Глава четвёртая

Глава четвёртая. Истинное покаяние, истинный крест, истинное иго Христово.
Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. (Гал. 5.24.).
Покаяние,или истинное обращение, есть дело Бога Духа Святого, чрез которое человек познаёт из закона грех свой и гнев Божий против греха. Так рождается в сердце раскаяние и соболезнование, а из Евангиелия познаете благодать Божия, и чрез веру получается прощение грехов во Христе. Чрез покояние же совершается умерщвление и распинание плоти и всех плотских похотей и злых превратных ожесточений сердца и ожитворение духа, посредством которого Адам и всё, связанное с его повреждением, чрез истинное раскаяние в нас умирает, а Христос живёт в нас чрез веру. (Гал. 2.20.).И то, и другое находится в связи между собой:за умерщвлением плоти следует оживотворение и обновление духа, а за обновлением духа-умерщвление плоти. Когда ветхий человек умерщвляется, то новый оживает;а когда новый оживает, то ветхий умерщвляется. (2 Кор. 4.16.).„Ежели внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется". (Кол. 3.5.).„Умертвите земные члены ваши" (Рим. 6.11.).„Почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе".
Чтобы понять, почему умерщвление плоти должно совершаться чрез истинное покояние, мы должны обратить внимание на следующее:как мы видели выше, человек чрез падение Адамово стал совершенно земным, плотским, то-есть не имеющим ни Бога, ни любви, отвратившимся от любви Божией к любви сего мира, преимущественно же к себе:во всём он ищет, любить, чтить себя самого и прилагает всеё старание к тому, как бы приобрести высокое уважение у каждого. Всё это произошло чрез падение Адама, когда он восхотел сам быть Богом. Этот грех и все люди приносят с собою при рождении. Это-то превратное, злое свойство человека должно ныне перемениться. Оно должно быть исправлено чрез истинное покаяние, то-есть чрез истинное божественное раскаяние и чрез веру, объемлющую прощение грехов, и чрез умерщвление своего самолюбия, гордости и плотского сладострастия. Ибо не в том только заключается покаяние, когда оставляют грубые наружные грехи и перестают творить их, но когда входят в самих себя, переменяют и исправляют внутреннейшее основание своего сердца и отвращаются от своего самолюбия к любви Божией, от мира и всех мирских похотей к духовной небесной жизни и чрез веру становятся причастными заслуге Христовой.
Из сего следует, что человек должен отвергнуться себя, (Лук.!X. 23),то-есть сокрушить собственную свою волю, совершенно предаться воле Божьей, не любить себя, но почитать себя самым недостойным и окаянным человеком;отречься от всего, что он имеет, (Лук. 14.26.),то-есть презирать с его почестями и славою, считать за ничто свою собственную мудрость и мощь, не надеяться ни на что и ни на какую тварь, но исключительно на Бога;ненавидеть собственную жизнь свою, то-есть плотския похоти и вожделения, как-то:гордость, скупость, сластолюбие, гнев, зависть;умерщвление их и не услаждаться самим собой;считать всё, делаемое им, за ничто, не хвалиться ничем, ничего не приписывать своим силам, умереть для мира, то-есть для похоти очей, похоти плоти и гордости житейской;распяться миру. (Гал. 6.14.).В этом и состоит истинное покояние и умерщвление плоти, без чего никто не может быть учеником Христовым. В этом и заключается истинное обращение мира, от самого себя, от дьявола к Богу, - обращение, без которого никто не может получить прощение грехов и спастись. (Дьян. 26.18.).
Покаяние и обращение есть отвержение самого себя, и это-то и есть истинный крест Христов и истинное иго Христово, о котором Господь говорит:„Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем",(Мате.11.29),то-есть посредством сердечного, коренного, внутреннего смирения ты должен укротить любовь к самому себе, искание собственной чести, а посредством кротости-свой гнев и мстительность. Для нового человека это-благое иго и лёгкое бремя;но для плоти это горький крест. Ибо это значит распинать плоть свою со страстями и похотями.(Гал. 5.24.).
И посему ошибаются почтающие за крест одне морския горести и несчастия;они не знают, что истинный крест составляют внутреннее покояние и умерщвление плоти, и этот крест мы должны ежедневно нести за Христом, т. е. терпеливо сносить злобу врагов своих, их поношения, сердечным смирением побеждать гордость и высокомерие противников наших, пример чего показал нам Христос, с великою кротостью отрекшийся мира и всего, что в мире.
Это иго Христово есть тот крест, который мы должны нести, и это-то и называется умереть для мира. Однако, это не то, чтобы убежать в монастырь, принять какой-либо обет и правила и, однакожь, оставаться в сердце своём совершенно мирским, исполненным духовной гордости, фарисейского презрения к ближнему, исполненным сластолюбия, тайной ненависти и зависти. Нет, смерть для мира есть умерщвление плоти и всего того, к чему склонна плоть;всегдашнее, внутреннее, сокровенное раскаяние и скорбь, чрез которыя человек внутренно обращяется от мира к Богу и ежедневно в сердце своём умирает для мира, а живёт во Христе верою, в сердечном смирении и кротости и утешается благодатью Божиею во Христе.
К этому покоянию и призвал нас Христос:к истинному, внутреннему, сердечному покаянию и обращению сердца от мира к Богу;только в таком случае обещал Он нам прощение грехов и вменение Его правды и Его святого послушания по силе веры. Ибо без внутреннего покояния Христос нисколько не поможет человеку, т. е. человек без этого не может учавствовать в благодати Его и в плодах Его заслуги. Их нужно принимать с кающимся, сокрушённым, верующим и смиренным сердцем. Плод смерти Христовой в том и состоит, что мы чрез покояние умираем по греху, а плод воскресения Христова, - что Христос в нас живёт, а мы в Нём.
Это уже и есть новая тварь во Христе и новое рождение, которое одно приятно пред Богом. (2 Кор. 5.17;Гал.6.15.).Подробнее об этом я скажу далее, в 14 главе.
Из всего этого научайся правильно понимать покояние;ибо многие заблуждаются, думая, что истинное покаяние есть то, когда удаляются от наружного идолослужения, богохульства, смертоубийства, прелюбодеяния, нецеломудрия, татьбы и прочих грубых наружных грехов, но в действительности это только наружное покояние, о котором гласят несколько пророческих изображений (Иса. 55.7;Иезек 18.27 и 23.14.).Но пророки и апостолы смотрели гораздо глубже, то-есть в сердце, и вот они учат нас гораздо высшему внутреннему покоянию, по которому человек должен умирать для гордости, скупости, сластолюбия;отвергаться, ненавидеть себя, отрекаться от мира и всего, что человек имеет;предаваться Богу, распинать плоть свою, ежедневно приносить Богу истинную жертву, то-есть носить в себе сокрушённое, растерзанное и устрашённое сердце и плачущую душу;такое внутреннее покояние сердца описано в покояных псалмах.
Итак, истинное покояние заключается в том, что сердце внутренно бывает сокрушено, растерзано раскаянием и скорбью, а верою и прощением грехов исцеляется, утешается, очищается и исправляется, после чего следует уже и наружное исправление жизни.
Итак, если человек будет наружно творить покояние и не отстанет от грубых пороков из страха наказания, но останется прежним в сердце и не начнёт внутренней новой жизни во Христе, то он подвергнется осуждению, и взывание:„Господи! Господи!" не поможет ему.На это взывание последует такой ответ:„Я не знаю вас". Ибо не всякий говорящий:„Господи!Господи! "войдёт в царство небесное;но исполняйщий волю Отца нашего, Который на небесах. (Мате. 7.21.).Это относится к всем людям всех званий, учёным и неучёным;ибо тех, кто не творит истинного покояния, в сердце своём и не соделывается новым созданием во Христе, Христос не признаёт за Своих.


Рецензии