Познание человеческой сущности через акт любви

И все-таки, моей любимой психологической темой останется психология любви. Сегодня поговорим о познании человечества через акт любви под моим впечатлением от книги Фромма «Искусство любить» и многих других авторов, которых мне удалось на данный момент понять в изучении этой темы.
В прошлый раз я писала о безусловной и условной любви к животному/человеку, а также, о незрелой любви и «любовной любви» (так я обозвала зрелую любовь).

В этот раз хотелось бы еще раз закрепить важные смыслы в понимании и проживании этого чувства. Но хочется не только давать, а и получать от вас ответы на некоторые вопросы, которые рождаются у меня в голове.

Как я уже писала раньше, я делю любовь на зрелую и незрелую, в которой зрелая происходит между двумя полноценными личностями, не находящимися в вечном поиске своей «половинки», а о незрелой вы уже тоже знаете и догадываетесь исходя из понятия зрелой. Сейчас я дублирую это для того, чтобы немного освежить память.

В одной из книг я прочитала о том, что зрелая любовь основывается на «3 китах»: ответственность, уважение и забота. И тут у меня сразу рождается логичное умозаключение: Получается, что мы ответственны за то, что мы любим, уважаем это в любом проявлении и заботимся о том, чтобы с предметом любви ничего не случилось? Я специально опускаю понятия человека, потому что мне кажется, что любовь везде и во всем. И существует она не только между двумя людьми одного/противоположных полов.

Если же опустить все остальные предметы любви, и оставить только любовь между двумя личностями, то у меня для вас есть интересное определение, которое я долго вынашивала в себе и формулировала исходя из всего, что видела, читала и чувствовала.

Любовь – это познание другого человека с глобальной целью познать СЕБЯ и собственное одиночество, путем единения, но не слияния. (с) Марина Котова

А? А? Как звучит? Я поясню момент познания своего одиночества и страстного желания человека ощутить единство с другим человеком. Эс фор ми, главным страхом человека в нашем мире, помимо основного и очевидного – смерти, является страх одиночества. Нет ни одного человека, который получал бы истинное наслаждение находясь наедине с собой всю свою сознательную жизнь (потому что с рождения не получится в виду всяких очевидных факторов). Я считаю, что страх одиночества можно избежать только в одном случае – если в мире больше нет людей. Тогда и изоляция уже не называется изоляцией. Но это уже утопия, а даже если нет, не уверена, что кто-то из прочитавших этот текст когда-то останется единственным человеком на этой планете.

Человек познает себя только с другим человеком.
Если мы попробуем опять же представить себя как единственного человека на планете, то мысли об одиночестве не возникнет, если это одиночество не станет причиной какой-то глобальной катастрофы, конечно, а будет привычным укладом жизни этого единственного человека на планете. В межличностных отношениях человек познает себя и другого человека, он одновременно узнает все и не знает ничего.

«Страстное желание узнать самих себя и узнать своих ближних выражено в дельфийском призыве «Познай себя». Это основная пружина всей психологии.» - Эрих Фромм.
Но знание о том, что это страстное желание продиктовано глобальным желанием познать сущность всего человечества – говорит об утопичности этого желания, при этом (!) единственным способом познания человека в целом (но не полностью, как мы уже поняли) как раз и является любовь.

«Я должен познать другого человека и самого себя объективно, чтобы было возможно увидеть, каков он в действительности или вернее, чтобы преодолеть иллюзии, иррационально искаженный образ его, возникший у меня. Только если я познаю человеческое существо объективно, я могу познать в акте любви его глубочайшую сущность». – тот же Фромм.
Как бы не была многогранна психология, и сколько бы ответов она не дала, она имеет такие же пределы, как и теология (изучение божественного) – где логическим «пределом» познания является мистицизм (опыт личностного общения, абсолютной истины и слияния с божественным). Только психологический предел – познание акта любви.

А теперь, что вы скажете мне, если я вас уверю, что когда человек любит одного единственного человека, при этом испытывая безразличие к ближним людям и миру в целом – то это не любовь? Такое состояние как раз можно записать куда-то в разновидности «незрелой любви», обозначив его зависимостью или высшей степенью эгоизма в полярном смысле. В нашем обществе почему-то принято считать, что именно этот «болезненный симбиоз»/высшая степень эгоизма – показывает всю твою силу любви, ведь так и нужно, не любить никого, кроме «любимого» человека. Однако, в моем понимании, опять же, родившемся благодаря трудам, которые мне удалось изучить на эту тему, высшая степень любви - это в случае, если я люблю какого-то человека, то я люблю все, что меня окружает, люблю жизнь и мир.

«Если я могу сказать кому-то «я люблю тебя», я должен быть способен сказать «я люблю в тебе все», «я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя».» - Э.Фромм.
И тогда если я люблю в тебе самого себя, значит, я познаю в тебе самого себя, познаю тебя и познаю человечество настолько, насколько мне позволяет этот предел психологических знаний.

На этой ноте я завершу 1 часть своих мыслей на тему познания человеческой сущности в акте любви.


Рецензии