Глава седьмая

Закон Божий, написанный в сердце человека.
Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то показывают, что дело закона у них написанно в сердцах. (Рим. 2.14,15.).
Когда Господь Бог сотворил человека по бразу и подобию Своему, в совершенной правде и святости, и украсил его высокими Божественными добродетелями и дарами;когда изукрасил его, как нечто совершенное, изящное и превосходное, как высочайшее, благороднейшее дело и произведение Своё, тогда даны ыли Им человеческой совести три преимущественныя свойства и насаждены так глубоко, что они никогда не могут истребиться. Во-первых, естественное свидетельство о том, что есть Бог. Во-вторых, свидетельство о последнем или страшном суде (Рим. 2.15.).В-третьих, естественный закон или естественная правда, чрез которую различается честь и безчестие, ощущается радость или печаль.
Ибо никогда ещё не было народа настолько дикаго и грубого, чтобы он отрицал бытие Бога. Природа внутренно и извне удостоверяла людей, и они по совести своей ощущали, не только, что Бог есть, но и что Он должен быть Бог праведный, зло наказывающий, а добро награждающий, так как они в совести своей ощущали или страх, или радость. Осюда они далее заключали,, что душа должна быть безсмертна, как Платон весьма убедительнодоказывает это. И, наконец, из закона природы, то-есть из прирождённой естественной любви, они ясно усматривали, что Бог есть начало всякого добра в природе, из чего выводили то заключение, что надлежит служить Ему добродетелью и чистотою сердца. Поэтому они добродетели считали высочайшим благом, и отсюда произошли училища добродетели Сократа и других мудрых философоф. Из этого мы видим, что Бог и после падения оставил в человеке искру естественного света или некоторый след и признак естественного свидетельства Божия, чтобы человек познавал своё происхождение и старался возвратиться к нему. Это заметили и некоторые язычники, как доказывает стихотворец Арат, - на которого ссылается потом Павел (Дьян. 17.28.),-и Манилий, сказавший:„Нет сомнения, Бог обитает в сердце нашем, и души приходят с неба и возвращаются на небо". Итакмкак язычники, вопреки совести своей, пренебрегали естественное свидетельство Божье, а потому и самого Бога, то они будут осуждены по собственной своей вине и не будут иметь оправдания. Ибо так говорит в. Павел:„Что  можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез разсматривание творений видимы, так что они безответны". (Рим. 1.19,20.).И затем далее:„Они знают праведный суд Божий, что делающий такия дела достойны смерти;однако, не только их делают, но и делающих одобряют". ((ст.32.).Также в гл. 2,ст. 15:„Они показывают, что дело закона у них написанно в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющия, то оправдывающия одна другую". Если же язычники не имеют извинения, потому что они ведали от природы, что есть Бог, и, однакожь, вопреки совести своей, не искали Бога, то ещё менее будут иметь извинения те, которым Бог открыл слово Своё и которых Он через Иисуса Христа, возлюбленного Сына Своего, призывал к покоянию, то-есть к отступлению от грехов, от нечестия, дабы они сделались способными к принятию верою заслуги Христовой и причастными ея и получили вечное блаженство.
Поэтому-то каждый человек, знающий имя Христово и не обратившийся, будет иметь в тот день двух сильных против себя свидетелей:во-первых, собственное своё сердце, совесть и закон природы;во-вторых, откровенное слово Божие,которое будет судить его в последний день(Иоан. 12.48.).И последует за тем срашный приговор и осуждение, как Господь говорит, „что земле Содомской отраднее будет в день суда, и царица южная возстанет на суд и осудит" род сей. (Мате. 11.24;12.42.).
Отсюда-то и произойдёт вечная мука души, так как Бог сотворил душу безсмертною, а в душе совесть, которая вечно и непрестанно памянует о Боге, и, однакожь, никогда не может придти к Богу:в этом состоит величайшая и вечная мука души.
И эта внутренняя, вечнопролжающаяся душевная мука будет тем более жестокой, чем более люди час от часу чрез нераскаянность „собирают гнев Божий на день суда". (Рим. 2.5.).Ибо подобно тому, как Господь Бог по праведному суду Своему предал язычников превратному уму за то, что они отвергли и ни во что вменили внутренний закон природы и собственную свою совесть, как правду Божию, написанную в сердцах их, противились ей, как самому Богу, и чрез такое ослепление ума впали в те гнусные, отвратительные грехи и мерзости, коими собрали на главу свою праведный гнев Божий:так если и выдающие себя христианинами отвергают и внутреннее, и внешнее слово и свидетельство Божие и не толькотне хотят творить покояния, но противятся Духу Святому и хулят Бога, то Бог предаёт их извращению ума, так что они делаются хуже язычников и магометан, „посылает на них действие заблуждения, так что они верят лжи, и, таким образом, осуждены будут все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду". (2 Оессал. 2.11,12.).
Отсюда объясняется господство между христианинами таких гнусных пороков, о которых никогда и не слыхано было и каковы есть:дьявольская гордость и пышность, ненасытное любостяжание, постыдное сладострастие, скотская нечистота и безчеловечныя деяния. Всё это происходит от осдепления и ожесточения, свойственного извращённому уму. Ибо как христиане не хотят последовать в жизнь своей уничижённому, убогому, кроткому и смиренному Христу, не соблозняются Им, стыдятся Его святой жизни, не взирая на то, что Бог поставил Его святому миру, дабы они последовали стопами Его(Иоан. 8.12.),так и Бог предаёт их самих себе, чтобы они последовали сатане и принимали его дьявольскую жизнь чрез всякия мерзости, ложь и немилосердие к совершению дел тьмы, потому что не хотят ходить в свете, по сказанному Господем:„Ходите, пока есть свет, чтобы необъяла вас тьма". (Иоан. 12.35.).
Наконец,если Бог наказал язычников столь страшною слепотойю и извращением ума за то, что они не следовали малому внутреннемусвету, который имели в себе от природы, или, как говорит святый Павел, „не заботились иметь Бога в разуме", (Рим. 1.28.),так что по собственной своей вине лишились вечного блаженства, - то подавно будут лишены вечного блаженства те, у которых не только от природы, но и чрез ветхозаветные книги, и чрез Новый Завет спасительное слово Божье написанов сердцеи которые при всём том не уважают сей великой благодати и великого спасения. Об этом в слове Божьем так сказано:„Сей будет новый завет:Я дам закон Мой в сердце их и напишу его в уме их, и не будет один учить другого и говорить:познай Господа;но все они будут знать Меня, от мала до велика, говорит Господь. Ибо Я прощу им беззаконие их и грехов их никогда уже не вспомяну". (Иерем. 31.33.).
„Если мы, - говорить ап. Павел-получив познание истины произвольно грешим:то не остаётся более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертию, то сколько тягчайшему, думается, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню кровь завета, которою освещён, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал:Мне отмщение;Я воздам, глаголет Господь. Страшно впасть в руки Бога Живаго! ". (Евр. 10.31 и проч.). Изречение это относится не к согрешающим по слабости, но ко тьме, которые грешать произвольно, вопреки познанной истине и пребывают в нераскаянности.


Рецензии