Глава тринадцатая

Смерть для мира ради вечной будущей жизни.
Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. (2 Кор. 8.9.).
Ради Господа твоего Христа ты по справедливости должен умереть для самого себя, своих грехов и мира, должен делать добро и вести блаженную, святую жизнь, не для того, чтобы тем заслужить что-нибудь (Христос заслужил для тебя всё), но единственно из чистой любви ко Христу, потому что Он за тебя умер.
Если ты лююишь Христа, то люби Его не устами, но делом и истинною. Если ты Его любишь, то исполняй слово Его. „Кто любит Меня, - говорит Господь, - тот соблюдает слово Моё, и Отец Мой возлюбит его, и Мы приидём к нему и обитель у него сотворим". (Иоан. 14.23.).Любовь же к Богу заключается в том, чтобы мы соблюдали заповеди Его;и заповеди Его не тяжки, говорит св. Иоанн. (1 Иоан. 5.3.).И Господь Сам говорит:„Иго Моё благо и бремя Моё легко",(Мате.11.30.),то-есть для истинно любящего Христа делать добро есть радость и веселие. Любовь всё делать лёгким. Но кто не любит Христа надлежащим образом, тот всё делает с трудом и неудовольствием, и ему тяжело делать добро. Для истинно любящего Христа самая смерть за Него есть радость. Ибо нам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него. (Филип. 1.29.).
Посмотрите на Моисея, о котором Послание к Евреям, (11.24,25,26.),свидетельствует слудующими словами:„Верою Моисей, прилучше захотел страдать с народом Божьим, нежели иметь временное, греховное наслаждение, и поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели египетския сокровища".
Посмотрите на Даниила (Дан. 1,8.),которого царь вавиллнский избрал, вместе с его товарищами, из находившихся в плену в Вавилоне, чтобы сделать их себе слугами;велел кормить их со своего стола и давать им „вино, которое сам пил" ;отдал приказание воспитывать их, пока они сделаются способными к служению царю. Но Даниил и его товарищи просили начальника над евнухами царскими, чтобы он избавил их от дорогих явств с царского стола и разрешил им есть овощи и пить воду. Так поступали они из любви к премудрости, чтобы премудрость низошла свыше в душу их. Так должен и ты отказаться от плотского сладострастия, если Христу, вечной Премудрости, надлежит придти в душу твою. И подобно тому, как те отроки похорошели, живя умеренно, питаясь овощами и утоляя жажду водою, так и твоя душа сделается прекраснейшей в очах Божьих, и даже „причастною к Божескому естеству, удаляясь от господствуящаго в мире растления похотью". (2 Пётр. 1.4.).
Св.Павел говорит:„Христом мир для меня распят и я для мира",Гал.6.14.",то-есть я умер для мира, и мир взаимно для меня умер. Следовательно, и христианин, хотя и в мире, но не от мира;он живёт в мире, но не любит его. Мирская пышность, честь, уважение, слава, похоть очей, похоть плоти, гордость житейская для христиан есть нечто мёртвое, пустой призрак;они не обращают на них внимания. Таким образом, мир для них распят и умер и они взаимно распяты и умерли для мира, то-есть они не желают никакой мирской чести, богатства, увеселения и радости.
Блаженно то сердце, которому Бог даёт такую благодать, что оно уже не желает мирских почестей, богатства и сладострастия. И потому каждому христианину надлежало бы ежедневно молиться, чтобы Бог даровал ему благодать,чтобы он не желал мирских чести, богатства и сладострастия.
Премудрый царь Соломон говорит:„Двух милостей прошу я у Тебя;не лиши меня их до смерти моей:суету (идолослужение) и ложь удали от меня;нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом". (Притч. 30.7.).Христианин же должен молиться, говоря:„Двух милостей прошу у Тебя:да умру самому себе и миру". Ибо без этого не может быть истинного христианина;а есть только христиане ложные, которым Господь скажет:„Никогда Я не знал вас". (Мате. 7.23;25.12.).
Хотя для плоти это будет и тяжкий крест, то-есть умирать для самого себя и мира, отвергаться мира, дабы наследовать небо, однакожь, дух и любовь ко Христупреодолевает всё;для духа оно стнановится „игом благим и бременем лёгким". И хотя мир ненавидит людей, которые умерли миру, однакожь, Бог любит их. „Ибо вражда с миром есть дружба с Богом" ;и наоборот:дружба с миром есть вражда против Бога. Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. (Иак. 4.4.);как и Сам Господь говорит:„Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё;но Я избрал вас от мира, потому и ненавидит вас мир". (Иоан. 15.19.).
Мир подобие морю:оно терпит в себе только то, что живое, а всё мёртвое и умершее извергает. Так, кто умер для мира, того он извергает вон;прочие же, которые могут жить знатно, пышно, блистательно, суть любимыя чада мира.
Одним словом, кто достиг того, что в его сердце умерла всякая гордость, сребролюбие, сластолюбие, гнев, любомщение, для того мир умер, и он умер для мира;и он тогда только начинает жить во Христе, а Христос в нём. Таких признаёт Христос за Своих. К прочим же Он обращается со словами:„Я не знаю вас". Причина:потому что вы не знаете Меня;вы в жизни своей стыдились Меня, то-есть Моего смирения, кротости, терпения;потому и Я взаимно стыжусь вас. (Марк. 8.38.).Короче сказать:кто не живёт со Христом здесь, во времени, тот не будет жить с Ним там, в вечности. В коем Христос не живёт здесь, в том не будет Он и там жить. Для кого Христос не есть жизнь здесь, тот и там не будет Его иметь свом блаженством.
Наблюдай, кому более уподобляется и с кем соединяется здесь жизнь твоя:со Христом или с дьяволом. С тем ты пребудешь соединён и по смерти, во веки.
А кто, таким образом, умер для самого себя, для того легко потом умереть и для мира. Умереть для мира значит не любить мира, ни того, что в мире;как св. Иоанн говорит:„Кто любит мир, в том нет любви Отчей". (1 Иоан. 2.15.).Ибо на что тому мир, кто в сердце своём умер для него? А кто любит мир, тот легко побеждается им, как Самсон Далилою, (Суд. 16.6.),и принуждён терпеть все те скорби, которыя мир с собой приносит.
Итак, любовь к миру принадлежит к ветхой твари, а не к новому рождению. Ибо в мире нет ничего, кроме чести, богатства и сладострастия, или „похоти плоти, похоти очей и гордости житейской";всем этим услаждает себя ветхий человек. Но новый человек полагает радость свою единственново Христе, и Он есть его честь, богатство и веселие.
Образ Божий, через Христа обновлённый, есть величайшее украшение и честь человека;к этому должны мы преимущественно стремиться. „Неужели Господь не может больше радовать тебя, чем повреждённая тварь? - спрашивает Таулер.
В слове Божием мы также находим, что не человек создан для мира, но мир для человека;что человек создандля гораздо высшей жизни и обители:не для дорогих яств и напитков, не для приобретения великого богатства, многих городов и сёл, не для обладания множеством полей и лугов, не для пышности и дорогих нарядов, не для золота и серебра, вообще не для чего-либо преходящего, временного, как бы оно ни казалось прекраснои драгоценно;не для того, чтобы ему быть обладателем и наследником нашей земли, иметь на ней своё веселие, услаждение, свою радость и рай свой и не знатьи не надеяться ни на что больше, как только на то, что можно было видеть плотскими глазами. Нет, поистине, не для того человек создан, не для того он в мире, ибо ему надлежит опять из него выдти, он не может в нём остаться. И хотя мы в большом числе родимся в мир сей, однакожь, смерть толпами же берёт нас из него и изгоняет нас, не давая нам взять с собой пылинки, как бы мы ни были богаты.
Вот сильное и наглядноеидоказательство, что мы сотворены не для земной жизни и что здешний мир не есть главная цель нашего сотворения;иначе нам следовало бы, конечно, в нём и оставаться. Итак, должна быть непременно другая, славнейшая цель сотворения нашего. Это видно по происхождению нашему, которое от Самого Бога и по божественному образу, который мы носим во Христе и к которому мы обновлены. Образ это доказывает, что мы преимущественно сотворены для царства Божьяго и для вечной жизни. Для этого мы и искуплены Христом и возрождены Святым Духом. Надлежит ли человеку прилеплять сердце своё к миру и отягощать благородную душу свою временным, тогда как душа человеческая гораздо благороднее и лучше целого мира? Ведь, человек есть самое благородное творение, насколько он носит образ Божий во Христе и обновлён к оному. Итак, „не человек сотворён для мира, но мир для человека", потому что последний носит образ Божий во Христе, который нечто настолько высокое, что целый мир со всем своим богатством и все люди со всеми своими силами и могуществом не в состоянии были возвести от погибели ни одной души или же возстановить образа Божия.Надлежало Христу умереть, чтобы чрез Святого Духа был возобновлён в человеке снова сделался домом и обителию Божию во веки.
Неужели же мне отдать душу мою, которую Христос столь дорого искупил, за горсть золота и серебра, за богатство, честь и веселье мира его? Это значит подлинно бросить жемчужину в грязь, повергнуть её перед свиньями. Это то и разумеет Господь, говоря:„Какая польза человеку, если он и целый мир приобретает, а душе своей повредить", (Мате. 16.26.),или погубить душу свою то-есть самого себя? Целый мир со всею своею славою не может принести никакой пользе душе, потому что душа безсмертна, а мир приходящ.


Рецензии