Перед Троицей

ПЕРЕД ТРОИЦЕЙ

Сын Алексей пообещал свозить меня перед Троицей на малую родину, в Матвеево на кладбище прибрать могилки родных. Обычно ездила прибирать заранее, но в этот год сложилось так, что поехали в Троицкую родительскую субботу. Трава была уже обкошена племянником Дмитрием, и нам оставалось прибрать на самих могилках, в которых покоились с миром мои мама, бабушка и два брата. Мимо проходили люди. Одни приглядывались и, узнавая,  здоровались, другие, не видя в нас знакомых, проходили молча. И вдруг:
– Валюша?! Вот это да! Привет!
– Любаша?! Привет! Тоже здесь?
– Да, вот с братом Толиком,  приехала. А ты, с Женей?
– Нет, это Алёша.
Женя в детстве лежал в больнице, а Люба, вернее Любовь Николаевна Курицына, бывшая медсестра хирургического отделения и по совместительству моя одноклассница и родственница, его подкармливала вкуснятиной из дома. Прошло уже много лет и не мудрено, что она его спутала с другим моим сыном.
Мы были рады встрече. Она посетовала, что не захожу к ней в гости, когда бываю в Тотьме, но я её успокоила тем, что бываю редко и по делам, и заходить просто нет возможности, а ещё о том, что так и не встретились всем классом через пятьдесят лет окончания Матвеевской восьмилетней школы.
– Хотя, и встречаться-то сейчас грустно,  – раздумывая, проговорила Люба и продолжила: – стареем, да и класс редеет.
На прощание обнялись, обещая друг другу не теряться.
Продолжая прибираться,  боковым зрением в проходящей женщине узнаю Валентину Мишуринскую (Армееву). Когда я её вижу, всегда радуюсь, но объяснить даже самой себе не могу: почему? Скорее всего, может, потому, что была в юности безответно влюблена в её брата Виталия? Окликнула её:
– Валя?! Привет!
В ответ от неё мимоходом прозвучало «Привет» и почему-то царапнуло по душе… Через недолго они с мужем шли обратно и опять же мимоходом:
– Как там Никола поживает?
– Да, как и Матвеево, наверное, – ответила ей в тон.
А затем, подходя к могилке, находящейся рядом, обронила, то ли в воздух, то ли для меня:
– Здесь похоронен батюшка.
Никак не отреагировав на её реплику, я в задумчивости продолжила чистить, уже почему-то боясь поднять голову, но разоклонившись вижу проходящую Тоню Машьянову (Мальцеву). Она меня старше на четыре года и училась вместе с моим старшим братом Виталием. А ещё нас связывало то, что родом мы обе из деревни Федотово. В порыве чувств я вышла из оградки и обняла её, но увидев в ответ недоумение, почувствовала неловкость и отстранилась. Последующий обмен словами мне показался натуженным и ненужным. Больно защемило в груди.
Приборка подходила к концу. Мы с сыном украсили могилки цветами, оставили угощение. Стояли, молчали, прощаясь с родными до следующего раза. Наше молчание прервал мужской голос:
– Здравствуйте! Вот, зашёл проведать одноклассника. Я его каждый год проведываю.
Это был Станислав Силинский, одноклассник моего брата Валерия. Чувство благодарности за такие простые и просто, наверное, нужные для меня в тот момент слова, оттеснило боль. Вроде бы не говорили ни о чём особенном, но на душе стало тепло и уютно. За ним следом шёл его брат, Валерий, меня старше на год, которого я узнала, наверное, потому, что он был со Стасиком вместе. Встреть одного – прошла бы мимо. С ним мы проговорили  минут десять, вспоминая деревенских друзей. Мы понимали друг друга с полуслова, хотя никогда не были друзьями детства, но помню, что в школе он был мне симпатичен.
И только собрались идти, как вижу проходящего мимо нас мужчину с усами, в котором я сразу признала Владимира Комарова. Конечно, когда учились его звали все просто Вовка Комаров, он на год меня моложе, но сейчас передо мной стоял взрослый мужчина почтенного возраста. Он остановился напротив меня, поздоровался.
– А я тебя, Валентина, сразу узнал.
– Я тебя тоже, – эхом ответила ему, – ты почти не изменился, только усы…
Он улыбнулся:
– Все так говорят, даром, что уже пять внуков. А у тебя сколько?
– Четверо.
– Давай догоняй!
– Знаю, что увлекаешься рыбалкой.
– Да, – подтвердил Владимир и продолжил, – только больше зимней.
Если бы кто-то прислушался к нашей беседе, то сказал бы, что встретились друзья и, конечно бы,  ошиблись. Мы просто были оба из Матвеевского сельсовета и когда-то оба учились в Матвеевской восьмилетней школе.
Пожелав друг друга всего самого доброго, он поспешил дальше, а мы с Алексеем, ещё раз взглянув на могилки, попрощались и поехали домой.
Уезжала с малой родины в этот раз я в тяжёлых раздумьях…


Рецензии
Валентина! Душевно вы написали о своих земляках! Вы верно заметили: время меняет людей. С кем-то из друзей мы сохраняем отношения со школьно-ВУЗовской поры и на всю жизнь, а с кем-то контакты теряются: такова жизнь. С уважением И. С.

Игорь Сычев 3   24.06.2022 13:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь!
С ответным уважением, Валентина.

Валентина Игошева   24.06.2022 21:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.