Глава вторая. Падение Адамово

Как непослушанием одного человека сделались многие грешными:так и послушанием одного сделаются праведными многие.
(Рим. 5. 19.)
Падение Адамово состоит в непослушании Богу,чрез которое он, отвратясь от Бога к самому себе, пожелать похитить у Бога славу Его, восхотев сам быть Богом;за то и лишился святого образа Божия, то-есть совершенной  наследственной правды и святости , сделался помрачённым в разуме, непослушным противоборствующим Богу в воле, извратил все силы сердца своего и стал врагом Божьим. Чрез плотское рождение этот грех насаждается
во всех людях и наследуется ими.Чрез это падение человек становится духовно мёртвым, „чадом гнева" и осуждения, если не будет искуплен Христом. Поэтому, любезный христианин, ты не должен считать падение Адамово каким-либо малозвучащим и неважным грехом, как будто бы он состоял просто в том, что Адам вкусил яблока, нет, падение состояло в том, что он восхотел сам быть Богом. Таково было падение сатаны. Это ужаснейшия и гнуснейшия преступление.
Падение произошло сперва в сердце человека, а потом уже через вкушение плода обнаружилось и в его делах. Это отчасти можно видеть в падение и грехе Авессалома. Он был сын царский, прекраснейший из мужчин, в котором совершенно не было никакого недостатка;он был любимейший сыном у своего отца, как это видно из слёз Давида о нём (2 Цар. 14.25 и 18. 33).Этими преимуществами Авессалом не захотел довольствоваться, но пожелать сам быть царём и похитил у Давида царскую честь. Когда он замыслил это в сердце своём, то сделался заклятым врагом своего отца и стал злоумышлять на его жизнь (2 Цар. 15.).Так и Адам. Он был сыном Божьим, прекраснейшим из всех творений;в нём не было никакого порока или недостатка, ни в теле, ни в душе;он был также возлюбленным чадом Божьим. Когда же он перестал довольствоваться этой славой и восхотел сам быть Богом, то сделался врагом Божьим.
Что могло быть гнусные этого греха? Пагубныя последствия его были таковы:во-первых, человек уподобился в сердце своём сатане-оба они совершили одинаковый грех;из образа Божия человек превратился в образ сатаны и сделался его орудием, способным на сатанинскую злобу. Из божественного, духовного, небесного образа человек сделался совершенно земным, плотским, скотским и звероподобным. Ибо сатана, желая насадить в человеке свой дьявольский образ, своими лукавыми, ядовитыми, льстивыми словами и обманом воле и желанье быть Богом. Потому-то Св. Писание всех упоённых самолюбием называет порождениями ехидны. (Мате. 3.7) и семенем змеиным, имеющим в себе свойства дьявола:„Вражду положу между семенем твоим и семенем ея". (Быт. 3.15.).
Из этого змеиного семени не может произростать ничего, кроме того мерзкого плода, который называется образом сатаны, сыном Велиара, сыном дьявола (Иоан. 8.44.).Как естественное семя сокровенным образом
заключает в себе качество и свойство целого растения, его величину, толщину, длину и широту, его ветви, листья, цветы и плоды, так что по справедливости удивляешься, что в малом семечке скрывается такое большое дерево и такое безчисленное множество плодов, так в ядовитом, мерзком змеином семени, в непослушании и себялюбие Адама, пороках, переданных чрез плотское рождение и всем его потомкам, - скрывется столь ядовитое древо и столь много злых плодов, что образ сатаны является в них во всей своей мерзкой отвратительности.
Взгляните на дитя! Чуть ли нет от чрева матери в нём начинают просываться злыя, порочныя свойства, особенно своеволие и не послушание;а когда это дитя приходит в возраст, ещё сильнее обнаруживается прирождённое самолюбие, чистолюбие, самохвальство, мстительность, ложь и другие порочные страсти. Потом является гордость, надменность, высокомерие, богохульство, клятва, божба, зложелание, коварство, обман, непочтительность к Богу и Его слову, презрение к родителям и начальству. Является гнев, задорность, ненависть, зависть, вражда, мстительство, кровожадность и все мерзости;особенно, если к этому примешиваются внешние соблазны, возбуждающие в человеке плотские страсти Адама. Обнаруживается нецеломудрие, нечистота, блудные и прелюдные помыслы,сквернословие, безстыдные телодвижения, непристойные слова и поступки, неумеренность в пище и питье, роскошь в нарядах, легкомыслие, сластолюбие, обжорство и пьянство. Отсюда же происходит скупость, сребролюбие, лихоимство, жажда обогощения, соединённая с обманом, хитростью и неуважением к чужому благополучию, лукавство, пронырливость, - словом, всякие пороки и злодейства, и в столь неслыханных и разнообразных видах, что даже невозможно их перечислить, как и сказано у Пророка,:„Кто может иследовать сердце человека". (Иеремии. 17.9.).Ещё хуже, если к этому присоединится прельщение духов лжи:тогда является неверие, идолопоклонство, гонение истины, хула на Святого Духа, извращение веры и Св. Писания и всякая ложь в ужаснейших видах. Всё это горькие плоды змеиного семени в человеке и образ сатаны.
Кто мог бы подумать, что в малом, слабом и робком дитяти скрывается такое множество всех пороков, такое отчаяное злое сердце, такой гнусный червь и василиск, если бы сам человек не подтверждал всего этого своею жизнью и поступками, своими злыми помыслами и пожеланиями от юности своей? (Быт. 6.5;8.21).
Как же потом не назвать злым того корня, из которого выростает это ядовитое дерево? Как не назвать злым змеиным семенем и порождением ехидны того, из чего является столь мерзкий образ? Всё это проистекает изнутри и по большей части пробуждается под влиянием внешних соблазнов. Потому-то Христос так строго и запретил соблазнять детей,ибо в них скрывается змеиное семя, в котором тайно содержится и спит великое множество пороков, какяд в каком-либо пресмыкающемся.
Научись же надлежащим образом понимать Адамово падение и наследственный грех, ибо порча эта неискорима. Научись познавать, чем ты сделался чрез падение Адамово. Из образа Божья сделался ты образом сатаны;образом, который заключает в себе всё порочныя качества, свойства и злобу сатаны. Подобно тому, как в образе Божьем заключались все качества, свойства и совершенства Божия и как до этого падения человек „носил образ небесного",то-есть был совершенно небесным, духовным, божественным и ангельским:так после падения-он носит „образ земного", то-есть внутренносдеьался совершенно земным, плотским и скотским. (1 Кор. 15.19.).
Посмотри,не есть ли твой гнев и твоя ярость качество львиное? Не есть ли твоя зависть и ненасытная алчность качеством собаки и волка? Не есть ли твоя нечистота и неумеренность качеством свиньи? Ты найдёшь в самом себе целый мир, исполненный злых зверей, и даже в одном малом члене, языке твоём, как говорит святый Иаков(3 6),целое болото вредных пресмыкающихся, жилище нечистых духов и нечистых птиц, как свидетельствуют Исаия (13.21) тайно зритель Иоанн Богослов (Откр. Иоанн. 18. 2).Поистине человек часто бывает лютее всякого дикого зверя, завистливее всякой собаки, хищнее и алчнее всякого волка, хитрее всякой лисицы, ядовитее всякого василиска, нечистоплотнее всякой свиньи. Из-за этих-то зверских и скотских качеств Христос Господь называет Ирода лисою (Лук. 13.32.) и говорит о нечистых псах и свиньях, коим не долно давать святыни и брасать бисер. (Мате. 7.6.).
Если человек не обратился от своих злых качеств и не будет обновлён во Христе, но так умрёт, то останется вечно в таком высокомерном, надменном, гордом, сатанинском свойстве:останется лютым львом, завистливой собакой и хищным волком, ядовитым червем и василиском. Он не может никогда избавится от этой мерзости, но должен будет вечно носить и сохранять на себе образ сатаны в вечной тьме, во
 свидетельство, что он не жил во Христе и не обновился по образу Божию, как говорит Откровение Иоанново:„Вне же псы, идолослужители и чарадеи, и всякий любящий и делающий неправду" (21.8;22.15) и проч.


Рецензии