Война. День этот страшный навеки застыл

..Разработанный в декабре 1940 - июне 1941 годов стратегический план нападения нацистской Германии на СССР и одноимённая военная операция, осуществлявшаяся в соответствии с этим планом на начальной стадии Великой Отечественной войны.
Начало: 22 июня 1941 г.
Место: Польша, Беларусь, Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Россия.
План «БАРБАРОССА»:
- Идея «молниеносной войны» и внезапного удара.
Конечная цель для вермахта: линия Архангельск-Астрахань.
 - Максимальная концентрация сил сухопутных войск и ВВС.
Уничтожение войск РККА в результате смелых, глубоких и быстрых действий танковых «клиньев».
План начал разрабатываться летом 1940, а 18 декабря 1940 года Гитлер утвердил план, по которому войны должна была быть закончена, самое позднее, в НОЯБРЕ 1941 года.
НЕ  ВЫШЛО - забыли  БИСМАРКА и его  предупреждения.


...Самая кровопролитная и страшная война в истории нашей цивилизации.
  ПОМНИТЬ и ЗНАТЬ (кто был  КЕМ) - ОБЯЗАНЫ  ВСЕ, чтобы не повторилось масштабное ГОРЕ, ( вновь метастазами расползающееся по  миру).


"Сколько надгробий! О, сколько могил!
Как ты смертельно жестока война!
Хватит ли памяти? Хватит ли сил
Нам уместить это в душах сполна"?!


"Война не начинается внезапно; подготовка ее не может быть делом мгновенья" - писал  военный теоретик и историк, прусский генерал Каря фон Клаузевиц.


... Рихард  Зорге сидел, закрыв глаза руками, беззвучно, бесслёзно рыдал,  узнав о вероломном нападении  Германии на  СССР... неужели все усилия были напрасны?
«Рамзай», «Инсон», «Зонтер», - немецкий журналист, дипломат, советский разведчик нелегальной резидентуры времён Второй мировой войны, резидент советской разведки в Японии,   Герой Советского Союза  НАПРАВИЛ предупреждение -  радиограмму в Москву 2 мая 1941 года со следующим  содержанием:
«Я беседовал с германским послом Отто и морским атташе о взаимоотношениях между Германией и СССР. Отто заявил мне, что Гитлер исполнен решимости разгромить СССР и получить европейскую часть Советского Союза в свои руки в качестве зерновой и сырьевой базы для контроля со стороны Германии над всей Европой. Оба, посол и атташе, согласились с тем, что после поражения Югославии во взаимоотношениях Германии с СССР приближаются две критические даты.Первая дата – время окончания сева в СССР. После окончания сева война против СССР может начаться в любой момент, так что Германии останется только собрать урожай».


22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда для миллионов жителей нашей  страны рухнули все планы на будущее - каникулы, экзамены, свадьбы...
Вся жизнь перевернулась. Все поникло, ушло  далеко, в прошлое перед зловещим словом ВОЙНА.
22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году... к 9 мая 1945 года.
Между двумя датами – прочная нить, что связала воедино годы ужаса, лишений, а народ  выстоял  невозможное, положив на  алтарь истории  десятки  миллионов ЖИЗНЕЙ.


"Молимся в церкви на божьи иконки,
Капает воск, и слезятся глаза…
Помните павших Героев, потомки!
Вечная Память им - ваша слеза"!


03:07
...Командующий Черноморским флотом адмирал Октябрьский позвонил начальнику генерального штаба РККА Георгию Жукову и сообщил, что со стороны моря подходит большое количество неизвестных самолетов; флот находится в полной боевой готовности. Адмирал предложил встретить их огнем ПВО флота. Ему было дано указание: «Действуйте и доложите своему наркому».

03:30
Начальник штаба Западного округа генерал-майор Владимир Климовских доложил о налете немецкой авиации на города Белоруссии. Через три минуты начальник штаба Киевского округа генерал Пуркаев доложил о налете авиации на города Украины.
В 03:40 командующий Прибалтийским округом генерал Кузнецов сообщил о налете на Каунас .

Из воспоминаний И. И. Гейбо, заместителя командира полка 46-го ИАП, ЗапВО: «…У меня в груди похолодело. Передо мною — четыре двухмоторных бомбардировщика с черными крестами на крыльях. Я даже губу себе закусил. Да ведь это «юнкерсы»! Германские бомбардировщики Ю-88! Что же делать?.. Возникла еще одна мысль: «Сегодня воскресенье, а по воскресеньям у немцев учебных полетов не бывает». Выходит, война? Да, война!»
03:40
Нарком обороны Тимошенко просит Жукова доложить Сталину о начале боевых действий. Сталин в ответ приказал собрать в Кремле всех членов Политбюро. На этот момент бомбардировкам подверглись Брест, Гродно, Лида, Кобрин, Слоним, Баранович, Бобруйск, Волковыск, Киев, Житомир, Севастополь, Рига, Виндава, Либава, Шауляй, Каунас, Вильнюс и многие другие города.
04:10
О начале боевых действий немецких войск на сухопутных участках доложили Западный и Прибалтийский особые округа.

04:12
Немецкие бомбардировщики появились над Севастополем. Вражеский налет был отбит, а попытка удара по кораблям сорвана, однако в городе пострадали жилые здания и склады.
Из воспоминаний севастопольца Анатолия Марсанова: «Было мне тогда всего пять лет… Единственно, что осталось в памяти: ночью 22 июня в небе появились парашюты. Светло стало, помню, весь город освещен, все бегут, радостные такие… Кричат: «Парашютисты! Парашютисты!»… Не знают, что это мины. А они как ахнули – одна в бухте, другая – ниже нас по улице, столько людей поубивало!»
04:15
Началась оборона Брестской крепости. Первой же атакой к 04:55 немцы заняли почти половину крепости.

Из воспоминаний защитника Брестской крепости Петра Котельникова, 1929 г.р.: «Под утро нас разбудил сильный удар. Пробило крышу. Меня оглушило. Увидел раненых и убитых, понял: это уже не учения, а война. Большинство солдат нашей казармы погибли в первые секунды. Я вслед за взрослыми бросился к оружию, но винтовки мне не дали. Тогда я с одним из красноармейцев кинулся тушить вещевой склад. Потом с бойцами перешел в подвалы казармы соседнего 333-го стрелкового полка… Мы помогали раненым, носили им боеприпасы, еду, воду. Через западное крыло ночью пробирались к реке, чтоб набрать воды, и возвращались обратно».
05:00
По московскому времени рейхсминистр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп вызвал в свой рабочий кабинет советских дипломатов. Когда те приехали, он сообщил им о начале войны. Последнее, что он сказал послам, было: «Передайте в Москву, что я был против нападения». После этого в посольстве не работали телефоны, а само здание было окружено отрядами СС.
5:30
Шуленбург официально сообщил Молотову о начале войны Германии и СССР, зачитав ноту: «Большевистская Москва готова нанести удар в спину национал-социалистской Германии, ведущей борьбу за существование. Правительство Германии не может безучастно относиться к серьёзной угрозе на восточной границе. Поэтому фюрер отдал приказ германским вооружённым силам всеми силами и средствами отвести эту угрозу…»
Из воспоминаний Молотова: «Советник германского посла Хильгер, когда вручал ноту, прослезился».
Из воспоминаний Хильгера: «Он дал волю своему негодованию, заявив, что Германия напала на страну, с которой имела пакт о ненападении. Это не имеет в истории прецедентов. Названная германской стороной причина является пустым предлогом… Свою гневную речь Молотов заключил словами: “Мы не дали для этого никаких оснований’’».
07:15
Издана Директива №2, предписывающая войскам СССР уничтожить вражеские силы в районах нарушения границы, уничтожить авиацию противника, а также «разбомбить Кенигсберг и Мемель» (современные Калининград и Клайпеда). ВВС СССР разрешалось заходить «на глубину германской территории до 100–150 км».
В это же время происходит первая контратака советских войск у литовского городка Алитус.
09:00
В 7:00 по берлинскому времени рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс по радио зачитал воззвание Адольфа Гитлера к немецкому народу в связи с началом войны против Советского Союза: «…Я сегодня решил снова вложить судьбу и будущее Германского рейха и нашего народа в руки наших солдат. Да поможет нам Господь в этой борьбе!».

09:30
Председатель президиума Верховного совета СССР Михаил Калинин подписал ряд указов, в том числе указ о введении военного положения, об образовании Ставки Главного командования, о военных трибуналах и о всеобщей мобилизации, которой подлежали все военнообязанные с 1905 по 1918 года рождения.
По округам была разослана Директива №1, содержащая приказ скрытно занять огневые точки на границе, не поддаваться на провокации и привести войска в боевую готовность.

Из воспоминаний немецкого генерала Гейнца Гудериана: «В роковой день 22 июня в 2 часа 10 минут утра я поехал на командный пункт группы…
В 3 часа 15 минут началась наша артиллерийская подготовка.
В 3 часа 40 минут — первый налет наших пикирующ
их бомбардировщиков.
В 4 часа 15 минут началась переправа через Буг».


"День этот страшный навеки застыл
В памяти, в душах, в скорбящих сердцах.
Сколько погибших - о, сколько могил!
Души их святы - священен их прах!"!



...Из записок бригадефюрера СС Г. Кепплера, командира полка "Дер Фюрер" из дивизии СС "Дас Райх":
«Мы не разделяем безрассудный оптимизм многих, кто надеется встретить Рождество 1941 года снова у себя на родине. Для нас Красная армия является «таинственным незнакомцем», с которым нужно считаться всерьез и которого нельзя недооценивать. Конечная цель этой борьбы  лежит  в  незримой  дали».


Отборная дивизия, состоящая из наиболее храбрых солдат – такую оценку дало 99-й стрелковой дивизии, прикрывавшей Перемышль, немецкое командование по итогам первых дней боев за город.
Офицерам вермахта рекомендовали избегать столкновений с этой дивизией.

Несколько фрагментов из боевых приказов и донесений:

«22 июня дивизия находилась в городе Перемышль, где приняла первый удар бронированных масс немецко-фашистских войск. В результате вероломного нападения город оказался захвачен гитлеровцами, но 23 июня части дивизии совместно с другими подразделениями отбили правобережную советскую часть города и восстановили границу».

Десятки ПЕРВЫХ наградных листов на красноармейцев и командиров. В одном из первых боев 25 июня 1941 года батарея под командованием старшего лейтенанта Михаила Борисова (родом из Тамбовской области - ред.) прямой наводкой уничтожила 6 танков врага. Сам он был ранен, но дал возможность отойти пехоте, и занять ей новые позиции.

А взвод младшего лейтенанта Григория Брыкля (родом из Киевской области - ред.) 24 июня также поджег 6 танков. Когда орудия взвода были выведены из строя, офицер повел огонь из обнаруженного неподалеку орудия, оставшегося без расчета, и уничтожил еще 4 танка. А когда немцы уничтожили и это орудие, офицер поставил станковый пулемет на трактор «Комсомолец» и вместе с водителем трактора красноармейцем Идоятовым двинул трактор вперед на врага, поражая его огнем...


22 июня – день памяти ГЕРОЕВ, павших в боях за свободу нашей Родины.
Незаживающая рана о погибших в душах жен, матерей, отцов, ВСЕХ  БЛАГОдарных  ПОТОМКОВ.

Автор  ПОЭЗИИ:  Валерий  СТАРОСТИН
http://stihi.ru/2022/06/22/6623


 ПОСТСКРИПТУМ:

"Мы всегда будем помнить этот день - когда нацистская Германия 81 год назад вероломно напала на нашу РОДИНУ! Будем помнить, какой ценой нам досталась ПОБЕДА: домой не вернулись свыше 27 миллионов наших граждан! Сегодня в 12:15 по московскому времени (именно в это время 22 июня 1941 года в эфире прозвучало радиообращение о нападении Германии на Советский Союз) во всех регионах нашей страны была объявлена минута молчания в ПАМЯТЬ о наших героях, которые погибли на полях сражений, умерли от голода и болезней, были замучены в концлагерях.
И по всей стране (и во многих странах мира) прошла акция «СВЕЧА ПАМЯТИ».

«Помните!» - взывает глас
Всех солдат из той войны, -
В подвигах мы не умрём!»

Помним! Не забудем ВАС!
В каждом уголке страны
Свечи ПАМЯТИ зажжём!!

СПАСИБО, уважаемая Надежда, за актуальную и своевременную публицистическую работу с хронологией событий первого дня Великой Отечественной войны, примерами героизма текущего момента и включением авторских лирических строк!!
С искренней признательностью и теплом созвучной души,
Валерий (Чёрный Водолей)".

Валерий Старостин   23.06.2022 16:21

PS: 
"...Утром 22 июня - ученики, родители, учителя вытаскивали парты, столы, шкафы. Вносили медицинское оборудование, кровати, постельные принадлежности, бельё.
Школа № 53 города Ярославля, стала госпиталем №1899.
Ежедневно в 14.00 прилетали немецкие самолёты, бомбили два моста через ВОЛГУ и КОТОРОСЛЬ, где проходила главная магистраль на Дальний Восток. В госпиталь стали поступать первые рененые. Врачи поселились в школе, операции шли круглосуточно.
Работа была поставлена чётко: мы, школьники , бывшие выпускники, стали санитарами, поступили на курсы медсестёр. Работы было много: ранения, гангрена рук и ног. Когда начиналась тревога, с 4-го этажа раненых спускали в бомбоубежище. Кончалась тревога - вновь поднимались наверх. Наш госпиталь был по соседству со штабом 28 резервной армии Ставки Верховного Главнокомандования. Вскоре его переименовали в 65 армию, а госпиталь вошёл в его состав. Формируемые здесь дивизии, полки, отдельные лыжные батальоны направлялись на защиту Москвы и Ленинграда. За ними последовали и мы. Зима 41 года была студёной. Ватные брюки, валенки, бушлаты. Неделями не раздевались, много работали, валились с ног. Видя это, помполит установил график: работать побригадно, давать отдых по 2 - 3 часа в сутки.. Особенно тяжело было в Белоруссии. Под Гомелем только развернулись и вдруг команда: срочно собираться и по машинам...
Артподготовка была такой силы, что земля кипела. Оказалось, мы были близко от линии фронта.
Снова мыли деревенские избы, вывозили навоз со двора, сколачивали нары, на них укладывали хворост и затягивали плащ - палатками. Стали принимать раненых. Оперировали, накладывали шины, гипс, и отправляли в тыл. Хорошо, что ВОЛОДЯ ГРЕКОВ возил с собою электродвижок, и для операций всегда был свет!
Как ни тяжело было, но мы были молоды! В часы затишья устраивали концерты для раненых, пели и плясали!"
( Из воспоминаний о войне старшего сержанта медицинской службы передвижного госпиталя 65 армии Нины Николаевны Воиновой).

В крови, в грязи, все четыре года войны.
И это не самые страшные испытания, что свалились на девчонок... Болью на всю жизнь стали для них умирающие на руках ребята, их предсмертные просьбы: "ЗАПЛАЧЬ ПО МНЕ!"

"Заплачь по мне!- просил он,
умирая...
А ей всего - то от роду
семнадцать лет!
А голова от горя вся седая,
А в сердце, выплакавшем всё,
слёз больше нет...
И лишь молитвами её душа
отплачет
По всем просившим:
"Ты заплачь по мне!"
А в сердце с болью память
спрячет
Всех тех просивших...
и ПОГИБШИХ на ВОЙНЕ!""

...Жизнь так устроена, - ЗЛО шагает по земле и вновь встают чьи - то повзрослевшие сыновья на защиту дома, взяв оружие, вызывая огонь на себя...

Сколько ИХ будет ещё? Подвигов и героев?
ПАМЯТНИКОВ в ИХ ЧЕСТЬ: в строгом уральском граните, или в белоснежном мраморе итальянского города ВАЛЬИ- СОТТО,что воздвигли благодарные жители на собственные ассигнования, дабы увековечить героизм нашего офицера СИЛ СПЕЦИАЛЬНЫХ операций ВКС РФ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО... (При выполнении задания по наведению самолётов на позиции террористов, успел доложить: "Командир, я в ловушке". Как следует в подобных, тактических случаях - вызывается огонь на себя, дав возможность выйти из окружения другим).

Сколько ещё прольётся женских слёз по СВЕТЛЫМ ДУШАМ воинов - заЩИТников РУССКОГО МИРА, шагнувшим в бессмертие.
Сколько сложится ДОБРЫХ СТРОФ стиховТВОРЕНИЯ, в которых "...День этот страшный навеки застыл".

СПАСИбо за отклик соавторской ДУШИ, уважаемый ВАЛЕРИЙ - ВАШЕ ВДОХновенное творчество и благоДАРНУЮ ПАМЯТЬ об ИХ ПОДВИГЕ!
Включаю ВСЁ в текст, отправляя в тираж.

Искренне, с теплом созвучного сердца


Надежда  Зернова


Рецензии
22 июня - день Памяти, день Скорби... Война! Как неимоверно было трудно, но выдюжили и ПОБЕДИЛИ!!! 28 миллионов погибших! Они взывают к нашей памяти и мы ПОМНИМ, ПОМНИМ и никогда НЕ забудем эти 28 миллионов душ воинов, женщин, стариков и детей! Мы пронесём эту память через века! Эта память даёт нам силы и в нынешней борьбе с нацизмом.
Светлая память, низкий поклон за нашу жизнь, которую вы подарили, отдав за это свою!
Спасибо, Надежда, Валерий, за ПАМЯТЬ!!!
С уважением, Алексей

- Помоги, браток! - и тянет руку
Обгоревшую ко мне.
И глаза с мольбой взирают
На израненном лице.

Я тянусь, тянусь, но тщетно.
Не могу руки достать.
- Помоги, браток! - чуть слышно
Он с трудом смог прошептать.

Я тянусь, ...а он всё дальше,
Уж не видно из огня.
Лишь глаза его, как клещи,
Тянут душу из меня.

Слёзы льются от бессилья,
Что не смог его спасти.
Мне пожизненно придётся
Тяжкий крест за то нести.

…Жена трогает за плечи.
- Что приснилось? Ты стонал.
- Ах, так это сон? И встречи
Не случилось? Сон пропал.

Разболелось сердце, ноет.
- Час который? – говорю.
- Скоро утро, уж четыре.
Ты поспи, я посижу.

От чего ж война мне снится,
На которой не бывал?
Может надо ТЕМ, погибшим,
Чтобы их не забывал?

Не уснуть теперь, я знаю,
Не впервые этот сон.
И на кухне выпиваю
Рюмку памяти о НЁМ.

Балуев Алексей   25.06.2022 16:30     Заявить о нарушении
СПАСИбо за прочтение, слова сердечного отклика, уважаемый АЛЕКСЕЙ!

Эти строки стихаТВОРЕНИЯ, что отразили метания ВАШЕЙ трепетной ДУШИ, считывающей метафизику присутствия ЭНЕРГИИ тех, кто сложил молодые жизни в той кровавой бойне.

ОНИ живут рядом, с нами, пока МЫ ИХ ПОМНИМ: несём цветы к захоронениям, проговариваем ИХ имена, зажигаем СВЕЧИ ПАМЯТИ!

ОГОНЬ - это проводник к ИХ БЕССМЕРТНЫМ сферам -ДУШАМ!
Пускай он БУДЕТ ВЕЧНЫМ!
Нет такой силы на Земле, что сможет потушить его, предав забвению
ратные подвиги десятки миллионов, ушедших дорогой БЕССМЕРТИЯ!

БЛАГОдарю за службу, уважаемый АЛЕКСЕЙ - за ПОСТ вахты ПАМЯТИ!
Искренне, с теплом души!

Надежда Зернова   25.06.2022 18:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.