Перевод старославянской, божьей книги

               Дисти тисечной Дроби.
             1.Образ божий в человеке.
Обновитесь духом ума вашего и облекитесь в нового человека, созданного и Богу, в праведности и святости истины.
(Ефес, 4.23,24.)
Образ Божий в человеке есть сообразность человеческой души, разума, мыслей, сердечных чувствований, воли и всех внутренних и внешних, телесных и душевных сил-с Богом и Святой Троицею, и всеми Ея божественными качествами и добродетелями, с волей Ея и свойствами. Ибо так совещалось Само в Себе Святое Триединство:„Сотворим человека по образу нашему и по подобию;и да облодает рыбами морскими и птицами небесными, и скотами, и всею землёю".
(Быт, 1.26).
Отсюда видно, что Св. Троица отобразилась в человеке для того, чтобы в душе его, ум, воля и сердце, во всей жизни и поступках человека являлась и сияла только божественная святость, правда и благость, подобно тому, как в святых ангелах сияет божественная любовь, сила и чистота, почему Бог и благоволил иметь в них веселье Своё, как в чадах Своих. Как отец видит самого себя в детях и о них радуется, так и Бог веселился о человеке.(Притч. 8.31.).Хотя Господь бог радуется о всех делах Своих, однако, в особенности Он пологает веселье Своё в человеке, потому что образ Его сиял в нём в высочайшей непорочности и ясности. При сотворении души человеческой ей дарованы три главнейшие силы:ум, воля и сердце. Эти силы Святая Троица рождает и сохраняет, освещает и просвещает, украшая их делами и дарами Своей благодати.
Образ есть то, в чём есть подобие чего-либо. Не может быть образа, который не имел бы подобия изображаемой им вещи, как в зеркале не может явиться никакой образ, если оно не отразит подобия или подобного вида чего-нибудь другого. Чем светлее зеркало, тем чище отражается в нём образ:так, чем чище и непорочней душа человеческая, тем светлее сиять в ней образ Божий.
Бог сотворил человека чистым, непорочным и неосквернённым, со всех телесными и душевными силами для того, чтобы в нём сиял образ Божий, не так, как отражается мёртвая тень в зеркале, но как истинное, живое изображение и подобие невидимого Бога и Его прекрасного, внутреннего, сокровеного вида, а именно:образ божественной премудрости онно в уме человека;образ любви Его и милосердия в сердечных движениях;образ Его правды, святости, непорочности и чистоты в воле;образ всепрощения, нежности и прямоты во всех телодвижениях и словах;образ всемогущества в господстве человека надь всей землею и в страхе, который дано ему было вселять во всех тварей;образ вечности в бесмертии человеческой души.
Отсюда человек должен был почерпать познание Бога и самого себя:Бога познавать, как Творца своего, Которым создано все, и как единственное высочайшее Существо, от Которого всё имеет своё бытие. Бог есть всё то существенно, что носить в себе образ человека. Так как человек есть образ благости Божий, то Бог должен быть существенно высочайшим и всеблагим;Он должен быть существенно любовью, существенно жизнью, существенно святостью. Поэтому и всякая честь, хвала, слава, величие, крепость, власть и сила подобает Богу, и никакой другой твари, но единому Богу, Который всё это существенно Сам. Когда некто, почитавший Господа за простого обыкновенного человека, спросил Его:„Учитель благий, что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? "Господь отвечал:„Что ты называешь Меня благим?Никто, не благ, как только один Бог." (Мате. 19.16,17.),то-есть:Бог один существенно благ, а без Него и вне Его не может быть истинного блага.
Себя самого человек должег был познавать из образа Божия так, чтобы понять всё различие между человеком и Богом. Человек не должен был представлять себя Богом, а только Божьим образом, подобием, изображением и отпечатком, в котором явил себя Бог. Такими образами в человеке ничто другое не долженствовало жить, светить, действовать, хотеть, любить, помышлять, говорить, радоваться, кроме Самого Бога. Если бы обнаружилось в человеке что-нибудь другое, что производит и творит в нём не Господь, то человек не мог бы считать себя образом Божьим, но образомь того, кто в нём действует и проявлять себя. До такой степени человек должен был предаться Богу. Полное и безприкословное повиновение воле Божией таково, что предоставляешь действовать в себе Богу и отказываешься от , своей собственной воли. Вот что значит быть  совершенно преданным Богу! Когда человек бывает чистым, святым орудием Божьим и святой Его воли, орудием всех божественных дел, он не должен иметь собственной любви, ибо Бог есть любовь для человека;не должен иметьни собственной чести, ни собственного богатства:Бог-наша честь, достояние и богатство, исключающие любовь к тварям и к миру. Ничто не должно было жить и действовать в человеке, кроме единого Бога. В этом и состоит высочайшая невинность, чистота и святость человека. Действительно, разве это не высочайшая невинность, когда человек не творит своей собственной воли, но представляет Богу всё производить и совершать в себе? Разве это не величайшая простота, какую можно видеть в исполненом простоты младенцы?
Так должно было Богу вполне обладать человеком, с внутренней и с внешней стороны, пример чего мы видим в Господе нашем Иисусе. Христе, Который есть совершенный образ Божий, потому что совершенно пожертвовать Своею волей Небесному Отцу Своему, с величайшим послушанием, смиреньем и кроткостью, без всякой Собственной чести, пользы и стяжания, без всякого Собственого веселия и радости. Всё, что Он ни мыслил, что ни говорил и ни делал, Он предоставлял Богу производить в Нём и чрез Него;Его воля есть воля и благовение Божие. Потому  Бог и возглавил с неба „Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Которым Моё благовение,"(Мате. 3.17.).Итак,Он есть истинный образ Божий, из которого ни-что иное не светит, кроме только того, что присуще единому Богу, именно:любовь и милосердие, долготерпение, кротость, благость, святость, утешение, жизнь и блаженство. Так восхотел невидимый Бог соделаться видимым и открыться во Христе, и дать в Нём познать Себя человеку. Хотя Христос в гораздо высшем смысле есть образ Божий но Божеству Своему, то-есть, Сам Бог, „сияние славы Его и образ ипостаси Его". (Евр. 1.3.);но мы теперь говорим не об этом, а только о том, как Он жил и поступал во святому Своему вочеловечения.
Такая же святая непорочность составляла образ Божий и в Адаме;и он должен былв истинном смирении и послушании сохранить его и признать, что он сам не высочайшее благо, а только образ высочайшего блага, которое изобразилось в нём по воле Творца. Но как он восхотел быть сам этим богомо, то-есть Самим Богом, то и впал в самый страшный грех.
Человек должен так познавать себя, чтобы чрез образ Божий сделаться сспособным к божественой любви, радости, миру, жизни, покою, крепости, сиье, и свету, чтобы Бог наполнял всё существо человека, один в нём жил и действовал, и, таким образом, в человеке не было бы собсвенной воли, самолюбия, собственной чести и славы, но чтобы Бог один был славою и честьючеловека и один принимал хвалу его. Подобное стремится к подобному и находить в нём своё утешение:так и Бог хотел просиять в человеке со Своею благостью. Так стремится Господь сообщить Свою благость.
Наконец, человек должен был в образе Божьем так познавать себя, чтобы чрез этот образ он был соединён с Богом и в этом соединении полагал свой высочайший покой, мир, радость, жизнь и блаженство;напротив того, величайшее безпокойствие и злобсчастие человека происходит не от чего другого, как от того именно, что человек поступает против образа Божия, отвращается от Бога и лишается высочайшего вечного блага.


Рецензии