наша сделалась подобною жизни Христовой. Если бы и ничего не имелось больше для опровержения тех ложных христиан, которые только носят это имя, то достаточно было бы примера Христова. Христианин должен стыдиться жить в удовольствиях и радости, тогда как Христос Господь наш провёл жизнь Свою в скорби и бедствии.Истинный воин не может, видя начальника своего сражающемся до смерти, не позабыть о своих удовольствиях. Когда ты видишь Вождя своего несущим поругание, а сам домогаешься почестей, то не явный ли это знак, что ты не под Его знаменем служишь?
Мы все хотим считаться христианами, но таких, которые бы последовали жизни Христовой, мало. Еслиб стремление к достижению богатства и суетной чести составляло качество хорошего христианина, то Христос не повелел бы предпочитать им вечныя блага. Посмотри на Его жизнь и учение, и ты увидишь, как они несходны с настоящим злым веком Его ясли, вертеп, пелены суть зерцало презрения мира. Но Он пришёл не для того, чтобы ввести тебя Своим примером в заблуждение;нет, но для того, чтобы ппримером и учением Своим указать тебе прямой путь. Потому Он восхотел чрез поругание и срадание войти в славу, так ты чрез почести и пышность, без сомнения, хочешь войти в ад. Потому сойди с своего широкого пути и шествуй путём Того, Который не может заблуждаться;следуй истине, которая не может обмануть;живи в Том, Кто Сам есть жизнь. Этот путь есть истина, и эта истина есть жизнь. О, какая слепота, если бледный червь хочет быть столь великим на земле, тогда как Господь славы был на земле столь мал! Потому, о верующая душа, видя Жениха твоего, небесного Исаака, идущаго на встречу тебе но земле, ты должна стыдиться возседать на высоком верблюде. Ревекка, сидевшая на верблюде, увидев, что идёт её жених Исаак, поспешно сошла, покрыла лицо своё и пошла к нему. (Быт. 24.64.).Итак,сойди и ты с высокого верблюда сердца своего и иди с глубоким смирением по земле навстречу Жениху твоему;тогда Он возлюбит тебя и примет с радостию.
„Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего", - сказал Бог Аврааму, - „в землю, которую я укажу тебе". (Быт. 12.1.).Выйди и ты из дома веселия самолюбия своего и собственной воли. Самолюбие рождает превратные суждения, помрачает разум, потемняет ум, развращает волю, оскверняет совесть и заключает дверь жизни;оно не познаёт Бога и ближнего, удаляет всякую добродетель, ищет почестей, богатства и сладострстия, любить мир более неба.Кто таким образом „любит душу свою, тот потеряет её", (Иоан. 12.25.);а кто „потеряет её", то-есть отречётся от своего самолюбия, тот „сохранит её в жизнь вечную".Безпорядочная любовь к себе есть корень нераскаянности и вечной, погибели. Ибо заражение самолюбием и исканием собственной чести не имеют в себе смирения и сознания грехов, почему они никогда и не получали прощения в грехах своих, хотя со слезами искали его. Они более заботились и скорбели о собственном своём вреде, нежели о том, что оскорбили Бога. Это были слёзы не об оскорблении, нанесённом Богу, но о вреде самих себе.
„Царствие небесное подобно жемчужине, для которой купец продал всё, что имел, и купил её". (Мате. 13.45,46.).Это означает, что человек должен в сердце своём всё оставить, и даже самого себя, если хочет приобресть драгоценную жемчужину, то-есть Самого Бога и вечную жизнь. Воззри на Христа Господа твоего:Он сошёл с неба не для того, чтобы во всём искать Себя, Себя любить и Себе доставлять пользу, но тебе. (Лук. 19.10.).Для чего же ты не ищеш единственно Того, Который позабыл о Себе Самом и отдал Себя Самого за тебя?
Истинная честная невеста та, которая не хочет никому нравиться, кроме своего жениха. Та душа есть чистая невеста Христова, которая ничего не любит в мире, а должен презирать его в сердце своём, чтобы сделаться достойным любви Жениха твоего, Христа. Любовь, которач всё прелюбит и не имеет единым предметом Христа, есть прелюбодеица, а не чистая дева. Любовь христиан должна быть девою.
Закон Моисеев повелевал, „чтобы священники брали за себя девиц".(Лев.21.13.).Христос есть истинный Первосвященник;Он хочет иметь душу, которая есть дева, которая ничего более в мире не любит, кроме Его единого, ни даже себя самой. Потому Господь и говорит:„Если кто приходет ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником".(Лук.14.26.).
Запомни же теперь, что значит ненавидеть себя. Мы носим по воле своей ветхого человека, и сами мы ветхий человек. Свойство и натура его не к чему иному склоняется, как грешить, любить себя самого, искать собственной своей чести и пользы, повиноваться плоти в похотей ея. Ибо плоть и кровь не покидают злых свойств своих:любят себя, чувствуют себя, хвалятся, ищут себя во всём, скоро подвигаются на гнев, завидуют, враждуют, ищут мстить.Всё это ты сам производишь, или, лучше сказать, ты сам всё это. Оно происходит из твоего собственного сердца, это твоя собственная жизнь, жизнь ветхого человека. Потому ты должен„ненавидеть себя и жизнь свою, если хочешь быть учеником Христовым". Кто любит себя, тот любит свои собственные пороки:свою гордость, сребролюбие, гнев, ненависть, зависть, свою ложь, нечистосердечие, неправду, свои злыя похоти. Всего этого не должен ты любить, извинять, прикрашивать;но должен ненавидеть всё это, отрекаться от него и умирать для всего этого, если хочешь быть христианином.


Рецензии