Расправа

Современное значение существительного «расправа» – это, как правило, «насилие, с намерением отомстить кому-то за что-то». Вместе с глаголом «расправиться» они выражают идею «покарать, наказать, победить». Мы не задумывается, что исторически и этимологически они связаны с понятиями «право», «правосудие», «управление» и пр. А между тем, именно расправой назывался в России земский суд в 18 столетии. От названия органа власти и пошло выражение «учинить расправу» – «порешить на суде», «привести приговор в исполнение». У Пушкина в «Дубровском» читаем: «Погоди, барин, – сказал Степан, – мы сведем его на расправу к приказчику». В «Дневных записках путешествия доктора Лепехина» (XVIII век) находим такой пассаж. На одном деревенском празднике «пиво так ошеломило мордовские головы, что у них вместо пиршества сделалась драка, и еще не окончив своего побоища, требовали у нас, приступая, расправы. Мы не могли от сей челяди отбиться, чтоб не вступить в должность судей. Судить нам было их нетрудно: ибо, чтобы мы не сказали, все было почитаемо за свято». Как это ни удивительно, но случайно оказавшиеся в мордовской деревне представители Академии наук были приняты за представителей власти и насильно возведены в ранг судей. В данном случае доктор Лепехин со товарищи никакой расправы (в современном смысле не учинили), окончив дело мировой.
 
Со временем, слова «расправа», «расправиться» поменяли свое значение на практически противоположное – «учинить самосуд», «покарать без суда».

В «Космографии» XVII века слово «расправа» означает «суд» применительно и к более ранним временам (обычай, при котором жители в случае конфликта приходили к князю, чтобы тот их рассудил). Эта «расправа» была неотъемлемой частью «управления» страной, народом. «Править» – это, собственно и было «вершить правый суд», то есть решать кто прав, а кто неправ. Такова была делегированная народом функция правителя. В описании возникновения Чешского королевства читаем: «Первое, удивлению достойно, никакого судебного уложения не имеяху, а росправа праведная истинно, и гроза, и урядства было». То есть писанных законов (судебников) не было, а «росправа» была праведная, справедливая. Понималась она как «расправа спорных дел», когда «судия» (в данном случае сам князь) «расправлял», «разрешал» конфликты.

Например, пришли к легендарному князю Крону (VIII век), два пахаря. Один жаловался на другого: «Сей человек убил моего вола, а я на нем землю пахал». И Крон присудил убийце вместо убитого вола купить другого. А когда тот ответил, что не имеет для этого денег, Крон повелел впрячь его в соху с другим волом: «Работай сам вместо вола, пока иного купишь». Ниже в этой же главе читаем, что после Крона взошли на княжеский престол Перемысл с Либушею. После народного ликования по этому поводу просили их чехи об «уложеньи и всяких делех, чем б всей земли росправа чинить». «И уставили им такие правы (законы, правила) Перемысл с Либушею, которые и до сего дни и ныне нерушимы суть». Здесь не столь интересны реалии чешской истории VIII века, сколь то, как об этом рассказывает русский историк XVII века, используя слова «росправа» и «правы».

Пока княжества были невелики, верховный правитель сам отправлял обязанности судьи. В этом, собственно и состояла его главная миссия в отсутствии войны (ср. «сударь», «государь» – тот, кто имеет право судить). М.В. Ломоносов писал о призвании Рюрика на Русь следующее: «Наконец, по завещанию Гостомыслову согласясь между собою и купно с чудскими ближними народами, выбрали и призвали Рурика с братьями к себе на княжение, сказав: «Земля наша велика и всем изобильна, одного только лишена суда и расправы, который вы утвердите». Здесь под «расправой» понимается «установление порядка» и, в конечном счете, – «государственное правление».

Руриковские «правы» до нас не дошли, но более поздние «писанные законы» сохранились под названием «Русская правда». «Взять правду» значило – выиграть тяжбу, быть признанным правым на суде. Отсюда происходят выражения – «наша (правда) взяла», «наша правда», «ваша правда». «Правда» здесь – «правота, отсутствие вины». Виновника, того, кто проигрывал тяжбу, отправляли на правеж, исправляли. Другими словами «исправить кого-либо» значило – «применить к нему меру наказания». «Исправленный» по-нашему, современному, что-то вроде «отбывший меру наказания», «реабилитированный» (восстановленный в правах). Правеж состоял как во взыскании денег или другого имущества, так и в побоях. Здесь «править» – «наказывать». Так «правление» испокон веков сопряжено с насилием и принуждением, что, в общем-то, не удивительно. Удивление вызывает как раз обратное, то, что «расправа» в старину понималась не как «наказание», а как «расправа дел» (ср. «управиться с делами»), «установление правды, справедливости» и, более того – «правление, управление».


Рецензии