АЕП обзор Александра Андреева

Здравствуйте, друзья!
Всем спасибо за стихи!
У меня по ходу возник концептуальный вопрос: вот если, скажем, дуэльный пистолет сильно отличается от пистолета Макарова, должны ли дуэльные стихотворения сильно отличаться от стихов, которыми поэт день за днём лихорадочно отстреливается от медленно, но неумолимо окружающей его действительности?
Но это, как говорит Оля Воронина, #городскаярилика. А моё дело – читать, писать отзывы и отбирать. Начинаю.

[обзор]

01. УБЕЖАЛО ВРЕМЕЧКО

А в детстве было всё на раз-два-три,
А, если что, всегда мамуля рядом.
Не надо было плакать до зари
И первых поцелуев ждать не надо.

Прощать, прощаться, смело уходить -
Ведь в детстве ссоры тоже понарошку.
Всё в детстве было просто впереди,
Не путь тогда, а тропочка, дорожка.

На раз-два-три... Осталось только три...
Сил прибавляют внучкины ладошки.
И помню я, как мама говорит:
"Да не спеши, побудь ещё немножко

Ребёнком и побегай босиком,
Поспи подольше, заплети косички..."
Ан нет, хотелось видеть, что потом?..
Да убежало времечко лисичкой.

*
Красиво, лирично, ностальгично. Увы, время убегает, да, и поэзия здесь бессильна. Или всё же нет? В любом случае – спасибо автору за попытку удержать мгновение, которое, если верить классику, даже когда не прекрасно, всегда неповторимо. Симпатичный стих.

02. СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ, ЧЕТЫРЕ ТУЗА

Семнадцать мгновений, четыре туза.
Я жду под часами условленной встречи.
Я знаю, что время не хочет назад,
Я знаю, время калечит, не лечит.

Промчались они, наши годы бегом,
Ты с кем-то играла в прекрасную даму...
А я тебе, милая, выстроил дом,
Я вырастил сад, игнорируя драму.

Я вырастил сына, и дочь воспитал,
И трепетно ждал, что приедешь к обеду,
Я днём наблюдал сквозь прозрачный кристалл,
И ночью тихонечко грыз Кастанеду.

И после войны, ровно в пять, у часов
Пришла ты и вновь продолжается сказка
Всё так же прекрасна, как фея из снов?
Я нежно и трепетно снял с тебя маску…

*
Хорошая сквозная тема часов, вокруг которых крутятся все события и переживания в жизни лирического героя. Чуточку смазан финал из-за неожиданного отсутствия в последней строфе знаков препинания: «у часов пришла ты» как-то не звучит…

03. ЩЕНОК

Пять утра. В округе дачной
нет ни ветра, ни "гу-гу".
Я щенку кидаю мячик
Он бежит, и я бегу.

Мне макушку солнце греет:
нашу кисточку, мол, вам.
Стрекоза, крутя пропеллер,
пролетает по делам.

По лужайке, по соседству.
Пылью, семенем, на свет,
где алеет парус детства
мной оставленный в траве.

Как чудесно зарываться
в лета жаркие бока.
Будто мне всегда двенадцать
а щенку лишь год пока...

*
Картинка хороша. Солнце, предлагающее свою кисточку, прекрасно: кто ж не хочет солнечную кисточку? )) Такое маленькое уютное личное счастье. Пусть оно и дальше пребывает с чутким автором и со всеми его читателями!

04. ЗАМКИ ИЗ ПЕСКА

Опять пытаюсь что-то написать,
рукой затёкшей подпирая щёку.
Но правда рушит замки из песка,
и за мечты пора платить по счёту.
Как странно доверять слова письму,
когда самой себе уже не веришь.
Бросаться в омут слухов, сплетен тьму…

А ты – упрямый мальчик.

Ты умеешь
выигрывать жестокие пари,
страницы дней стихами прошивая.

Не слышать плач и глупости мои.
И не любить меня,
пока жива я.

*
Очень горькое и хорошее стихотворение. Причём разворачивается постепенно, и так же постепенно ты вчитываешься в эмоции и ощущения. Я, например, оценил не с первого прочтения. Но оценил. Очень хорошее.

05. БЕЛОЕ

А если жизнь - такая форма пьянки?
Такой концерт для разума с оркестром.
С рождения глотаешь влажный воздух,
пропитанный экстрактами иллюзий.

Напьёшься, нахлебаешься до края
и засыпаешь здесь глубокой смертью,
а где-то в перпендикулярном мире
очнёшься, но про жизнь уже не помнишь.

*
А почему бы, собственно, и нет? Но, может, жизнь – такая форма бреда, когда ты говоришь и говоришь, и ходишь в гости, едешь на работу, а тут, глядишь, десятое число, и вдруг тебе на карточку – зарплата? Потратишь, а про жизнь уже не помнишь. И про стихи совсем забыл, а жаль.

06. ЦУРУ

Как кит в глубины, солнце скрылось в облака.
Вечерний воздух тёплый, пряный, вязкий.
А тихий звон от комариной пляски
Вплетает ноты в стрекотание сверчка.

Перебираю стопки мыслей в голове,
Сложить бы их в журавликов бумажных
И отпустить всех в небо, чтоб однажды
Один вернулся и принёс мне твой ответ.

*
Очень славный, спокойный и красивый текст. Лирический герой словно передаёт читателю свой внутренний покой и полную уверенность в том, что ответ (любимой?) будет хороший и правильный. Пусть так и будет.

07. ПОТОМУ ЧТО НЕЖНО

...потому что люблю тебя нежно и вероломно,
забывая как звать наутро, себе не веря.
Так, наверное, входит в свой дом паломник:
ищет икону, а везде только двери, двери...

Это странно, и это больнее, чем ранить пальчик,
и сухим языком пунцовую каплю слизывать.
Дожидаться ночи, где свечи от счастья плачут.
Ощущать, как тепло поднимается к сердцу снизу.

Мона Лиза смотрит, и взгляд её так спокоен,
словно всё, что было и будет, – навеки с нами.
Ночь, стихают трамваи, мелодии, ветры, войны.
Остаёмся лишь мы – со стихами, свечами, снами.

*
Красивое. Удачно про нежную и вероломную любовь, хорошее сопоставление – свечи и поднимающееся к сердцу снизу тепло. Классная внутренняя рифма «снизу – Лиза». Жанр элегии мне вообще близок, а уж хорошая элегия – всегда находка.

08. ШЕСТНАДЦАТАЯ СТРОКА

поезд Swift москва остался в бресте,
но без машиниста, без колёс,
поезд шёл на запад с нами вместе,
выйти никому не удалось.

не проси прощенья, не надейся,
позже все заплатят по счетам,
что такое гений и злодейство,
не ответишь, воз поныне там.

расскажи о ветреной свободе,
кто мечтать об этом запретит,
здесь чужие поезда не ходят,
за окошком тот же скучный вид.

ночь за ночью снится атлантида,
остров, закольцованный водой,
что не помню, к берегу прибито,
как финал шестнадцатой строкой.

*
Если поезд задержался в бресте, значит, по законам бытия всем неплохо посидеть на месте. Так не буду дёргаться и я.

09. ЧАСТО-ЧАСТО, ЧИСТО-ЧИСТО

Часто-часто, чисто-чисто
Дождь стрекочет за окном –
Гром ответил голосисто,
Баба стукнула ведром.

Гром все ближе-ближе-ближе,
Всё чернее облака –
Черепахи небо лижут,
И стригут ему бока…

Слева молнии и справа
Частоколом близ домов…
Баба натянула справу*
И айда доить коров!

*справа – одежда ( деревенское, устаревшее или диалектное от глагола «справить»)

*
Стригущие небу бока черепахи – безусловная находка, с которой автора можно поздравить. Поздравляю!

10. ВЕЧЕРОМ

Смотрю в окошко - широкой лентой -
Дорога светится в темноте.
На кухне дочка. Чихает блендер.
Скажи, как жили мы без затей
И всех - какое названье! - гаджет,
По словарям надоест искать…

Как наш могучий язык загажен
Словами чуждого языка!

*
Даже загаживающие наш могучий язык слова чуждого языка неплохо бы склонять по правилам русского, раз мы на нём пишем: «жили мы без… всех… гаджетов». Изобилие тире в первой строке позволяет сделать чудовищное предположение, что лирический герой смотрит в окошко широкой лентой… Словом, стихотворение делает нечто прямо противоположное тому, к чему призывает.

11. ИЗЪЯН

Я сверканием разбужен:
от восхода, от реки,
тени мечутся по лужам
с солнцем наперегонки.

Завораживает радость
и мою больную тень:
ей бы вдаль, над холм из радуг
оттолкнуться и лететь.

Облака вскипают пеной,
я держусь за клочья сна,
тень, ломаясь по ступеням,
тянется уйти одна.

Чтобы в облачных полянах,
форму новую приняв,
жить счастливо без изъяна,
без нагрузки - без меня.

*
Мрачненько, но симпатичненько. Очень порадовало внутреннее созвучие «тень – ступеням – тянется», такие ниточку стих всегда украшают. А вот на каком языке написано «над холм из радуг» (над холмом? на холм?), лично мне непонятно.

12. КАСАЮСЬ ЛАПАМИ

Касаюсь лапами слов.
Я всё безумное съела.
Мой мир к войне не готов.
Рисует сложности белым.

А всё простое простить
В анналах выпало сольно.
Болит, и не говорить
О том, что искренне больно.

А дальше шах или мат,
А может шах отказался
Идти вперёд иль назад,
Иль плыть под собственным галсом.

*
Плавают всё-таки галсом, а не под ним. Больше того, плыть чужим галсом невозможно в принципе. А вот «всё простое простить» звучит очень хорошо, прямо на зависть. Поздравляю автора с находкой!

13. С МИРУ ПО НИТКЕ

Этаж, эстафета - вперед к этажерке.
Кто первый подскочит: Элен? Элиот?..
Глядят на экран Эвридика-манерка,
Эстамп - экзотичный общительный кот!

Эклер компенсирует лучшие годы.
Этика учит, как есть бутерброды.
Эхо забилось в сетях эвкалипта.
Новая эра на Веге возникла.

Там же эвенк укрощает экватор
Электробритвой и сладкою ватой.
А экипаж внеземной эскадрильи
В Новом Эдеме опробует крылья.

Где эрудит с эскимоской в мехах
В малом обмане не видят греха,
Вечно цветут среди слов эдельвейсы -
И хороши, и доступны донельзя.

*
Вот вечно так – придёшь тихонечко почитать да посудить, никого не трогаешь, а тут отравляют твой девичий мозг и топчут твои эдельвейсы. Хороши, да, сам знаю, а вот что доступны, плохо. В следующий раз забор поставлю повыше, ибо нефиг. В цэлом вполне элегантный экзерсис.

14. ЕЁ СМЕХ

Её смех - пощёчинки,
дразнилки,
бьют точечно
напропалую...
Ему так хочется
сдувать с неё пылинки,
закрывать ото всех мужчин поцелуем,
биться насмерть -
от ревности сам не свой -
за неё
хоть на эшафот...
Она хохочет -
зайка рыбка голубка -
солнечные глаза,
малиновый рот,
в коротенькой юбке
идёт по парапету -
Эхо
Ветер
Юность - раз и нету.

*
Раз, и нету… А цепляет хорошо. Красивые точные детальки, внятный главный образ и хороший язык – что ещё нужно человеку, чтобы мысленно поблагодарить автора? Мне – ничего. Благодарю!

15. НАПУТСТВИЕ

Рисовать-рифмовать - амюзанты для дураков,
наплодили сюжетов, блаженные, лет на триста.
Шалопут-литератор бесплоден и бестолков.
Миром правили, правят (и будут всегда) юристы.

Век домов перелётных, надутых мечтами сфер
ничего не изменит.
И вот что тебе скажу я:
ты прославишь Прованс!..
проповедовал старый Верн,
провожая в Париж непутёвого сына Жюля.

*
Перефразируя Горина, напутствие – это напутствие, его нельзя объявлять, когда вздумается. Мой эталон в этом жанре – адресованное Лаэрту «Всего ж превыше верен будь себе» Полония. В рецензируемом тексте мне, пожалуй, как раз амюзантов-то и не хватает. А когда автор (ладно, лирический герой, но кто ему дал слово?) называет рифмы забавами для дураков и тут же, не сходя с места, сам рифмует, сразу возникает вопрос: так кем же он считает своих читателей?

16. КАЗАЧЬЯ ЮДОЛЬ В КОВЫЛЯХ ДА СУГРОБАХ

Казачья юдоль в ковылях да сугробах,
От края до края поди обскачи!
Служивый станичник на шляхах и тропах -
От первых погон до последней свечи.

Степная равнина горбатится к Дону,
На плавнях пора напоить лошадей.
Ну знать, по-над плёсом быть ночью кордону,
Пусть в сотне поменее стало людей.

Не зря нынче войско на татей ходило
Очистить границу от вражьих охот.
Казачий священник походным кадилом
Чадит фимиам на кордонный приход.

Неснятые шашки прижались к лампасам,
Не спит караул у священной воды...
Хорунжему снится черешник за базом,
На страже которого дремлют деды.

*
Я настолько далёк от казачества, насколько вообще человек может быть далёк от явления, и даже констатации того революционного для математики факта, что число «сто» уже стало меньше самого себя, не хватило, чтобы заставить меня постараться стать к оному [казачеству, если вы уже забыли, о чём речь] ближе. Не вштыривает такая этнопоэзия, извините.

17. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

Как будто Бог благословил простор,
На коем возрастает город Ливны.
Течет река, мосты - скрепленье гор,
Точнее горок, милых и наивных.

Платки полей, как будто оберег,
Мой город, охраняя, окружают.
Зимой лежит такой хрустальный снег,
А летом зелень, начиная с мая!

Чуть дальше за... тебя встречает лес
И пеньем птиц прийти с ночевкой манит.
Голубизна пролески и небес,
Фиалковая россыпь на поляне...

Река Сосна - изгибы, скорость вод
И отраженье золота заката...
С рожденья здесь живу который год
И лишь на краткий срок, от них, куда-то.

Плешковская игрушечка у нас!
Свистулек трель - что в пляс пустились ножки!
И город мой, его и день, и час
Дано прославить Ливенской гармошке!

*
«Платки полей» – очень хорошая звукопись. И в целом стихотворение душевное и милое, хоть и без особого изюма. Спасибо автору!

18. ЦАРИЦА

Так всё и было –
таблетки, врачи, больница,
на экранах приборов мерцало «конец игры».
Вроде легчало, но к ночи опять накрыло,
снилась царица-щука с зубастым рылом:
«если опять на речку пойдёшь топиться,
не пугай моих рыб».

Не испугаю.
Хотя я ещё тоскую
по тому, кто согрел меня,
но остыл и насмерть замёрз,
буду, царица, теперь объезжать Тверскую
область твою за много окольных вёрст.

Больше не плачу.
Никаких теперь белых платьев,
никаких купаний в полнолуние на реке.
Приплывают рыбки,
плавники подставляют: гладь их.

Строка обрывается,
не прочитанная никем.

*
Очень живая картинка. Не новый, но удачно использованный образ экранного «конец игры». Приятная на слух игра звуками, особенно «а» - «у» - «ы». Замечательная обманка на стыке строк «Тверскую / область». Приятная непохожесть стиха в целом.

19. АНОНС

Смотреть в окно неначатого лета
сквозь рваный сон зелёной занавески
и необыкновенно заблуждаться
в озёрах лебединого балета,
где три сосны врастают не по-детски
в скупой рельеф бесшумных декораций.

И юнь и юль отбеливают ночи,
разлившись небом в северных широтах.
В конце стола, нечаянно просрочен,
густеет август в банке от компота.

*
Замечательные находки – «рваный сон… занавески», «и юнь и юль», «нечаянно просрочен, густеет август в банке». Но если август, почему лето неначатое? Много думал, не понял. Пошёл думать дальше.

20. НАКАНУНЕ

Ещё стоят без листьев яблони,
один лишь майский ветер дразнится.
– Что прочитать сейчас, друзья мои?»
– Читай что хошь, какая разница...

За всё хорошее и доброе
опять поэта бьют прохожие.
А тётки в окна смотрят кобрами,
ворчат «По шее, да по роже бы!»

Из носа кровь, в глазах кромешится.
Стихов наслушались, и явно им
так нравится, что руки чешутся
вломить за все хореи с ямбами.

Поэту не дожить до пенсии,
ему бы праздности и вымысла.
Да коньяка ещё – напейся, и
гляди, что там из сора выросло.

В моменты нравственного выбора,
нельзя юлить и малодушничать:
«Эй, мужики, мне на дуэль пора.
Меня и так убьют, как Пушкина!»

*
Ну как не всплакнуть над тяжкой долей поэта? Особенно столь чуткого и изысканного поэта с не затасканными рифмами «яблони – друзья мои», «прохожие – по роже бы». Хороший стих, красивый и добрый. Значит, точно будут бить, и по роже тоже. Тем более после коньяка, особенно после V.S.O.P. А жаль.

21. В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ ССОРЫ

В первый день после ссоры
чувствую - мне за сорок,
даже за пятьдесят.
Ночь безлунна бессонна,
я говорю : сорри,
виноват сентябрь.
В сентябре - прошло душно,
я слетаю с катушек,
поддаюсь хандре,
но всё это опустим.
Без тебя пусто пусто...
Мне б к тебе,
не перечить судьбе,
испечь
твой любимый пирог с капустой
и услышать:
виноват, прости...
Как хорошо, что у меня есть ты.

*
Тонкая элегия, в которой ничего не происходит, да лирическому герою этого и не надо. Нужно, чтобы отпустило, а чтобы отпустило, нет ничего лучше, чем какая-нибудь мелкая моторика, например, вязание, а как частный случай, вязание слов. Так я это стихотворение и воспринимаю – как попытку зашаманить неприятное, заговорить ему зубы и таким образом всё вернуть в норму. Надеюсь, всё вернётся – «ты»-то у лирического героя есть. Совет им да любовь. Кстати, если соберётесь печь пироги с капустой, я их тоже уважаю…

22. МАЁ КИНО

Вновь Славянский бульвар…
Парк Победы…
сойдём на Киевской…
Крутит ленту метро
наш московский не-Голливуд.
Даже сильные чебурашки порой ревут,
вспоминая героев
с улыбкой союзмультфильмовской.

Вечер манит Сиреневой веткой
махнуть на выселки,
в давнем кадре застыть возле лавочки у реки.
Где-то чудо бедовое - всё, чему вопреки…
без меня крокодилит,
и лужи напрасно высохли.

Раны старых асфальтов
зелёнкой весны залечены.
Плёнка крутится-вертится, вечная, как мульты,
мне отмерив два метра рифмованной маеты,
что с улыбкою Гены
по маю плывут навстречу мне.

*
Чаё кино, прастити? )) Весьма забавная, впрочем, попытка образования неологизма, интересная с точки зрения языка даже в том весьма вероятном случае, если ценителей у неё окажется немного. [кстати, в развитие идеи: не назвать ли нам «московский не-Голливуд» Молливудом? В Индии вон слово Болливуд (бомбейский Голливуд) вполне ходовое.] Тихий, задумчивый стишок с симпатичными образами. Чистая поэзия, практически не замутнённая жанром.

23. ЕСЛИ БЫ

Если б слабее держала меня земля,
я бы - в Париж или Вену, и вуаля:
в тонких бокалах оттенок вина багров,
дразнит, смеясь, "Non piu andrai..." голос Фигаро.
В сердце трепещет при виде прекрасных стерв -
если не бабочка, то и не бледный червь.
Только я намертво в чёрную землю врос,
в долгую память о блеске пшеничных кос.
Крылья опутаны временем, не взлететь,
а по ночам, разрушая, приходит смерть:
руки заботливы, взгляд безмятежено чист -
гладит, жалея, и вместе со мной молчит.
Если б слабее держала меня земля,
я бы забыл утешающий этот взгляд,
где-нибудь в Рио кашасу тянул и пел,
заворожённый лоснящейся бронзой тел...
Не унесён я по воздуху, не спасён:
держит меня неподатливый чернозём,
и неизменна подруга в моей ночи -
с ней в темноту ухожу
к тем, о ком
молчим.

*
Интересный стих, в который приятно вчитываться. Именно как хорошая кашаса: одного глотка для наслаждения мало, с каждой новой рюмочкой открываются новые грани. И, точно как с кашасой, нужно уловить момент, когда хватит. Как говорил мой любимый Буковски, «и самое главное / хороший стих умеет вовремя остановиться». Здесь всё вовремя. Спасибо автору.

24. ДОРОЖНАЯ

Полосатое синее небо
А внизу только лес да асфальт,
И поля, не проросшие хлебом,
И ворон несмолкаемый гвалт.

Одуванчиков желтые прядки
Расплескались в зеленой траве,
Лишь вверху облака в беспорядке
Сеют вечные слёзы… Извне

Спелый дождь бьёт по матовой крыше
И стекает ручьями к земле.
Пермь, прощай! Я сегодня услышу
Причитанья принцессы в Кремле.

Но о чём она плачет – кто знает
Слёзы льются, молитва течёт…

Кто-то жизненный круг завершает
И родиться кому предречёт…

*
Синдром неуютной жидкой лунности. Честное слово, мне кажется, если бы Сергей Александрович писал сегодня, это были бы совсем другие стихи. Попытка повторения поэтики столетней давности – ну, такое. Мне сильно не хватает в данном тексте собственного голоса поэта. Увы. Перми – моё глубоко почтение. «Амкар» был прекрасным проектом…

25. ПЕРО ИЗ КРЫЛА ДЕМОНА

Чёрное,
с матовым шоколадным отливом,
как у самого горького шоколада в мире.
Жёсткое,
как стальной клинок без ножен.
Шелестящее при прикосновении так,
как поёт чешуя танцующей змеи.

Страшно держать его в руках,
но ещё страшнее отдать ветру.

Но только оно может исполнить
моё желание.

Перо из крыла демона.

*
Если бы в стихотворении было всего две строки «Шелестящее при прикосновении так, как поёт чешуя танцующей змеи», его уже нужно было бы включать в любой шорт, настолько образ красив и многогранен. И остальные строки на уровне. Несомненная удача.

26. ЯНВАРЬ 2014

У них зима теплее, чем у нас, и птицу можно выпустить из дома.
И ставни раскрываются все чаще, стремясь скорее встретиться с весной.
Вот девочка и мальчик голубей пригрели меж оттаявших ладоней
И нежно птицам расправляют перья, и горлышко пытаются погладить. Как попугаю.

Вот как задумал благостный Франциск закончить проповедь воскресную сегодня,-
Посланцев мира, голубей подбросил над притихшею толпою:
Смотрите люди - это ли не радость! Пусть мир придет к оставленному дому.
Чтоб причастились страны, острова. До грешника последнего... погоста.
Но целомудренность, она лишь до поры, и вот уж над толпой чужие крылья.

Схлестнулись с помыслом божественным враги: то ворон, а то чайка в нападенье.
И голубям не отыскать спасенья, хоть каждый из толпы кричит: - Лети!
Лети быстрей... Но слышится едва,- сама себя не ведает толпа.
Не замечая, что над нею перья кружат, чтоб обрести спасенье.
А птиц и след простыл давным-давно,- одной лишь злобы слышно клокотанье,
А перо... Кружившее у всех над головами, оно наверняка ведь у тебя, -
------------------
И учит вновь перебирать слова, выращивать их смысл, как жемчуг,
Научать полету. Опять в который раз нам подтверждать, что сила слова в тишине.
Значение преуспевает в памяти и вере...
Как тот январь, припомненный однажды.

*
Прочитать от корки до корки толстенный философский трактат – и в самом конце его прочесть, что «сила слова в тишине»? Есть, конечно, способ доказательства «от противного». Тут главное – следить, чтобы не получилось «от очень противного»…

27. ПОХОДКА

Походка — вот мелодия шагов!
"Ходить" равно "прекрасно танцевать".
Учиться каждый пластике готов.
Походка — вот мелодия шагов!

Ботинок скрип и цокот каблучков
Дорога пишет в нотную тетрадь.
Походка — вот мелодия шагов!
"Ходить" равно "прекрасно танцевать".

*
Стадия первая: «Я вошёл сюда с помощью двери, я пришёл сюда с помощью ног». Стадия вторая: «Я иду потому, что у меня есть ноги, я умею ходить, и поэтому иду». Стадия третья – перед нами. Стадия четвёртая: «Ах ты, Коля, Коля-Николай»…

28. ПОЁТ РЕКА...

Поёт река, щебечут листья,
Звенят усталые цветы,
И - долгожданный дождь пролился!
Поёт река, щебечут листья,
Аккорд фортепианный близко -
И мир всплывёт из пустоты.
Поёт река, щебечут листья,
Звенят усталые цветы.

*
«Течёт ручей, бежит ручей, и я ничья, и ты ничей»… А из ничего, говорят, ничего не возникнет. И кому верить? Из цеховой солидарности стоило бы поэту всплывающего мира, но почему-то веришь в древнеримскую мудрость…

29. СТАРУХА-ОБЛАКО КАЧАЕТ КОЛЫБЕЛЬ

Старуха -облако качает колыбель
Неловкими, дрожащими руками.
Младенец спит. Лишь златокудрый Лель
его встревожит песней. Он губами
На дудочке сыграет песнь времён,
Где всадник умыкает полонянку....
И будет мир на синем, но потом...
Когда ты утром выйдешь спозаранку
И не увидишь, как растут снега,
Такие вот причудливо густые
Старуха -облако качает берега,
а в них младенцы, деточки живые...

Куда летят? Не все ли нам равно?
На синем - белое. Сегодня и давно.

*
Куда – второй вопрос, а первый: кто летит-то? Младенцы-деточки? Страшно. Берега? Странно. Отдельные части стиха кажутся слабо связанными, соединяющая (?) их нить настолько тонка, что порой просто теряется. Я в непонятках и не знаю, как оценить стихотворение, не оставляющее цельного впечатления.

30. НЕ СМОТРИ НАЗАД

Не смотри, дружок, назад очень пристально -
То, что было, все прошло, уже выстрадал.
Как сезон, проскочит жизнь - мимолётище:
Сад цветет, весна и вдруг - позолотище.

Солнце светит, в синеве птицы-галочки,
Сделай лавку у ворот, сядь на лавочку,
Посмотреть успей рассвет первых лучиков -
Облака летят вперед ровны-кручены.

Пусть душа твоя летит, с ветром кружится.
Вдруг сегодня дождь пойдет - будут лужицы,
Как земные зеркала с отражением,
В них посмотришь, ну, а там всё в движении.

Вверх ногами паруса облаковые,
Дождь закончится, земля, будто новая.
Тучи ссыплются дождем в лужи темные,
Выйдет радуга-дуга заоконная -

Надземельная краса - ноги в стороны,
Семь цветов несет в себе ровно-поровну.
И начнет земля цвести семицветием,
Побуждая нас, земных, к долголетию.

*
Стремление автора писать в рифму нельзя не приветствовать. Но какой ценой? Боюсь, за чудовищно искусственную навороченную рифму «мимолётище – позолотище» русский язык спасибо не скажет. Как по мне, некузяво в целом.

31. ДЕТСТВО

Я солнце нарисую мелками на стене.
А в небе солнце светит в небесной вышине.
Они друг друга видят, друг другу шлют привет,
А я рисую дальше для мамочки букет.

Потом дорисовала я радугу-дугу.
Еще мелки остались, не брошу, сберегу.
И, может, буду снова я завтра рисовать -
Сегодня день закончен и скоро надо спать.

Я выгляну в окошко, а на небе луна,
Как кошка на заборе, всегда сидит одна.
Потом совсем стемнеет и черный небосвод
Покроют густо звезды и станут в хоровод:

Медведица Большая и Малая в кругу...
А мне приснилась сказка и звезды на лугу...
Я сказку нарисую мелками на стене,
А солнышко увидит и улыбнется мне.

*
«…на небе луна, / как кошка на заборе, всегда сидит одна» – красивый и точный образ. Как говорил всё тот же Буковски, не знаешь, о чём писать – пиши о котиках, не ошибёшься. Это ни в коем случае не упрёк автору этой, очень симпатичной, детской зарисовки. Стих простой и приятный, спасибо!

32. ЛЕТНЯЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Спи, малыш, на небе ночка звёздочки зажгла.
Спят котята и щеночки, мышка спать легла.
Все игрушки задремали в ящике большом,
И в туманном одеяле спит уставший дом.

Пусть тебе приснится сказка, стань героем в ней,
Примеряй любую маску и шагай смелей,
А когда запляшет лучик солнца на стене,
Ты проснёшься, беззаботно улыбаясь мне.

*
Очень спокойная первая строфа, и тут в начале второй возникает красивейшая тема героя во сне. «Примерять любую маску» – любимое занятие поэта, и стих про это получился весьма достойный.

33. НА КРЫШЕ

Земля внизу жарой и смогом дышит.
Нервирую старух-кариатид:
им, неподвижным, даже мысль претит -
не будучи котом гулять по крышам.

Пугая и грифонов и химер,
лифт лязгает размеренно и глухо:
устав от духоты любимых кухонь,
выходят домовые на пленэр.

Уже ползут из всех шкафов скелеты,
из-под кровати вылезает монстр
на крышу, на природу - на простор:
их всех достало городское лето.

Но выше поднимается жара,
и силуэты ветер с крыш срывает.
Земля внизу зовёт - звенит трамваем.
Не улечу наверх... не в этот раз.

*
Целиком и полностью разделяю ненависть автора к жаре. И к тому прискорбному факту, что улететь пока не получится. Пользуясь случаем, хочу обратиться к Михаилу Э, если он вдруг читает эти строки: Глубокоуважаемый Михаил, как продвигается Ваш труд по созданию Словаря Дозволенных В Поэзии Слов? Если он ещё не завершён, всенепременно включите туда, пожалуйста, слово «будучи». И слово «всенепременно». Заранее благодарен, всегда Ваш А.

34. ЛИЯ

Вот (как всегда) мне опять не хватило времени
разобрать стихи и стереть, наконец, плохие.

«Лия, купи диплом, пока не беременей!»
– написала некая Диля какой-то Лие.
И прислала мне – по ошибке. Бедная Лия
нарожает деток, ласковых и хороших.
Диля расстроится, будет слёзы лить крокодильи,
и учить Лию жизни. А дипломы станут дороже.
Дети вырастут, Лия купит в кредит котёнка.
А второй кредит – на диплом – уже не осилит.
Будет работать на трёх работах подённых,
вносить свой вклад в богатство и мощь России.
Потом-то, конечно, дети Лию прокормят
(даже свозят на отдых в Кемер), но не в этом дело.
Придут однажды спросить в непечатной форме:
«За что ты, Диля, так сильно нас не хотела?»
Беру свой айфон, набираю ответ капслоком:
«Рожу, а потом всерьёз возьмусь за учёбу!»

Нет, не судьба мне писать стихи о высоком.
Никакой романтики, точно, сотру их к чёрту.

*
Плачет Рахиль о дипломах своих и не может утешиться, ибо нет их… Вау. То есть вот прямо так, на общедоступной интернет-площадке, будем пропагандировать торговлю дипломами вместо того, чтобы подчёркивать, обращаясь к читающей нас молодёжи, необходимость получения нормального образования?! Берите пример с меня, девушки: в институте пять лет отучился, а диплом получать не стал )) И, может, всё же попробуем немного романтики, а?

35. А МОЖЕТ…

А может взять и выпить соловья,
решительно хлебнуть негромким залпом,
и чтобы скорый доктор не спасал бы,
не промывал от отравления
ядрёной трелью, пусть бы разнесла
по телу кровеносная система,
душа бы отдышалась, засвистела,
разбойно улыбаясь. Нет числа
таким неутомимым пациентам
на плоскости потёртых территорий,
где каждый пишет буквы на заборе,
слюнявит палец и листает ленту.

*
И вновь не вижу повода не выпить. Неожиданное и любопытное начало, затем несколько испорченное чересчур натянутым ударением в рифме «соловья – отравления» и некоторым забалтыванием темы. Так что, к большому моему сожалению, одной первой строки для шорта оказалось мало…

36. ЗАПОМИНАЮ ТЕБЯ

Пахнет пылью и воробьями -
похоже к дождю -
дунь -
полетит листва,
зашуршит под ногами...
запоминаю тебя дождями,
листьями, краем окна.

Уходящим поездом,
всё рассекающим на сейчас и потом,
мучительным слов поиском...
Запоминаю тебя ртом
хватающим воздух,
забывающими как дышать лёгкими...

Громкими
вагонами дальними,
глазами-пропащими странами,
замедленными шагами
на забытом глухом полустанке.

*
Красивый образ рассекающего время поезда. Прекрасная коллекция способов запоминания, есть что взять на вооружение. Борхес с его классификацией животных может временно отдохнуть. В целом очень симпатичный и атмосферный стих.

37. НАСЛЕДНИКИ НАИТИЙ

Доверьтесь мне, надежда и печаль.
Цежу арктически-холодный мятный чай,
и лёд в нём до полуночи не тает.

Подставив свету лунному лицо,
ищу на небе пару Гончих Псов –
земная, я всегда предпочитаю

выгуливать сама своё зверьё,
болеть литературой не всерьёз,
шептаться с морем в городе прибрежном.

И – в наготе дарить себя воде,
кричать, молчать, печалиться о тех,
чьи дни пусты, а жизни безнадежны.

Процент с несчастий – странные стихи,
наследники наитий и стихий
(как хорошо, что за стихи не платят).

Медведица бежит от Гончих Псов,
поэзия творится не из слов,
и у неё всегда простые платья.

*
Прекрасное. Можно было бы поспорить с содержанием и заявить, что вычурные платья поэзия тоже носит, и ей идёт любой наряд, но стихотворение изящное и отличное. Хотя вредный внутренний голос и бубнит, что длинноватая вторая строчка торчит среди соседок, как наспех прилаженная вместо отломавшейся штакетина из соседнего забора, но истинную красоту неровностью не убьёшь. И не задушишь, естессьно.

38.  АСТРОМАТИКА

Когда нещадно по ночам орут котангенсы,
нерегулярность сладких снов почти естественна.
Сквозь тёмный воздух пробираются прохожие,
приобретая травматическую опытность.

Ни счетовод ни звездочёт не сокрушаются,
пасут вола и Веронике чешут волосы,
вплетая шёлковые ленты, цвета "Мёбиус",
блюдут пропорций золотистое сечение.

Часы спешат в геометрической прогрессии,
всех обсчитали, или может быть обвесили.
Не убежать от Гончих псов, сосредоточиться
на недокрашенной скамейке одиночества.

*
Ну вот, мало того, что котиков тригонометрической функцией обозвали, так ещё и в бессоннице обвинили именно беззащитных животных, а не пьяных дебилов, из-за которых среди ночи под окнами сигнализация орёт. Ну да, автор героически пытается спасти ситуацию – тут тебе и дивный цвет «Мёбиус», и даже рифмы в последней строфе, и прочие поэтические красоты. Но вот этой понапраслины на котиков #незабудемнепростим. Извините.

**
А теперь – самая трагическая часть обзора. Достойных стихотворений среди представленных точно больше восьми, поэтому ещё раз благодарю всех дуэлянтов. Главное – хорошие стихи, а любой читатель всегда субъективен. Итак,

[моя восьмёрка]

04. Замки из песка
07. Потому что нежно
14. Её смех
18. Царица
23. Если бы
25. Перо из крыла демона
36. Запоминаю тебя
37. Наследники наитий

Искренне ваш
Александр Андреев, Мск
16 июня 2022

***


Рецензии
Здравствуйте Александр. Вы единственный поняли стих №31. Задание было : написать детскую песенку с упоминанием темного неба. Не для детей, а от имени ребенка. Спасибо, что Вы это увидели.
№30. Ну что ж. У меня есть такая слабость( как у Велимира Хлебникова) повыворачивать слова. Иногда. Если отбросить все умности и прочитать, если можно так сказать, с закрытыми глазами - картинка хорошая.
С уважением Ольга.

Корнилова Ольга Викторовна   18.06.2022 23:28     Заявить о нарушении