По конкурсу - Мой Пушкин, ч. 2

http://stihi.ru/2022/05/11/3465 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2022/06/21/6697 - Итоги конкурса

Итак, продолжу разбор произведений, номинированных командой Жюри литературного конкурса "Мой Пушкин". Начало этой статьи советую прочитать по ссылке http://stihi.ru/2022/06/22/2632


20. Я - ПАМЯТНИК СЕБЕ? АНАТОЛИЙ ЕВСТАФЬЕВ 

Я рубил свою память, как памятник
своим личным событиям, датам -
заложил в монолитный фундамент
прозу жизни, надежды, утраты.

          Подготовил эскиз композиций,
          набросал барельеф-постамент,
          из успехов, провалов, амбиций
          обозначил скульптурный акцент.

Посмотрел на рабочую копию -
стыд пунцовый до звона в ушах
за тщеславность своей философии,
за слова, что не стОят гроша.

          Есть на памяти тяжесть булыжная -
          ни отсечь, ни принять, ни забыть:
          ничего нет у прошлого лишнего
          и ничто в нём нельзя изменить.

Разберу постамент до фундамента,
поменяю испорченный лист -
пусть грустит о придуманной памяти
дауншифтера друг - эскапист.    (*)   

          Сам останусь без "нерукотворного"
          и без даже "заросшей тропы", -
          лучше быть своей памяти дворником,
          чем шутом для глумливой толпы.

   * Дауншифтер - человек, сознательно бегущий от цивилизации. Эскапист  - человек, убегающий от реальной жизни в мир собственных чувственных иллюзий и фантазий.

Сами по себе эти стихи мне понравились: критический взгляд на самого себя не может не вызывать уважения, а если это еще и написано с иронией - совсем замечательно. В какой степени эти стихи отвечают конкурсному заданию? Мне кажется, ни в какой: они на другую тему. Единственная зацепка и повод поучаствовать с ними в конкурсе - обращение к пушкинским фразам из стихотворения 1836 года "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", что говорит о том, что и спустя 200 лет мы стихи Александра Сергеевича помним и к месту цитируем их в своих произведениях. Будут ли так же долго жить наши стихи? Сильно сомневаюсь...)))


22. ВСЁ НАШЕ. Триптих. ЕКАТЕРИНА ЧАУСОВА 

Творить кумира – нет, увольте!
Чего я только не творила, –
Припомнить страшно, но кумира:
Ни людям, ни себе, ни «квоте»!

Вот Пушкин, – кто он мне? По правде:
Друг детства, юности приятель,
Учитель и источник знаний,
Причина, повод для терзаний,
Не образец и не икона
( нахальство, донжуанство, гонор...);
Весёлый, остроумный малый,
Но не без странностей, пожалуй!
Игрок, «повеса вечно праздный*»…

Какой мой Пушкин? – Очень разный!

***
Как Фигаро кручусь, как белка-злыдня,
Но пятый том, похоже, не найду!
Где "Повести"? Кто «Белкина» заныкал?
"Откупори шампанского бутылку*"! –
Не хочешь пить? – цветы полей в саду!

Надумаешь меня в ночи тревожить, –
я «Отче Наш» не выдам наизусть,
Но из «Онегина» и «Рыбку»,
Святый Боже, прочту…
Ну, может, пару раз запнусь…

***
Я не лгу… ну, почти! Если только склероз – «во спасенье».
Умудрённые опытом, с детства учили: « Смолчи!»
Но язык – это враг: при пособничестве угрызений,
Продаёт с потрохами: все явки, пароли, ключи…

Юмор – это броня. Больно? – не прекращай улыбаться, –
Мне твердила родня. А Поэт фехтовал им, – не зря!
Жил бы дольше, наверное, кабы иронии панцирь
Не забыл, не оставил, не сбросил иль не потерял…

Здесь не просто стихи - триптих! Триптих (цикл из трех стихотворений), поданный на конкурс, будет иметь успех лишь тогда, когда его содержание несет в себе общую мысль и может быть рассмотрено как единое целое, даже если его части написаны в разной ритмике. Здесь подобная общность мыслей всех частей есть. Написан триптих специально к конкурсу и, на мой взгляд, это пожалуй единственные стихи, на все 100% соответствующие заданию по содержанию. Автор искренен, он ничего не выдумывает, ни за чем не прячется, а только анализирует свое отношение к Пушкину, и оно мне абсолютно понятно, интересно и достойно уважения. Много замечательных наблюдений: "Какой мой Пушкин? – Очень разный!", "Как Фигаро кручусь, как белка-злыдня, но пятый том, похоже, не найду!" и тут же: "Надумаешь меня в ночи тревожить, – я «Отче Наш» не выдам наизусть, но из «Онегина» и «Рыбку»...."!!!

А вот дальше - досадная оплошность! - я совсем не поняла, что там случилось с рифмой и структурой строфы в строке "СвЯтый Боже, прочту…: " - она выбивается, на мой взгляд, из ритмики строфы и по длине, и по ударениям. Может, там фрагмент строки по недосмотру выпал?

23. АЛЬБОМ ИНТРИГ. АНАТОЛИЙ ШЕСТАКОВ
         
Хранимый девичий альбом,   *
Обычных светских развлечений,
Умы перевернул вверх дном
И высветил расхожесть мнений.

Пятнадцать первых там имен —
Инкогнито сплошных загадок.
Поэт умен, когда влюблен.
А на сенсации мир падок.

Ах, Дон-Жуан! Не все, не все…
Не рад был Пушкин форс-мажору.   *
И мелким почерком внизу
Вписал Наталью Гончарову.

Потомок негров и арап…
«Был некрасив сверх всякой меры»   *
Служитель Музы — дамский раб
Любви, надежды, чистой веры.

Для Анны Керн писал в мечтах:
«Я помню чудное мгновенье…».
«Я вас любил…» — с мольбой в глазах
Олениной слал при прозренье.

Любил, страдал, душой богач.
Порой подъем, порой безмолвность.
Но от ушедших неудач
Не горечь — умиротворенность.

*Альбом сестер Елизаветы и Екатерины Ушаковых, где был размещен Дон-Жуанский список любимых женщин А. Пушкина.  1829г.
*Форс-мажор — в значении обстановка, вынуждающая действовать вопреки плану.
*Высказывание Долли Фикельмон  (Дарьи Федоровны Тигенгаузен по рождению) графини, хозяйки Петербургского салона, внучки фельдмаршала Кутузова.

Начну с того, что иногда нашим стихам действительно нужны сноски для пояснения смысла, как, например здесь 1 и 3 сноски, но злоупотреблять ими не стоит:  вторая, объясняющая значение слова, здесь точно не нужна. Если у читателя бедный словарный запас, он сам посмотрит непонятное ему слово в словаре, а если запас нормальный, то автор обидится, что его "за дурака держат". Меня больше смущает то, что во времена Пушкина вряд ли слово "форс-мажор" было в ходу, уверена, что его можно было бы заменить в тексте чем-то другим. Стихи написаны как авторское впечатление от знакомства с девичьими альбомами, в которые наши далекие предки  вписывали свои послания. Интересная форма. С языком стихов хуже. Не совсем  понятны по построению и смыслу предложения: "с мольбой в глазах Олениной СЛАЛ ПРИ ПРОЗРЕНЬЕ". Плохой язык и в предложении: "Любил, страдал, душой богач. Порой подъем, порой безмолвность".  "От ушедших неудач" - тоже фраза не блеск...

Здесь же в продолжение обсуждения проблемы сносок к стихам, я приведу в пример стихотворение другой участницы конкурса, где почти все сноски под стихами выглядят странно:

18. ЕСТЬ КНИГА, КОЕЙ СЛОВО СВЕТ. МАРИНА ЧИГРА   

 Есть книга, «коей слово каждое», есть Свет,
«Во всех концах земли» то слово прославляют.
И каждый знает благоденствия * секрет,   
Кто эту книгу день за днем в тиши читает.

А если не находит божества иной,   
Он путь избрал не тот, умом – не сердцем ищет.*
«Несчастный не злодей», он «страждет» сам собой,   
И «милость к падшему» духовной станет пищей.            

«В чем хитрость гения?»  -  вы спросите шутя.
Ответ скрывается в его стихотворениях.   
Есть книга, «коей слово» каждое мгновение
Дарует Свет, и строки в души к нам летят.

На «горний* ангелов полет»  взглянув не всуе,**   
«Царей великих» мы прощаем за грехи,      
Как «кровных родичей»***  небесные полки,
Раздвинув разума зашоренность былую. ****         

 * благоденствие  -  благополучие
 * У Пушкина: "Ум ищет божества, а сердце не находит".
 * горний  -  высший, божественный, небесный
 ** не всуе  -  не без причины, не напрасно
 *** грехи усопших «кровных родичей» замаливаем не только для их блага, но и освобождая себя от грехов рода.
**** зашоренность - (ограниченность,) состояние ума, при котором человек сосредотачивается на небольших частях проблемы, не рассматривая ее более широкий контекст.

Я не буду полностью комментировать все достоинства и недостатки этого произведения (оно не вошло в шорт листы), а просто обращу ваше внимание на авторские пояснения к стихам. Таким подробным списком сносок обычно дают разъяснения или указывают источники в научных статьях, стихи же - это совсем другой вид письменного документа, они должны быть эмоционально понятны читателю (пусть даже и по разному для каждого отдельного читателя). Нет смысла пояснять сноской, что "благоденствие" нам  почему-то следует понимать как "благополучие": и значения этих слов разнятся, и русскоязычный читатель сам додумается - не надо ему разжевывать значения русских слов! Аналогично здесь не нужна и расшифровка слов: "не всуе", "горний" и "зашоренность". Да и в целом стихотворение, сотканное из множества разных цитат, смысл и употребление которых автор постоянно объясняет читателю, вызывает у меня недоумение. Было бы правильнее, напитавшись чтением Пушкина, передать в стихах свои собственные мысли о прочитанном и сделать это своим собственным языком, не лишенным авторских поэтических образов.

24. ТАЙНЫХ СИМВОЛОВ РУКОПИСЬ ДИВНАЯ... РАДАВЕСТА 

Тайных символов рукопись дивная,
Доброй няни посланье старинное...

Пушкин - камень Алатырь,
Пушкин - Духа Богатырь!
На Буян взобрался ты
И оттуда нам холсты
Звёзд алмазных начертал -
Свет глагола передал!

Ты не только Поэт - ты Ведун и Мыслитель -
Сокровенное знанье в архивах хранится,
Может быть, его наши потомки откроют
И пройдут за тобой проторённой тропою!

Три строфы - и все в разной ритмике. Ощущение незаконченности,  этюда. Это не красит, но возможно. Зато по содержанию то, что надо: личное обращение автора к поэту, где автор пытается нам показать, почему именно он его ценит, почему Пушкин для него - "мой Пушккин".

27. МОЙ ПУШКИН. ЛЮБОВЬ ПЛАТОНОВА-ЗОТОВА   

Пушкин - гений, признанный поэт,
Богом поцелованный в макушку,
в этот день родился он на свет,-
выпьем, други! Наливаю в кружку.
Может, пил и сам он из такой
вместе с няней, дряхлою голубкой,
и, прикрыв стыдливо рот рукой,
улыбалась няня его шуткам.             РУ

Помню, в детстве долго берегла
я красивый фантик С шоколадки,          от            
няня нарисована была,
рядом Пушкин, на столе тетрадки,
и ещё чернильница, перо,
канделябр и абажур зелёный...
Говорите, кич? Мне всё равно,
Пушкин там красивый и влюблённый.

Он был влюбчив, он любить умел
где бы ни был - дома, на чужбине,                время глагола
он своих любимых дам воспел                своих подружек воспевал
так, что восхищаемся доныне.
Только больше всех любил жену -
умницу-красавицу Наташу,
оду посвятил ей не одну,
для него она была всех краше.

Что он гений, не хочу писать,-
это априори всем известно.                всем доподлинно
Кто он для меня, хотите знать?
Не на полке, в сердце его место.
Пушкин и великий, и простой,
он и грешник, он и солнце наше...
В месяце июне, в день шестой,                Кстати, я в июне
сына родила. Назвали Сашей.

Содержание стихов, их замысел, мне нравятся, особенно их концовка, а вот по исполнению пока еще видна неопытность автора в деле стихосложения - над стихами хочется еще поработать:
- "и, прикрыв стыдливо рот рукой, улыбалась няня его шуткам" - ошибка РУ, невольно звучит "Его шУткам" , что легко исправляется заменой на "острым шуткам".
- "я красивый фантик С шоколадки" - не тот предлог: "фантик ОТ шоколадки"
- "говорите, КИЧ? Мне всё равно". Слово "кич" здесь инородное, из другого лексического семейства, а на мой взгляд, и просто не к месту.
- "Пушкин там красивый и влюблённый. Он был влюбчив, он любить умел где бы ни был - дома, на чужбине, он своих любимых дам ВОСПЕЛ": во-первых, слишком много рядом однокоренных слов (влюбленный, влюбчив, любить, любимых" - бедность речи! Во-вторых, не то время глагола: просится "дам воспеВАЛ"
- "это априори всем известно". Слово "априори" тут не родное, лучше "это всем доподлинно известно". 
- "В МЕСЯЦЕ ИЮНЕ, в день шестой". А это уже грубая ошибка лексики, слово "месяц" избыточно, если назван "июнь". Может, лучше так: "Кстати, я в июне, в день шестой..."?

32. К ТЕБЕ ДУША СТРЕМИТСЯ, ВСЯКИЙ РАЗ! ДМИТРИЙ САВЕНКО               

За сильный слог -
Хранитель ясной мысли,
За красоту написанной строки
И за мосты, что над водой повисли,
За нежных дам, чьи образы легки,
За ОБЕРЕЖНОСТЬ и к душе, и к слову
За сказочный и образный язык
Что выразил глубинную основу
Руси великой, многогранный лик,
За дерзкий нрав, достойный уваженья,
За педантичность, вплоть до мелочей,
За нетерпимость к лжи и униженьям,
К делам постыдным подлых палачей.
За то, что жизнь свою ты отдал слову,
Простейшей мысли проявляя суть
И мудрой жизни яркую основу,
С которой люди познают свой путь.

Твои друзья, что лично лицезрели,
С тобой всегда, не явный спор вели,
В тебе потомки Русский Дух узрели,
"Столпом", любя, заочно нарекли,
И пО сей день - ты свет в родном оконце
К тебе Душа стремится всякий раз!
Печально мне, что "закатилось солнце",
Но ты, поныне, жив в сердцах у нас!

Стихи написаны как обращение к Пушкину, выполненное торжественным славословием - перечислением заслуг поэта. Содержательно, хотя и не безупречно по исполнению. Во-первых, слишком объемное первое предложение (текст до первой точки),  заканчивающееся  фразой "С которой люди познают свой путь" так  и не нашло в себе сказуемого (что же происходит "за это") - идет один только бесконечный список перечислений "за то-то и то-то". Смысловое сказуемое появляется только в концовке стихотворения: душа СТРЕМИТСЯ всякий раз. Еще один недочет - строка: "И пО сей день - ты свет в родном оконце" - выбранная ритмика вынуждает делать ударение на предлог "пО", хотя правильно произносить "по сЕй день". Неологизм "обережность" мне также не показался удачным.

34. В МИХАЙЛОВСКОМ. МАТИЛЬДА СНЕЖИНСКА

Там, за дверью, канделябры,
трепет пламени свечей,
на обоях отблеск дряблый,
и в безмолвии ночей
стих рождается волшебный -
то ли сказка, то ли быль...
Сохранили эти стены
прошлых лет святую пыль,
тех лампад благоуханье...
Прикоснёмся к старине -
с замиранием дыханья
к этой книге на столе.
И как будто я услышу
скрип гусиного пера,
шум дождя по старой крыше,
колокольчик со двора...
В атмосфере вдохновенья
души чище и нежней,
поднимает настроенье
свет поэзии твоей.
Станем выше, станем лучше
и уйдём, любовь храня...
Наше всё! - прими же, Пушкин,
мой поклон на склоне дня!

Красивое славословие Пушкину, написанное от лица всех сразу (много глаголов в 1 лице множественного числа). Стихи неплохие, но я совсем не увидела в них личного отношения к поэту автора.


В заключение покажу вам стихи, которые прислали мне наши судьи ТМА в качестве своих внеконкурсных работ:

НЕТ, НЕ МОГУ СЕБЕ ПРЕДСТАВИТЬ.  ИННА ЗАСЛАВСКАЯ.  ВНЕ КОНКУРСА

Нет, не могу себе представить,
Что Пушкин мог бы постареть,
Хозяйством стал умело править
Да у камина ноги греть,
Что потолстел бы не на шутку,
В свой срок похоронил жену
И даже – вопреки рассудку –
С цензурой прекратил войну,
Простил обидчиков (Бог с ними!),
Украсил титулами имя,
С царем гулял бы на лугу
Вдали забытого Лицея,
Не вспоминал бы Апулея…
Нет, что хотите, не могу!
А мы живем себе не тужим,
Без поединков и проказ,
Едим изрядно, мирно служим,
Отвагу держим про запас,
Мол, полежит – не запылится.
Жизнь велика – авось, сгодится
Нам, рассудительным, седым,
Вприкуску, к чаю, понемногу…
А он был молод! Слава Богу,
Что и остался молодым!

Импонирует хорошее знание биографии поэта и язык стихов, адекватный описанию его времени, чистота речи. Есть и личное отношение автора к Пушкину, ее ощущение от поэта: "не могу себе представить, что Пушкин мог бы постареть..". И еще понравился  интересный переход от времени Пушкина к современности: "А мы живем себе не тужим, без поединков и проказ, едим изрядно, мирно служим, отвагу держим про запас...". Когда в стихах на любую тему присутствуют личные наблюдения или размышления автора, это всегда интересно! И понравилась окольцовывающая стихи концовка - грамотная и адекватная всему остальному содержанию: "А он был молод! Слава Богу, что и остался молодым!"

НАШЕ ВСЁ И ВАШЕ НИЧЕГО. БОРИС НЕЧЕУХИН.  ВНЕ КОНКУРСА

Наше "Всё!" – здесь кроется подвох,
лозунг для кликуш и графоманов…
если в человеке нет изъянов,
он Пришелец или просто… Бог.
“Ничего!” Так ближе, так родней
для измученного прозой люда;
в никуда идти из ниоткуда
чередой опустошённых дней –
есть предназначение Творца
/раз уж так мы нарекли поэта…/
это нынче, в пыльных кабинетах,
чётко знают, как продать Отца
Рифмоплётов – выставки, эссе,
диссертации и фестивали…
помню, там мне тоже наливали
прям из кружки няниной… как все
почему-то тошно гимны петь
“Солнцу”, что так рано закатилось…
я приму единственную милость
от Поэта – жизнь, а после смерть
рифмовать искусно, с наглецой;
правду-матку резать, не заботясь,
что какой-то критик в рваных ботах,
прошипит ехидно: “Витька Цой
тож просил скорейших перемен*,
а потом разбился…” Бог с тобою,
если ты – часы с кукушкой, с боем –
должен быть услышанным, а в тлен
все уйдём… и, Боже упаси,
чтобы после нам осанну пели…

жаль, что не стреляют “менестрелей”,
дефицит дантесов на Руси.

На мой взгляд, замечательные стихи! И по теме конкурса, и богатые личными авторскими размышлениями, и написанные ярким, богатым, но полностью адекватным теме - литературным языком! Так, кстати, умел писать В.Высоцкий: на первый взгляд - хулигански, смешливо, задиристо, а вчитаешься - богатый литературный язык, без всяких искажений и безграмотной пошлости.
Концовка - блеск: "жаль, что не стреляют “менестрелей”, дефицит дантесов на Руси". Я думаю, что Пушкин с ходом мысли данного автора был бы полностью согласен.

ПУШКИНУ. ОЛЬГА МАЛЫШЕВА-ПОВАЛИНСКАЯ.  ВНЕ КОНКУРСА

Любовью Он наполнил жизнь,
Сполна в ней черпал вдохновенье,
И звуки дивные лились:
«Я помню чудное мгновенье…».

А сердце вспыхивало вновь
При нежном взгляде юной девы,
«И жизнь, и слезы, и любовь»
Так безраздельно им владели!

Он не желал судьбы иной:
Любовь - и гибель, и спасенье.
Сверкнул таинственной звездой,
«Как мимолетное виденье».

Но свой неизгладимый след
Оставил в душах поколений,
Любови трепетной Поэт,
Непревзойденный русский Гений!

Совсем другой стиль письма, но и здесь все очень профессионально, красивым поэтическим слогом. На первый взгляд - это величание, где ничего личного, а в душе читателя все равно отзывается. И читатель чувствует, что автор не  преувеличивает, что и для него Пушкин "свой неизгладимый след оставил" в душе так же, как и "в душах поколений".

ВЕРНИТЕ К ЖИЗНИ ПОКОЛЕНЬЕ. ВЛАДИМИР КУРКОВ. ВНЕ КОНКУРСА

Я помню с детства старика
в чей невод рыбка золотая
попалась... Притчей на века
осталась сказка. Кто не знает
поэта русского, певца,
умевшего стихотвореньем,
растрогать чёрствые сердца
и восторгаться с умиленьем,
переживая счастья миг
семейства славного Солтана,
идти к любимой напрямик
тропой опасною с Русланом?

Я помню мудрого кота
и дуб... Жаль дети повзрослели.
И томик Пушкина в руках
не держат мамы у постели
родного чада. Почему?
Душа не хочет добрых сказок?
Не верю! Взгляда никому
не отвести от чистых глазок,
следящих за движеньем губ,
с надеждой ждущих продолженья...
Язык наш стал ужасно скуп.
Верните к жизни поколенье!

Еще один замечательный способ раскрытия заданной темы - идея вспомнить о сказках Пушкина, на которых и сами мы росли, и наши дети продолжают учиться русской речи. Не все, конечно - и это беда, о которой нам автор напоминает: "Жаль дети повзрослели. И томик Пушкина в руках не держат мамы у постели родного чада. Почему?" Почему так происходит - ответить сложно, а вот последствия этого, как и последствия сокращения часов школьной программы по литературе в угоду иностранным языкам, уже стали очевидны. "Язык наш стал ужасно скуп. Верните к жизни поколенье!"


На этой печальной, но очень важной мысли я и хочу закончить наш разбор литературного конкурса "Мой Пушкин". Спасибо всем, кто прислал стихи, мне ОЧЕНЬ жаль, что было мало заявок, что тема вас так слабо заинтересовала. Готова с будущего сезона возобновить на ТМА учебную серию литературных конкурсов с разбором стихов, написанным по мотивам творчества русских классиков, но меня мучают сомнения: будут ли заявки? Какие литературные темы вам были бы интересны? Пишите, подумаем, организую...

Всем - хорошего лета, добрых перемен и света в душе! Все лето будет проходить  только прием заявок на участие в конкурсе ТМА "Мастер класс-22, Лучшее". Приглашаю поучаствовать  ВСЕХ, особенно судей всех конкурсных площадок и всех уровней мастерства! С уважением, ваша Алкора, 23.06.22.


Рецензии
Алла, с огромным интересом прочитала обе статьи! Вы, действительно, подвижник! До чего приятно, что на сайте остаются такие люди! Колоссальная работа. Из любви к "искусству" :) Редкость это теперь. Дай Бог Вам сил и терпения, Алла. И всем Вашим добровольным помощникам, разумеется.

Теперь о себе-любимой :) Почему-то я не сомневалась, что вступаю в диалог именно с Вами, то есть "царевну"-поэтку я по речи вмиг спознала :) Очень приятно, что мои стихи попали в обзор! Конечно, такие они были "скороспелые", что не обошлось без недоразумения. Но зато есть повод с Вами посоветоваться!
"А вот дальше - досадная оплошность! - я совсем не поняла, что там случилось с рифмой и структурой строфы в строке "СвЯтый Боже, прочту…: " - она выбивается, на мой взгляд, из ритмики строфы и по длине, и по ударениям. Может, там фрагмент строки по недосмотру выпал?"

Я пытаюсь вспомнить, что же произошло, но даже черновика нет( Кажется, было так:

Надумаешь меня в ночи тревожить, –
я «Отче Наш» не выдам наизусть,
Но из «Онегина» и «Рыбку», Боже,
«Богатырей» и «о Салтане» – тоже, –
прочту!
Ну, может, пару раз запнусь…

Потом мне показалось, слишком много всего я "знаю" наизусть :))) и я сделала четыре строки. И "Святый" зачем-то(для пущей важности) добавила)))

А вопрос такой: нормально ли здесь четыре строки оставить, или всё-таки лучше пять, как в первом 5-ст., как Вам кажется? И ещё - может это не только мне интересно будет: когда мы даём не полное и не точное название произведения, нужно ли закавычивать?
Ещё раз благодарю Вас за то, что Вы делаете для авторов этого сайта, Алла!

Екатерина Чаусова   25.06.2022 00:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Екатерина! Рада вам осенью - на всех конкурсах, в том числе и на "Мастер-классе"!

Сейчас нахожусь в отпуске, очень не хочется отвечать на вопросы по разбооу, да и со связью проблемы... До осени!

Творческая Мастерская Алкоры   28.06.2022 19:01   Заявить о нарушении
Конечно, Алла! Желаю хорошей погоды и такого же настроения!

Екатерина Чаусова   28.06.2022 20:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.