Глава пятая. Истинная вера

Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён.(1 Иоан. 5.1).
Вера есть сердечная уверенность и несомненная надежда на благодать Божью, обитованную во Христе, относительно прощения грехов и вечной жизни, возженная словом Божьим и Духом Святым Чрез эту веру получаем мы прощение грехов без всякой нашей заслуги, по единой благодати божественной, (Эфес. 2.8),ради безмерной заслуги Христовой, чтобы вера наша имела твёрдое основание и не колебалась. И это прощение грехов есть наша правда, которая истинна, неизменна и вечна пред Богом. Ибо это не правда какого-либо ангела, но правда послушания, заслуги и крови Христовой, которая чрез веру становится и нашей собственной благодатью. Хотя это соединёно с великою слабостью и мы ещё многими другими грехами одержимы, и в нас остаются ещё многие грехи, однакожь, они покрываются ради Христа. (Пс. 32.2.).
Чрез эту сердечную уверенностьи надежду человек совершенно отдаёт сердце своё Богу, успокаивается в Нём одном, предаётся Ему, прилепляется к Нему одному, соединяется с Богом(соделывается причастником всего, что есть Божье и Христово, становится одним духом с Богом), получает от Него новыя силы, новую жизнь, новое утешение, мир в радость, спокойствие душевное, правду и святость;таким образом, человек чрез веру вновь рождается из Бога Ибо где истинная вера, там и Христос со Своею правдою, святостью, искуплением, заслугою, благодатию, прощением грехов, наследием вечной жизни. Это-то и есть новое рождение, происходящее из веры во Христа. Поэтому в послании к Евреям, гл. 11.1.,вера названа осуществлением уповаемого и уверенностию в невидимом. Ибо утешение живой веры получает в сердце такую силу, что производит в нём несомненно и создаёт в нём истинную уверенность, и человек, ощущая это небесное благо в душе своей, то-есть покой и мир в Боге, готов, получив такую сердечную радость, и умереть. Это есть духовная сила во внутреннем человек и дерзновение веры(Эфес. 3.12;Филип.1.4;1 Иоан. 2.28 и 3.21.);это есть дерзновение  в Боге (1 Оессал. 2.2) и извещение или самая несомненная уверенность (1 Оессал. 1.5.).
Но то, за что я хочу умереть, должно укреплять меня в душе моей и внутри удостоверять меня чрез Святого Духа;это должно быть внутреннее, живое, вечное утешение;оно должно, как сверхъестественная, божественная, небесная сила, укреплять и поддерживать меня, побеждать во мне смерть и мир так со Христом, чтобы ни смерть, ни жизнь не смели разрушить этого соединения(2 Тим. 1.12;Рим.8.38.).Поэтому св. Иоанн и говорит:„Всяк, рождённый от Бога, побеждает мир". (1 Иоан. 5.4.).
Жизнь, рождённая из Бога, не должна казаться нам призраком:он-живая действительность. Бог не рождет мёртвого плода, существа без жизни и без силы;но из живого Бога должен родиться живой, новый человек. Сверх того, вера наша есть победа, которою побеждён мир. Но то, что должно одерживать победу, само должно быть могущественною силою:если вера должна быть победою над миром, то ей надлежит быть живою, преодолевающею, деятельною, действительною, божественною силою. Поистине Христос должен всё творить чрез веру. Чрез эту силу Божия мы снова вовлекаемся в Бога, склоняемся к Богу и наслаждаемся в Нём;из Адама, как из проклятой лозы, прививаемся к Христу, благословенной и живой виноградной лозе, (1 Иоан. 15.4),во Христе обладаем всеми Его благами и в Нём соделываемся праведными.
Подобно тому, как черенок, привитый к здоровому стволу, зеленеет в нём, цветёт и приносит плод, а вне его засыхает, так в человеке вне Христа есть не иное что, как проклятая лоза. Во Христе же он праведен и блажен. Посему св. апостол Павел говорит:„Не знавший греха Бог сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными перед Богом". (2 Кор. 5.21).
Из этого ты видишь, что дела сами по себе не могут сделать тебя праведным. Ибо прежде всего ты должен обновится во Христе верою и быть праведными в Нём. Тогда только ты  сможешь сделать хоть одно доброе дело. Ты видишь также, что твоя правда есть благодать и дар Божий, предваряющий всякую твою заслугу. Как сможет мёртвый человек ходить, стоять и делать что-либо доброе, если наперёд не сделают живым? Так и ты, покамёртв во грехах и умер Богу, не можешь совершить никакого доброго дела, если ты наперёд не будешь, как новорождённый младенец, который стоит непокрытым и нагим перед Христом, пред своим Искупителем и Спасителем, и приемлет от Него всё:правду благочестье, освещение, благодать и Духа Святого. Таким образом, правда пооисходит единственно из Христа чрез веру. Верующий, этот нагой младенец, облекается милосердием Божьим, воздевает руки свои и получает от Бога благодать к благочистивой, добродетельной жизни во Христе. Такое получение делает его святым и блаженным.
Из всего этого следует, что правда происходит единственно из веры, а не из дел;вера приемлет всего Христа, делает его своим, со всем тем, что Он есть и что имеет. Тогда принуждены бывают удалиться грех, смерть, дьявол и ад. И хотя бы на тебе одном тяготели грехи всего мира, они не могут вредить тебе, так как силён, могущь, и жив в тебе Христос с заслугой Своею чрез веру.
Но так как Христос обитает и живёт в тебе чрез веру(Эфес. 3.17.),то,конечно,обитание Его не будет делом мёртвым, а живым. Вот почему происходит обновление от Христа чрез веру. Ибо вера творит в тебе два дела:во-первых, переселяет тебя во Христа и соделывает Его твоим собственным;во-вторых, она обновляет тебя во Христе, так что ты в Нём зеленешь, цветёшь и живёшь. Ибо какая польза в черенке, если он привит к стволу, но не зеленеет и не приносит плода? И как прежде, чрез падение Адамово, чрез прельщение и обман дьявола в человека посеяно было змеиное семя, то-есть злый сатанинский образ, из которого вырос столь злой и ядовитый плод, - так чрез слово Божие и чрез Святого Духа посевается в человеке вера, как семя Божье, в котором сокровенным образом содержатся всё божественныя добродетели, качества и свойства из которого возростают в прекрасный новый образ Божий, в прекрасное новое дерево, плоды которого тут любовь, терпение, смирение, кротость, мирь, целомудрие, правда, новый человек и всё царствие Божье. Ибо истинная спасающая вера обновляет всего человека, очищает сердце, соединяет с Богом, освобождает сердце от земных привязанностей, производить голод и жажду правды, рождает любовь, даёт мирь, соделывает чад Божьих и наследников всех небесных вечных благ и сонаследников Христовых. Если же кто не находит в себе дерзновение веры, но слаб в ней и безутешен, пусть не отчаивается поэтому, пусть утешается обещанною во Христе благодатью, так как она всегда пребывает твёрдою, верною и вечною. И хотя мы по слабости падаем и претыкаемся, однакожь, благодать Божия не отпадает, если только мы чрез истинное покояние снова возстаём. Христос всегда пребывает Христом и Спасителем, независимо от того, слабою или сильною верою мы объемлем Его. Слабая вера имеет такую же часть во Христе, как и сильная;ибо каждый, слаб ли он, силён ли в вере, объемлет Христа, как своего. Обещанная благодать для всех христиан обща и вечна;на этом должна успокаиваться вера, как я бы она ни была:сильная ли, слабая ли. Бог в своё время дарует тебе ощитительное, радостное утешение, хоть Он на некоторое время и скрывает это в твоём сердце. (Пс. 37.24;76.8,9,10,11).


Рецензии