О возвышении Глупости - часть 2

(авторские выдержки из дискуссии на сайте "Галактический Ковчег" https://kovcheg.ucoz.ru/forum/82-2977-1)

1. Цитата - Шахерезада (руководитель темы "Возышение Глупости" на Галактическом Ковчеге"
"... желательно собрать Глупость особых качеств, присущих остроумному философу и его глупостям - от Гомера до Апулея, а также притчевые, сказочные, басенные сюжеты, то есть, имеющие подтекст с иронией или шутками о самомнительной Глупости, которая в таком наряде выглядит вполне Возвышенной."

Понял. Видно, Глупость бывает сермяжная (из анекдотов, в современном их понимании) и утонченно отмакияженная (от философов и в притчах суфиев).

"Похвалу глупости" смотрел ранее, в молодости, по диагонали. А сейчас этот том БВЛ (№ 33) сделал настольной книгой, по представившемуся случаю, за который спасибо Шахерезаде (Феана). Конечно, сейчас у меня другой взгляд на эту философию. Начал сочинять что-то вроде Саги о "Похвале Глупости".

Задумался Эразм, трясясь в дороге дальней,
О главном признаке людского бытия,
И понял, что довлеет в психике сакральной
Всепроникающая Глупость - Мория.

Так звали ещё греки Фею жизни,
С Гомера уловили, чувством(!), Её лик,
Кой проявляется в делах, как верный признак,
Что дух (душок) от Глупости сюда проник.

Идея есть толчок для неких начинаний.
Эразма Гений Глупости дал Похвалу.
Она озвучила то с кафедры в собрании,
Где лику каждому он посвятил главу.

Слепила Глупость самохвал, меняя лики:
Где пОра жизни - там Её бессмертный дух;
Все поколения, эпохи - есть улики;
Без Глупости немыслим наш житейский круг!

Где жизнь кипит, там и философы в придачу,
Им Глупость, как анализа (где соль) предмет,
Но так, чтоб Глупость, возвышаясь наудачу,
Не поняла, что виден им Её секрет.

В делах сермяжных Глупости на первом месте,
Будь то семья, а в ней рождение детей,
Иль цель возвыситься в чинах на ниве лести -
Эразм дал похвалу за это от людей. *)

*) Для высокообразованных талантов средних веков, а ранее - в древности, в условиях отсутствия всеобщего образования, все были глупыми, включая королей, сановников, аристократов, церковных иерархов, пап и кардиналов (возможных пап). Поэтому у Эразма и размышления такие "учёные и не лишённые соли", тонкая ирония без фамилий (ибо безопасно для автора), но для современников Эразма вполне понятная ирония. Как анекдоты, кстати (но тогда такого термина не было, а называлось такое притчами, смешными, поучительными, назидательными и прочая). Простой народ тоже был по этой же причине глуп, но, тем не менее, трудился, плодился и размножался (не глупо ли, ведь в рабстве, в феодальной зависимости, в нужде?), за что и похвала Эразма Глупости народной, которая старалась таким образом для всех людей.

(предполагается Саги продолжение , если не случится мысли разложение)

2. Цитата -  Просперо (участник дискуссии, Михаил Евгеньевич Порядин)
"По латыни "Глупость" - "Bеtise" - как недостаток ума. Понятие по самой своей природе относительное. Глупость, как и ум, познается в сравнении и имеет разные степени. Это оставляет хоть какой то шанс дуракам (всегда найдется кто нибудь еще глупее) и гениям… … Философский словарь Спонвиля."

Согласен с Михаилом насчёт толкования Спонвиля. Конечно, Глупость, как чья-то оценка, зависит от точки зрения на жизнь, например, эгоиста или альтруиста. Равно, как и мудрость.

А глупость альтруиста вообще ходит рядом с подвигом!

Например, суворовское: "Сам погибай, а товарища выручай!", и ведь в этом подвиге есть шанс спастись обоим! А для эгоиста, наверное, Суворов сказал глупость.
Из других примеров:
Раздели по-братски: большую половину отдай брату. Глупо?
Но... бедные способны делиться последним, а для богатых это глупо.

Думаю, многие припомнят свои примеры относительности Глупости. Навешивать на Глупость философский "наряд Возвышенности" это как бы желание колоть исподтишка объект насмешек за приписываемую тому, со своей "кочки зрения" философа, Глупость. Вот и получается парадоксальная "Похвала Глупости", которая может выглядеть в софистических речах "вполне Возвышенной".

Из Главы II "Похвалы Глупости":
"Ибо захотелось мне появиться перед вами в роли софиста, но только не одного из тех, которые ныне вколачивают в головы мальчишкам вредную чушь и научают их препираться с упорством, более, чем бабьим. Нет, я хочу подражать тем древним грекам, которые, избегая позорной клички мудрецов, предпочли называться софистами. Их тщанием слагались хвалы богам и великим людям. И вы тоже услышите сегодня похвальное слово, но не Гераклу и не Солону, а мне самой, иначе говоря - Глупости."

И что характерно,  подобное продолжает быть вполне актуальным в философской, в частности, э(К)зотерической, среде, особенно насчёт "вредной чуши"...

3. "Умные" конъюнктурщики думают о выборе, мня, что тот у них, умников (по самооценке),  есть, вот и мечутся по жизни, чтобы ухватить за хвост личную выгоду.
А  люди, считаемые теми в числе "глупых",  просто живут (как и сейчас) и тем продолжают человечество и цивилизацию. Эразм похвалил именно такую "Глупость" (а не круглого, и уже тем как бы "совершенного", по некоему восприятию, перекати-колобка), и ведь та, народная(!), Глупость на самом деле совершает похвальный жизненный подвиг, альтруистический подвиг каждодневной заботы о детях, о других, несмотря ни на какие трудности (а для эгоиста-себялюбца, индивидуалиста по жизни, всё это несусветная глупость).

И опять скажу вам: глупость альтруиста ходит рядом с подвигом!


Рецензии