Глава восьмая

Без истинного покояния нет спасения.
Ни один необрезанный (нечистый) не должен есть Пасхи. (Исх.. 12.48.).
Господь Иисус говорит:„Не здоровые имеют нужду во враче но больные. Я пришёл призвать не праведников, но грешников, к покоянию". (Мате. 9.12,13.).Этим Господь научает нас, что хотя Он и призывает грешников, но только к покоянию;из этого следует, что никто не может придти к Господу без истинного покояния и обращения от грехов и без истинной веры.
Покояние же не в чём ином заключается, как в том, чтобы чрез истинное раскаяние и скорбь умереть греху, чрез истинную веру получить прощение грехов и жить для правды во Христе. Предшествовать покаянию же должно истинное божественное раскаяние, чрез которое сокрушается сердце и распинается плоть. Посему-то оно и называется покаянием „от мёртвых дел", (Евр. 6.1.),то-есть оставлением дел, производящих смерть.
Пока же они не будут оставлены, то Христос со всею Своею заслугой ни мало не поможет человеку. Ибо Христос Господь наш являет нам Самого Себя, как врача, и святую кровь Свою, как драгоценнейшее, спасительнейшее лекарство от грехов.
Но и самое драгоценное лекарство не может принести ни малейшей пользы, если больной не хочет оставить того, что для него вредно. Так и кровь Христова, и смерть Его не помогает тому, кто не хочет перестать грешитт. Поэтому святый Павел говорит:„Поступающие так (то-есть исполняющие дела плоти) не последует царствия Божия", (Гал. 5.21.),то-есть они не будут иметь части во Христе.
Далее, если Христос и Его святая кровь должны быть для нас лекарством, то прежде всего надобно, чтобы мы были больны, ибо не здоровые имеют нужду во враче, но больные. (Мате 9.12.).Но не суть духовно больны все те, которые остаются без истинного покаяния, без сердечного раскаяния о грехах своих, которые не имеют сокрушённого, разстерзанного сердца и не страшатся гнева Божия;которые не хотят убегать мирских похотей;которые ищут суетной чести, богатства и сладострастия;не заботятся о грехах своих. Эти люди, - говорю я, - не больны, а потому и не имеют нужды во враче, то-есть Христос ни мало им не полезен.
Поэтому твёрдо запомни следующее:Христос пришёл призвать не праведников, но грешников к покоянию. (Мате. 9.13.).Почему?Потому что только кающееся, сокрушённое, рстерзанное, верующее сердце способно воспользоваться безценною заслугою, кровию и смертию Иисуса Христа
Блажен человек, который ощущает в своём сердце это святое призвание, потому что печаль о грехах ради Бога производит неизменное покояние ко спасению. (2 Кор. 7.10.).Эту ьожественную печаль производит Святый Дух посредством закона и прилежного размышления о святом страдании Христовом. Ибо страдание Христово есть вместе покаянная проповедь и самое страшное зеркало гнева Божия и проповедь благодати. Подумай только, из-за чего возлюбленный Господь наш претерпел горькую смерть:из-за грехов наших. Подумай также о любви Божией, ибо Он даровал Сына Своего. (Рим. 5.8.).Здесь видим мы правосудие и милосердие Божие.
Каким же образом верующие во Христа будет иметь желание или силу не отстать от тех самых грехов, за которые Христос должен был заплатить кровию и смертию Своею, Своею жизнью? Ему с глубоким смирением и унижением пришлось удовлетворять за наше любостяжение, а тебе ещё хочется гордости, и ты не можешь насытится мирскою честию! Христу тоскою и смертельными болезнями,(Мате.26.38.),надлежало удовлетворять за сладостастие плоти твоей;а ты всю свою радость полагаешь в услаждении сей мёртвой плоти! Как же может быть услаждением твоим то, что для Христа Господа Твоего было величайшим мучением? Как может быть радостию то, что для Христа Гтспода Твоего было величаешею смертельною скорбию! Глубоко кротостию и высоким терпением Господь твой удовлетворял за твой гнев, ненависть, вражду, горечь, любомщиние, непримиримость;а ты так легко гневаешься, и мщение тебе так сладостно, сладостнее самой жизни! Ужели столь сладостноитебе то, за что Господу твоему надлежало испить горькую чашу смерти?
Такис образом, всё называющее себя христианами и не отстающие от грехов „распинают Христа снова и ругаются над Ним, или поносят Его". (Евр. 6.6.).Они не могут участвовать в страданиях Христовых:ибо они попирают ногами своими кровь Христову. (Евр. 10.29.).Кровь завета они не считают святыней, то-есть не почитают, её за очищение грехов своих, совсем не обращают внимания на то, что она пролита в удовлетворение за грехи их, и оскорбляют Духа благодати:то-есть отвергают, хулят и поносят своею нечистивою жизнию высокою, безценную предлагаемую благодать, так что кровь Христова должна вопиять на них об отмщении и ппедавать их праведному суду Божию, которого мы по справедливости должны ужасаться, ибо страшно впасть в руки Бога Живаго. (Евр. 10.31.).Бог наш не есть немощный и мёртвые идол, попускающий всегда над собой смеяться, но Бог живый.
Да и собственное наше сердце убеждает нас, что последуют великое мщение и гнев Божий, когда кто-либо не отстанет от грехов, слыша из слова Божия, какую ужасную смерть надлежало вечному Сыну Божию претерпеть за грехи наши.
Вот причина, ради которой в целом мире было проповедано покаяние, как скоро совершилась святая серть Христова:она совершилась за грехи всеготмира, (1 Иоан. 2.2.),и для того именно, чтобы все люди повсюду творили покаяние, как то написано а Апостольск. Дьян. 17.30,и чтобы приняли это врачевание с верующем, исполненным раскаяния сердцем, дабы этот драгоценный дар благодати Божией не вотще был неспослан человеку.
А за таким сердечным покаянием надлежит следовать прщению грехов;ибо как может быть прощён человеку такрй грех, который никогда не причинял ему скорби и которому он всё ещё имеет наклонность и от которого не хочет отстать? Не безумное ли и не хотеть отстать от них? Утешаться страданием Христовым и не оставлять греха, ради которого Христос должен был умереть?
Естт много таких людей, которые во всю жизнь свою никогда не творили истинного покаяния, а хотят, однако, получить прощение грехов;которые никогда не отставали от скупости, гордости, гнева, ненависти, зависти, лживости, неправды, и даже возрастали ещё в них, а хотят, однако, вменять себе заслугу Христову. Они уверили сами себя, что они хорошие христиане, или только знают и веруют, что Христос умер за грехи их, и думают таким образом сделаються облагодавствованными Обманутый, ложный христианин! Никогда не учило тебя слово Божие, будто бы ты таким образом спасёшься.
Ни один пророк, ни один апостол никогда этого не проповедывал. А вот что проповедуют они:„Если ты хочешь получить прщение грехов, то должен творить то-есть покаяние, отстать от грехов, чувствовать скорбь о грехах и веровать во Христа".
Но как же ты сможешь болезновать о грехах, если ты не помышляешь их оставить, и как может человек оставить грехи, которые никогда не причиняли ему скорби? Потому-то и учит тебя Хрисос, Его пророки и апостолы, что ты должен умереть для греха и мира, то-есть для твоей собственной гордости, сребролюбие, сластолюбия, гнева, вражды, и обратится к ко Господу и просить Его благодатной помощи. Тогда получишь ты прощение грехов;тогда придёт Врачь, исцеляющий сокрушенных сердцем и врачующие скорби их. (Пс. 1156.3.).В противном случае, Христос николько тебе не поможет, равно как и твоё многоглавие о вере. Ибо истинная вера обновляет человека и умерщвляет в нём грех, оживлетворяет человека во Христе, т. е. делает то, что он верою живёт во Христе, в Его любви, смирении, кротости, терпении. Смотри, таким образом Христос для тебя становится путём к жизни;так становишься ты в Нём новыми созданием. (2 Кор. 5.17.). Но если ты пребываешь во грехах своих, не хочешь умереть для них;но находишь удовольствие во всёмчто ни делает твой Адам, - то как можешь ты быть новых созданием? Как можешь ты принадлежать Христу, когда не хочешь распинать плоти своей со страстями и похотями (Гал. 5.24.)?
Хотя бы ты слушал по десяти проповедей в день, проповедывался каждый месяц и приступал к трапезе Господней, - всё это, однако, не помогло бы тебе, и ты не получил бы прощение грехов. Причина этого в том, что ты не имеешь кающегося, сокрушённого, верующего сердца, которое способно к принятию этого спасительного врачебного средства;оно не помогает человеку нераскаянному, не имеющему кающегося, верующего сердца.Возлей драгоценный бальзам на камень-какая будет от того польза? Бальзам не поможет ему. Посей самую лучшую пшеницу на месте, поросшем тернием, - она неипринесёт плода, если ты не вырвеш наперёд терния. (Лук. 8.7.).Одним словом, кто хочет пребывать в своих грехах, тому Христос не поможет. Кто не хочет вновь родиться со Христом, для того нисколько не полезно рождество Его;кто не хочет умереть для греха со Христом, для того нисколько не полезна смерть Его. (Римь. 6.11.).Кто не хочет воскреснуть во Христе от смерти греховной, для того нисколько не полезно воскресение Его;кто не хочет жить со Христом в будущей небесной жизни, для того нисколько не полезно преславное вознесение Его.
Но если человек обращается, какмблудный сын, (Лук. 15.18.),раскаивается в своих грехах, оплакивает их, избегает их и ненавидить, просить Бога о благодатном прощении и взирает с верою на распятого Иисуса и Его кровавыя язвы, как Израилитяне неимедного змия в пустыне, (Числ. 21.8.),и говорить :„Боже! милостив буди мне грешнику", (Лук. 18.13.), - тогда всё бывает прощено и забыто, хотя бы даже он один сотворил грехи всего мира
Так могущественна святая кровь Христова и святая смерть Его:Таково совершенство в искуплении, совершавшемся посредством крови Христовей! И так чрез веру кающемуся сердцу вменяется вся заслуга Христова. Ибо Бог приемлет покаяние во грехах, (Прем. XH. 19),то-есть Бог совершенно прощает кающимся, из единой милости, для Христа:ибо Божие веселие и радость в том, что Он милосерд и прощает грехи по Своей милости. „Сердце Моё разрывается ;Я не могу не умилосердится над тобою", - говорит Он. (Иерем. 31.20;Осий 11.8.).Причина этого заключается в том, что свет Христова приносит тогда плод свой и оказывет силу свою;тогда и радость бывает на небеси и ангелов Божих о том, что драгоценная кровь Христова не была тщетноюидля бедных грешников, ради которых она проливалась. (Лук. 15.7.).


Рецензии