Что такое женщина и любовь к ней?

А вот ещё вопрос: что такое женщины, то есть разумею женскую красоту и обаяние? Это большой и серьёзный вопрос! Я не знаю, что светит в этой жизни женской душе, о чём мечтает она и к чему стремится. Я не могу поверить тому, что она стремится только к богатству и самоутверждению своей гордыни в мире сём; и мне тяжело представить, что она видит какой-то свет в мосластом, нескладном, волосатом существе – мужчине. Но я могу сказать точно, что для подавляющего большинства мужчин самый яркий, а порой и единственный свет в жизни – в женщинах. А если учесть, что человек всегда стремится к Свету и по-настоящему только к нему, каждое мгновение своего бытия, то понятно, что такое для нас женщины. И … хотя я и ощущал иногда существование высшего могучего Света, приносящего истинное, высшее удовлетворение и абсолютное счастье, но в обычное время от этих вспышек понимания и чувствования остаётся лишь бледная тень убеждения и воспоминания – вещей умственных, неэмоциональных, бесчувственных, исходящих не от сердца. В это время Свет ощущается мною как дальний и недостоверный … А то, что связано с женщинами, близко и совершенно достоверно. Это свет неровный, редкий, колеблющийся, мятущийся, опасный; он часто бывает окружён ледяным холодом, потому что переплетён с гордостью и косностью человеческой. Рядышком с ним соседствует могучая, разрушающая и подчиняющая себе, грязненькая и дурно попахивающая, с большим трудом поддающаяся просветлению стихия секса; стихия равнодушная, безжалостная к обеим личностям: как к своему объекту, так и к своему носителю. Этот свет обманчив и всегда грозит разочарованием, но это свет и свет яркий.
Я смотрел один фильм, он назывался «Отступник» (его режиссёр – Валерий Рубинчик). Там один молодой, но уже всемирно известный учёный научился полностью копировать людей, создавать их атомные двойники, так что невозможно было никому, в том числе и новоявленным близнецам, отличить одного от другого и отдать предпочтение кому-либо из них в преемственности личности. Первым делом учёный произвёл дубляж самого себя, надо полагать, в научных целях. Результат вышел самый неожиданный: вместо одного великого учёного их стало двое, абсолютно идентичных и внешне, и внутренне. Правда, позднее оказалось, что один из них лишён совести – очень глубокая деталь, ведь в совести проявляется высшее Я человека. У них оказалось одинаковым всё: облик, физическая сила, интеллект, привязанности, память и общая девушка – очень красивая, молодая и сильно любящая этого человека. Кажется, человек без совести всюду оттеснил своего двойника, а потом неотвратимо погиб. … Меня поразил один момент их соперничества. После короткого разговора они жестоко перебранились, и в этот момент в дверь постучала эта девушка. До этого уже выяснилось, что оба двойника претендуют и на родителей, и на карьеру, и на имя, конечно. И теперь один из них, наверное, тот, к кому перешла совесть, весь затрясся и воскликнул: «Эта девушка… Она – единственное, во что я верю!…» Он произнёс это каким-то отчаянным, умоляющим голосом. По его виду и по его словам видно было, что значила для него эта девушка. Это – проявление родного Света в нашем искажённом и сумрачном мире.
Откуда берёт своё начало перенесение на женщину несвойственных ей, каких-то надчеловеческих черт? Откуда эти стояния на коленях, обнимания ног, целования следов на земле, благоговение и умиление, нервная дрожь в членах? И всё это льётся свободно и непосредственно из человеческой души. Кого напоминают нам эти создания? Ведь они, по существу, такие же существа из плоти и крови, как и мы, с теми же человеческими чертами, хорошими и плохими, какие есть и у нас. Они имеют ту же душу и так же стремятся к счастью, как и мы. И они недостойны быть тем, что они есть для нас.
Когда мужчина, повинуясь внезапному и сильнейшему порыву, встаёт на колени и обнимает ноги возлюбленной, чувствуя удивительное тепло на сердце и ощущая себя так, как будто он стоит у Порога Домой, она смотрит на него сверху вниз, перебирая волосы на его голове, и на губах её … играет лёгкая снисходительная улыбка…
Что хотим мы от женщин? Совершенно ясно, что: света, тепла, бескорыстной любви, нежности, чистой и льющейся от сердца ласки, то есть того, что могли бы дать нам какие-нибудь высшие существа и что женщины, в своей массе, дать не могут, даже если и захотят. Наоборот, это им нужно давать всё то лучшее, чем мы обладаем, и притом совершенно бескорыстно, чтобы пробудить в них то хорошее, что в них заложено. Это такие же чёрствые, больные и скудные сердца, как и наши, и желать от них любви и тепла, то есть по сути – сокровенной энергии человеческого бытия, которой у них совсем немного даже для самих себя, желать получить от них эту сокровенную энергию, может быть, даже жестоко и, уж во всяком случае, эгоистично. Особенно всё это касается лучезарных красавиц, вызывающих самые бурные и глубокие ассоциации. Я не знаю, зачем и за что дана им такая красота, как она соотносится с их внутренним миром и возможностями развития, но я знаю, что эта красота обречена на обезображивание старостью и смертью и есть ничто для её обладательницы, если не подкреплена внутренним светом доброты и, желательно, ума.
Я не отрицаю, что есть на свете Сонечки Мармеладовы, Грушеньки Светловы, княжны Марьи Болконские (можно вспомнить и об Аглае Епанчиной); это удивительные существа, они наделены высшею и щедро отдающею силою женственности, но они предназначены для избранных счастливчиков, их очень мало, и нам встреча с одной из них, скорее всего, не грозит. …
Возможно ещё чудо, когда между вами проскакивает божественная искра, и вы начинаете отдавать друг другу то лучшее и чистейшее, что, оказывается, было в вас и что должно было, наконец, раскрыться. На это надеются все, этого ждут все, но это чудо, а чудеса в нашем мире крайне редки. А пока наши души трепещут от одной только пространственной близости к нам иных прекрасных незнакомок, задевающих своей красотой самое чистое и глубокое, что есть в нас, и делающих нас совершенно беззащитными перед ними. А пока мы ловим искорки света в мимолётной, вдруг появившейся тёплой улыбке, во внимательном и «симпатическом» взгляде, в ласковом и участливом жесте и обжигаемся о резкое и презрительное слово, о надменный взгляд, о жестокую и бездушную выходку. А пока мы наслаждаемся удивительной зрительной красотой, так сладко и больно напоминающей нам что-то, таинственным и жгучим обаянием и надеемся на чудо, которое в конце концов не покинуло бы нас, не оставило бы на сердце страшный шрам, не вырвало бы нас с корнем из самих себя. Таково положение дел с женщинами.
август-октябрь 1993 года

<Женщина - это антенна, которую настраиваешь ты сам. И это твоё ребро. Та женщина, которая рядом с тобой, выражает собой выбор твоей жизни, осознал ты этот выбор или не осознал. Жена - это и есть твоя жизнь. Мать мы не выбираем, и потому можем попасть к ней в плен, но уж жену-то точно выбираем... И как важно, чтобы в этот выбор не вклинилась страсть, обман, чтобы соединение произошло в Духе Божием, чтобы главным в любви было взаимное спасение, а не что-нибудь другое... И вот тогда-то это и будет золотая жена и дар Небес. Когда же мужчина ищет прежде всего угождения себе, а не Богу, диавол легко его одурачивает и берет в плен через жену - на всю оставшуюся жизнь, а то и на всю вечность.>


Рецензии