Глава третья

Глава третья. Обновление человека к вечной жизни во Христе
Во Христе Иисусе ничего не значит ни образование, ни необрезание, а новая тварь. (Гал. 6.15.).
Новое рождение есть дело Бога Духа Святого, через которое человек из чада гнева и осуждения становится чадом благодати и спасения, из грешника праведником чрез веру, слово Божье и святыя Таинства, через которыя и сердце наше, смысл и дух, ум и воля обновляются, просвещаются и освещаются во Христе Иисусе и сообразно с Ним, чтобы быть новой тварью. Это новое рождение заключает в себе два главных благодеяния:возрождение и обновление. (Тит. 3.5.).
Человек-христианин имеет двоякое рождение:ветхое, плотское, греховное, осуждённое и проклятое рождение, которое происходит из Адама и чрез которое размножается змеиное семя, образ сатане и земной, скотский род человека;а другое-духовное, святое, блаженное, благословенное, новое рождение, которое происходит из Христа и чрез которое духовным образом насаждается семя Божье, образ Божий и небесный, богообразный человек.
Иначе говоря:каждый человек-христианин имеет в себе две линии рождения:плотскую линию Адама и духовную линию Христа, происходящую из веры. Как у нас есть Адамово ветхое рождение, так должно быть в нас же и Христово новое рождение. Это и называется ветхим и новым человеком, ветхим и новым рождением, ветхим и новым Адамом, земным и небесным образом, ветхим и новым Иерусалимом, плотью и духом, Адамом и Христом, внутренним и внешнимм человеком.
Итак, помни, каким образом мы из Христа вновь рождаемся. Как ветхое рождение плотским образом насаждается из Адама, так новое рождение насаждается из Христа. Это происходит посредством слова Божия, которое есть семя нового рождения. „Как возрождённые но от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего в веках". (1 Пётр 1.23.).Он родил нас словом истины, чтоб нам быть некоторым начатком Его созданий. (Иак. 1.18.).Это слово Божие пробуждает в нас веру, а вера держится этого слова и объемлет в слове Иисуса Христа со Святым Духом. Силою же и действием Св. Духа человек возрождается. Итак, новое рождение во-первых, происходит посредством Св. Духа. (Иоан. 3.5.).Это и называет Господь:Родиться от Духа. Во-вторых, человек рождается посредством веры:„Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён". (1 Иоан. 5.1.).В-третьих, чрез святое крещение.„Если кто не родится от воды и духа". (Иоан. 3.5.) и проч.
Об этом заметим ещё следующее:
Из Адама и от Адама наследовал человек величайшее зло:грех, проклятие, гнев, смерть, дьявола, ад и осуждение. Это плоды ветхого рождения. От Христа же, посредством веры, человек наследует высочайшее благо-правду, благодать, благословение, жизнь и вечное блаженство. От Адама человек наследовал плотский дух, владычество и тиранство злого духа, а от Христа наследовал Св. Духа с Его дарами и спасительным руководительством. Ибо какой дух живёт в человеке, такое и рождение, качество и свойство иметь он в себе, каак и Господь говорит:„Не знаете, какого вы духа". (Лук. 9.55.).От Адама, посредством плотского рождения, человек получил гордый, надменный, высокомерный дух. Поэтому, если он хочет возродится и обновится, то должен получить из Христа дух смирения, уничижения и братолюбия. От Адама человек наследовал дух неверия, богохульства, неблагодарности;от Христа же должен получить дух веры и хвалы Бога, дух благодарности посредством веры. От Адама человек получил дух непослушания, дерзости и нечистот, от Христа же должен получить дух послушания, благонравия, дружелюбия, посредством веры. От Адама, посредством греховного рождения, человек наследовал дух гнева, вражды, мстительности и убийства;от Христа же должен наследовать дух любви, кротости, долготерпения, посредством веры.От Адама человек получил дух сребролюбия, немилосердия, своекорыстия и хищничества;от Христа же должен получить посредством веры дух милосердия и щедрости, готовой на помощь. От Адама человек наследовал дух нецеломудрия, нечистоты, неумеренности;от Христа же должен получить дух целомудрия и умеренности. От Адама человек имеет дух лжи, притворства и клеветы;от Христа же дух правды, искренности и постоянства. От Адама человек получил скотский, земной и зверский дух;от Христа дух небесный, божественный.
Христо для того вочеловечился, был зачат от Св. Духа и был преизобильно помазан Святым Духом, чтобы почил „на Нём Дух Господен, Дух премудрости, разума, совета, крепости, ведения, страха Божия",(Исаии.12.2.),чтобы в Нём и чрез Него человеческая природа обновилась и мы в Нём, из Него и чрез Него родились и снова соделались новой тварью;чтобы нам от Него наследовать дух премудрости и разума вместо духа безумия;дух ведения вместо нашей прирождённой слепоты;дух страха Божия вместо духа непочтительность к Богу. Это новая жизнь и плод нового рождения в нас.
Как мы в Адаме всё духовно умерли и не могли делать ничего, кроме мёртвых дел смерти и тьмы, так должны мы „во Христе ожить" и творить дела „света". (1 Кор. 15.22.).Как чрез плотское рождение мы наследовали грех от Адама, так должны чрез веру наследовать от Христа правду. Как чрез плоть мы унаследовали Адамову гордость, скупость, сластолюбие и всякую нечистоту, так чрез Духа Святого природа наша должна быть обновлена, очищена и освящена, и всякая гордость, скупость, сластолюбие и зависть должны в нас умереть, чтобы мы получили от Христа новый путь, новое сердце, помышления и волю, как из Адама мы получили греховную плоть.
Ради этого нового рождения Христос называется нашим вечным Отцом. (Исаии. 9.6.).Таким образом, мы во Христе обновляемся для вечной жизни, возрождемся из Христа и делаемся во Христе новой тварью. И все дела наши, если мы хотим угодить ими Богу, должны происходить из нового рождения, от Христа, от Св. Духа и из веры.
Мы живём в новом рождении, а новое рождение в нас. Мы живём во Христе и Христос в нас. (Гал. 2.20.).Мы живём в Духе, и Дух Христов в нас. Св. Павел называет это новое рождение и плод его обновляем в духе ума, (Эфес. 4.23.),„совлечением ветхого человека и облечением в нового;преображением в образ Божий",(Кол.3.10;2.Кор.3.18.),„обновляем в познании по образу Создавшего нас", (Тит. 3.5.),„пакибытиём и обновлением от Св. Духа". У пр. Иезекииля это называется отнятием каменного сердца и дарованием сердца плотяного. (11.19.).Вот как происходит новое рождение из вочеловечиния Христова. Так как человек чрез собственную гордостьи непослушание отвратился от Бога и пал, то такое падение не могло быть исправлено и вознаграждено ничем, кроме глубочайшего смирения, уничижения и послушания Сына Божия. Но как Христос вёл смиренную жизнь на земле между людьми, так должен Он жить и в тебе и обновить в тебе образ Божий.
Взирая же на любвеобильного, смиренного, кроткого, терпеливого Христа и научайся от Него, то-есть живи в Нём. (Мате. 11.29.).Разсмотри,во-первых,для чего Он так жил? Для того, чтобы быть зеркалом и правилом твоей жизни. Он есть истенное правило жизни. Не человеческие правила должны быть правилом жизни нашей, но пример Христов, на который указывают нам и апостолы. Во-вторых, взирай также на Его страдание, смерть и воскресение. Для чего претерпел Он всё это? Для чего умер Он и воскрес? Для того, чтобы ты с Ним умер грех и в Нём, чрез Него с Ним духовно воскрес и „ходил в обновлённой жизни". (Рим. 6.4.)*).
Так из спасительного кладезя страдания, смерти и воскресения Христова истекает новое рождение. (1 Пётр 1.3.).Мы возрождены воскресением Христовым из мёртвых к упованию жизни. (1 Пётр. 1.3).Потому-то и святые апостолы всегда в основании покояния и новой жизни полагают святое страдание Христово (как в посл. к Рим. 6.3. и 1 Пётр. 1.17,18,19.):„Со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром вам от отцев, но драгоценною кровью Христа, как непророчного и чистого Агнца". Здесь св. Пётр указывает причину, почему мы должны со страхом проводить жизнь нашу:именно потому, что мы искупленны столь дорогою ценою. И опять говорит он (1 Пётр. 2.24.):„Христос грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды:ранами Его вы исцелитесь". Так же говорит и Христос Господь:„Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов". (Лук. 24.46,47.).Здесь мы слышим, что Сам Господь выводит проповедь и покояние, как два живых ручья, из источника Своего страдания, смерти и воскресения.
Итак, страдание Христово есть вместе уплата за все наши грехи и обновление человека. Это есть плод и сила страдания Христова, которое и производит в нас обновление и освящение. (1 Кор. 1.30.).Таким образом, новое рождение приходитв нас из Христа, и святое крещение учреждено, как средство к тому:в нём мы погружаемся в смерть Христову, чтобы умеретьс Христом греху, силою смерти Его, и снова воскреснуть от греха, силою воскресения Его.


Рецензии