Глава одиннадцатая

Кто не следует Христу в своей жизни, тот не христианин. - Новое рождение и иго Христово.
Христос оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его. (1 Пётр. 2.21.).
Бог определил быть Своему возлюбленному Сыну для нас пророком, учителем и наставником, засвидетельствовал о Нём посредством голоса с неба и повелел слушать Его,(Мате.3.17 и 17. 5.;Лу.9.35.).Это звание учителя Сын Божий осуществил не только словами, но и делами, и приером Своей всесвятой жизни, как приличиствует истинному учителю, о чём свидетельствует св. Лука, говоря:„Первую книгу написал я к тебе, Ософил, о всём, что Иисус делал и чему Он учил от начала до того дня, в который Он вознёсся". (Дьян. 1.1.).Здесь евангелист поставляет слово „делать" прежде „учения", дабы показать, что дело и учение должны быть вместе, и действительно, совершенный учитель должен даже наперёд сам делать то, чему учит других. И потому жизнь Христова есть истинное учение и истинная книга жизни.
Для того Сын Божий вочеловечился и обитал на земле с человеками", (Иоан. 1.14.),чтобы показать нам видимый, живой пример божественной, невинной, совершенной, святой жизни и чтобы мы следовали Ему, как свету во тьме. Потому называет Он Себя „святому миру" и говорит:„Кто следует за Мною, тот не будет ходить во тьме". (Иоан. 8.12.).
Из сего явствует, что тот должен оставаться во тьме, кто нн следует Христу верою и святой жизнию и что такое человек не может никогда иметь „света жизни". Но что такое „тьма"? Не что иное, как жизнь без плкояния, которую ап. Павел называет делами тьмы, которыя нам должно отвергнуть, чтобы облечься в оружие света", (Рим. 13.12.),и что мы, одним словом, называем:„творить покояние".
Хотя выше уже было объяснено, что искреннее раскаяние и истинная вера изменяют всего человека, распинают плоть и призводят новую жизнь чрез Святого Духа, - но чтобы мы не оставались при одних словах, а имели живой, очевидный пример оживотворённого духа, или нового человека, Бог явил нам, слабым и немощным, возлюбленного Сына Своего, не только как Спасителя, но и как зерцало благочестия, посредством Его святой жизни;как истинно нового человека, в котором господствовала и жила не Адамова греховная плотьно Сам Бог.Явил для того, чтобы и мы ежедневно обновлялись по образу Его.
К несчастию, мы знаем и ежедневно испытываем, до какой степени наша греховная природа, плоть и кровь, тело и душа заражены нечистото, злобою, грехами и пороками, и что всё есть дело дьявола, его злое качество и свойство в плотском натуральном человеке, особливо же „злая человеческая воля", ибо из злой воли происходят все грехи. Если бы не было злой воли, то никогда не сделалось бы никакого греха. „Злая же воля" имеетто свойство, что отвращается от Бога и Его воли. Ибо всё, что отвращается от Бога, как от Вечного Блага, есть и необходимо должно быть зло. В этом отвращении состоит падение дьявола и человека;отсюдо-то произошёл грех и наследственно перешёл на всех людей и в них насадился.
Из этого с ясностью вытекает, что наша плоть и кровь от природы отравлены злыми свойствами сатаны, а наша плотская воля его злобою, как-то:ложью, гордостью, скверной похотью и всеми пороками, противными Богу. И вот за эти злыя свойства Христос называет фарисеев, (Иоан. 8.44.),и даже некоторых из своих апостолов, упрекая, именует „чадами дьявола", дьяволом (Иоан. 6.70.);так что сребролюбие, ложь, гордость и все злыя похоти суть сам „дьявол", (Мрк. 8.33),вселяющийся в плотском человеке.
Отсюда все живущие в нераскаянности, в гордости, сребролюбии, сладострастии и зависти живут в дьяволе и заражены злыми свойствами дьявола. Как бы они прекрасно не украшали свою внешность, однакожь, в сердце всё-же остаются дьяволом, как Господь говорит иудеям. Хотя это и срашно, но всё-таки справедливо.
Так как наша бедная, крайне повреждённая человеческая природа заражена так сильно невыразимою, страшною язвою, то надлежало бы исправить и обновить её. Но как? А именно следующим образом:раз она была заражена наигнуснейшим злом, надлежало исправить и обновить её высочайшим Благом, то-есть Самим Богом. Для этого надлежало Богу вочеловечиться.
Но Сын Божий вочеловечился не для Себя а для нас, чтобы чрез Себя Самого соединить нас с Богом и сделать нас причастными высочайшего блага, очистить и освятить нас. Ибо для освещения чего-либо надлежит, чтобы оно было освящено от Бога и Богом. Но как „Бог" лично (или ипостасно) пребывает „во Христе", (2 Кор. 5.19.),то надлежит, чтобы Бог и с нами соединился верою;человек должен жить в Боге и Бог в нём, во Христе и Христос в нём. Воля Божия должна быть в человеке, и человек должен жить в воле Божией. Таким образом, Христос должен быть врачевством нашей повреждённой природы, и чем более Христос живёт в человеке, тем более исправляеться человеческая природа.
Не велик ли был бы тот человек, в котором всегда бы действовал Христос, которого волею была бы воля Христова, помышлениями-помышления Христовы, беседой и словами-слова Христовы, уом-ум Христов, как говорит св. Павел:„Мы имеем ум Христов"!(1 Кор. 2.16.)!И конечно, должно так быть. Христова жизнь есть новая жизнь в человеке, и новый человек есть тот, который живёт во Христе по духу. Христова кротость должна быть кротостью нового человека;Христово смирение есть смирение нового человека;Христово терпение есть терпение нового человека. Вся жизнь Христова должна отразиться в жизни нового человека. Вот что называется „новая тварь" (2 Кор. 5.17.) и есть высокая Христова в на, как св. Павел говорит:„не я живу, но живёт во мне Христос". (Гал. 2.20.).Это и значит истинно последовать за Христом;это и значит истинно сотворить покаяние. Ибо таким образом ветхий человек совсем погибает, умирает ветхая жизнь, и начинается жизнь духовная, небесная. Таков истинный христианин;не по имени только, но делом и истиною. Действительно, он есть истинное чадо Божье, рождён из Бога и Христа, обновлён во Христе и ожитворён верою.
Хотя мы и не можем при настоящей нашей помощи быть совершенны, однакожь, мы все должны стремиться к тому, воздыхать о том и сердечно желать того, чтобы Христос, а не сатана, в нас жил и царствовал. (1 Иоан. 3.9;Ефес. 2.5.).Мы должны подвизаться и ежедневным раскаянием умерщвлять ветхого человека. Ибо насколько человек умирает для самого себя, настолько живёт в нём Христос. Насколько злая натура чрез Духа Божия умаляется, настолько же. возрастает благодать в человеке. Насколько распинается плоть, настолько ожитворяется дух. Насколько подавляется в человеке дела тьмы, настолько человек всё более и более просвещается. Насколько „внешний человек тлеет", настолько „внутренний со дня на день обновляется". (2 Кор. 4.16.).Насколько умирают в человеке собственная склонности и вся плотская жизнь его, как-то :самолюбие, гордость, гнев, сребролюбие, сластолюбие, - настолько живёт в нём Христос. Чем более исходит из человека „мир", как-то:„похоть очей, похоть плоти, гордости житейская",(Иоан.2.16),тем более Бог, Христос, Святый Дух входят в человека и овладевают им. Напротив, чем более господствует в человеке плоть, тьма, мир, тем менее в нём благодати, духа, света, Бога Христа.
Когда это сделается, то для плоти создастся „тяжкий крест", так как она этим подавляется и „распинается со страстями и похотями". (Гал. 5.24.).Такова истинная сила и плод покаяния. Плоть и кровь желают себе лучше свободной, безстрашной, безпечной жизни, по своим собствееным похотям и воле:для плоти это самая сладостная жизнь. Но какая Христова для плоти и для ветхого человека-тяжкий крест;для нового же, духовного человека-благое иго, лёгкое бремя и отрадный покой. Ибо в чём состоит наилучший покой, как не в вере во Христа, в Его кротости, смирении, терпении и в любви Христовой:„и найдёте покой душам вашим" (Мате. 11.29.)?Кто надлежащем  образом любит Христа, тому даже и смерть за Христа есть величайшая радость. Вот „благое иго Христово", которое мы должны„взять на себя" и в котором состоит истинный покой души.
Если же мы должны взять на себя „иго Христово", как Он повелевает, то-есть святую, высокою жизнь Его, то должны оставить иго, то-есть плотскую, безпечную, безбожную жизнь, и не допускать плоти господствовать над духом, но всё, что есть в человеке, должно быть подвергнуто игу Христову и Его послушанию:воля, ум, вожделения и все адамовы плотския похоти. (Рим. 6.12.).
Плоти весьма нравится находиться в почтении, в уважении и в славе, жить в богатстве, веселии и сластолюбии. Но если человек начинает подавлять всё это и подчинятть под иго Христово, то-есть под Его поругания, презрение и нищету, считать себя недлстойным всего этого, отвергаться всего, что в мире высоко, слвно, знатно, пышно и мощно, то это крест Христов, от которого плоти больно и который есть распинания ея;в этом истинное смирение Христово и Его высокая жизнь, Его „благое иго", которое для духа есть „лёгкое бремя" (Мате. 11.30.),так как Он „пришёл не для того, чтобы Ему служили, но чтобы служить и отдать душу Свою для искупления". (Мате. 20.28.).Что иное есть жизнь Христова, как не святая нищета, крайне уничижения и величайшия страдания?
Плотской человека тот, кто стремится к почестями и охотно желал бы возвышатся в мирском смысле. Духовный человек тот, кто во Христе любить смирение и охотно желал бы быть ничем в мирском смысле. Все люди стараются „быть чему-нибудь", но никто не хочет научится „быть ничем". То Адамова жизнь, а это жизнь Христова. Плотскому человеку, который ещё не знает, что Христос есть именно одно смирение, кротость и любовь, - жизнь христианская кажется великим безумием. Он считает свободную,безпечную плотскую жизнь за великую мудрость и в своей слепоте думает, что он ведёт самую лучшую и приятнейшую жизнь, не зная, что живёт в дьяволе. Такие люди обманываются ложным светом своей плотской мудрости и вместе с собою обманывают и других. Но те, которые просвещены вечным истинным светом, ужасаются. Видя пышность, высокомерие, гордость, сладострастие, гнев, любомщение и подобные тому плоды плотской жизни, они помышляют:„Господи Боже! Как далёк ещё этот человек от Христа и познания Его, от истинного покаяния, от истинного христианства и от плода нового рождения истинных чад Божьих! Онх живёт ещё в Адаме и в ветхом рождении, живёт в самом дьяволе". Ибо произвольно, и при этом зная, что произвольно, жить во грехах есть не что иное, как жить в дьяволе. Итак, если в человеке нет жизни Христовой, в нём нет и покаяния, он не есть истинный христианин, тем менее чадо Божье;он и не знает Христа, как Спасителя и как пример жизни, тот должен знать, что Он есть единая любовь, единая кротость, терпение и смрение, и эту любовь и кротость Христову должен онииметь в себе, должен любить и ощущать в сердце своём.
Подобно тому, как узнают какое-либо растение но его запаху и вкусу, так Христос должен быть познаваем, в тебе, как благороднейшее насаждение, (Иоан. 15.1-5.),от которого душа ощущает жизнь, утешение и покой. Таким-то образом вкушают, „сколь благ Господь", (Пс. 33.9.);так познаётся, что „жизнь Христова" есть наилучшая, благороднейшая, приятнейшая жизнь и что нет жизни столь благой, столь вожделенной, столь тихой, столь покойней, столь мирной, радостной и столь подобной жизни вечной, как жизнь Христова.
А так как она „наилучшая жизнь", то должна быть и наиболее дорогой для нас. В ком нет жизни Христовой, в том и не познается надлежащим образом покой и мир вечной жизни, ни высочайшее благо, ни вечная истина, ни мир и радость, ни истинный свет, ни истинная любовь, хотя всё это-Сам Христос. Поэтому св. Иоанн говорит:„Всякий любящий рождён от Бога и знает Бога;кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь". (1 Иоан. 4.7,8.).
Из этого явствует, что и новая жизнь, и плоды нового рождения, от Бога происходящего, состоят ни в одних словах или наружном виде, но в высочайшей добродетели, которая есть Сам Бог;именно, в „любви". Кто из чего рождён, того качества, свойства и подобие должен он иметь. Если он рождён от Бога, то должен иметь любовь, потому что „Бог есть любовь". (1 Иоан. 4.16.).
То же нужно сказать в отношении „истинного познания Бога".Оно также состоит не в словах или в одном только знании, но в живом, сильном утешении-в том, что человек верою вкушает в сердце своём сладость и благость Бога. Тогда это есть живое познание Бога, ощущаемое и живущее в сердце. Об этом говорит и псалмопевец Давид в 533 псалме, ст. 3:„Сердце моё и плоть моя восторгается к Богу живому";и в 512 пс. ст. 4:„Милость твоя лучше, нежели жизнь". Здесь описывается живая радость и ощущение сладости Божией в верующем сердце. Таким-то образом человек живёт в Боге и Бог в нём, человек познаёт Бога истинно и познан бывает от Бога.


Рецензии