Дилемма вагонетки

   Проблема вагонетки (или дилемма трамвая, Trolley problem) –
Движущейся без тормозов на полном ходу -
известный психологический эксперимент, впервые сформулированный в 1967 году.
   В оригинале эта проблема звучит так:
вагонетка несётся по направлению к пятерым, привязанным к рельсам.
Это не фильм. Бывает в жизни и так.
Но у вас есть возможность переключить стрелку, что впереди на пути,
и направить вагонетку по запасному пути.
  Проблема заключается в том, что и там к рельсам привязан человек – правда, всего один.
 Каковы ваши действия? Вы - его жизни господин!
При каких обстоятельствах вы решите пожертвовать жизнью одного
для спасения пятерых вместо этого одного?
Ответ на этот вопрос вот уже более полувека
интересует как психологов, так и философов всего мира –
ведь с его помощью можно разобраться в более сложной проблеме:
в какой мере культурный контекст определяет нашу мораль - мораль наше века и нашего мира?
   Благодаря исследованию (самому крупномасштабному на сегодняшний день -
более 70 тысяч участников из 42 стран – не за один день),
проведенному международной командой психологов, чтоб всё прояснить,
это стало возможно выяснить.
   Оказывается, люди всех возрастов, независимо от их культурного контекста,
дают один и тот же ответ,  когда их просят оценить моральную приемлемость действий
в каждом случае. Конечно,  в пределах созданного здесь условного текста. 
Говорят, что наиболее приемлем Switch (Переключатель стрелки), потом Loop (рельсов Петля),
потом Footbridge (Пешеходный мост).  Все ответы созданы психологами не зря.
   Это, вероятно, потому, что в Switch (Переключатель стрелки пути)
смерть рабочего является неприятным побочным эффектом действия,
спасающего пятерых на трамвайном пути,
 тогда как в Footbridge (смерть крупного человека, сброшенного с Пешеходный моста)
является не побочным эффектом, а средством для достижения цели
и для этого требуется применения к нему личной силы. Всё исследовалось неспроста!
   Независимо от точных причин, лежащих в основе этого исследования,
получившего итог именно такой,
кажется, что эта модель ранжирования является культурной универсальной -
в моральной психологии (хотя возможно, что какая-то ещё не изученная культура
может оказаться с другой точкой зрения, там иные мораль и поведенческая структура). 
Согласно исследованию, это предполагает, что мы можем списать это (эти эксцессы)
на «базовые когнитивные процессы».
   Но в чём культуры действительно проявляют различия, так это в том,
насколько сильно они одобряют или отвергают каждую жертву. 
.. Вы можете верить, что более нравственно действовать по сценарию Switch
(переключить стрелку просто),
чем по сценарию Footbridge (сбросить человека с моста),
но всё же быть категорически против действий даже в Switch, как демонстрируют
участники из Китая и Японии.
Религиозные нормы могут играть роль, так как они исследуются во всём мире больше, чем в любом крупном НИИ.
     Проблемы тележки возникают в результате попыток применить абстрактные правила
к практическим рассуждениям
и требуют от нас дистанцироваться от всех потенциальных жертв и их психологическим проявлениям. 
    И буддизм, и конфуцианство считают доброту или сострадание главными добродетелями
и ни чем иным!
Что бы человек ни делал человек в проблеме с тележкой - он не может быть добрым.
   Когда дело доходит до жертвенных дилемм,
некоторые гораздо больше доверяют людям, которые говорят при других,
что нельзя пожертвовать одним человеком ради спасения многих других».
... Существует дилемма – в соответствии с законодательством вновь избрать
или срочно переизбрать
руководителей стран или юридических лиц, принимающих разрушающие решения?
   Существует дилемма – как выполнить в приоритетном порядке без сомнения
безопасные для всех или безопасные только для некоторых
однозначно опасные выполняемые правовые решения?
.. Существует дилемма –  какие законы исполнять: законы справедливости
или законы силы, творящей несправедливости
ради сохранения собственной власти под ликом справедливости?
… В связи с такими дилеммами необходимо срочно создать и совершенствовать 
систему безопасной и своевременной остановки любых опасных средств и систем
вплоть до торможения их опасного движения - совсем.


Рецензии