Диавол - давление, гасящее сознание. Бог - Свет

Если Бог – это То, что Всё Существует И Посреди Всего Существующего Существую Я (как Он мне виден), то такое существо, как Дьявол, который, как я теперь понимаю, с незапамятных времён пытается противопоставлять себя Богу, должен быть также непосредственно виден мне в моём ущербном, ущербанном, и без сомнения им, бытии. Если Бог присутствует во всём, что есть, поддерживает существование всего, что есть, и в самом глубоком смысле всё, что происходит, и всё, что есть, - в Боге, то Дьявол поддерживает бытие зла, ущерба, уродства, хаоса. Но разница здесь в том, что Бог присутствует и в Дьяволе, как и во всяком существующем сознании; Он поддерживает и его существование (что, конечно, не означает Волевой Поддержки его действий). Бог и во взгляде любящих глаз, и в ударе по лицу, но Его воле соответствует только первое. Воля Божья в свободе выбора тварей, но уже не в их противобожеской деятельности.
И вот, сканируя своё бытие, в котором, очевидно, присутствует тьма, я, кажется, нашёл основу тьмы в моём бытии. Дьявол, кажется, - это страшное, невыразимое ни в словах, ни даже в мыслях, осознаваемое на пороге осознания (кем ещё, кроме меня?), мощнейшее Давление – сила, гасящая сознание. Всё горе, страдание и страх (что-нибудь в этом роде есть с нами всегда – нужно только осознать это присутствие) – лишь грубое, поверхностное проявление этой необъятной силы. Я осознаю её лишь редчайшими секундами, но теперь я понял, что вся тяжесть – от этого Давления.
Но я чувствую также, что есть нечто, противоречащее этой страшной властной силе – это тот самый неизреченный Свет, вдруг озаряющий бытие глубочайшим и сверхзначительнейшим заревом, зажигающий (из угольков) сознание. Вот она какая, Борьба. И те, и другие минуты объединяет одно – я существую. В этом для меня Отец, Он здесь. Свет – Его воля. 24 мая, 18 июля 1993 года
Наверное, это один из самых глубоких отрывков, написанных мною до Церкви. В то время, на пути в храм, я глубоко задумывался о жизни, смерти, вере, о Боге и вечности. Может быть, с тех пор я уже не поднимал так глубоко эти темы. Многие вещи были тогда сказаны мною раз и навсегда. И Церковь была в моей жизни именно вершиной моих поисков, вершиной того пути к мудрости, к пониманию смысла, который я прошёл с великим трудом, от отчаяния – к вере, надежде и любви, и к началу осуществления всех моих запредельных райских чаяний.
Однако, Церковь поставила все те же вопросы с новой глубиной и начала давать на них ответы – суровые, скорбные, но правдивые, дающие надежду. Своё чувство Я 11 лет назад было поставлено мною на первом месте в моём субъективном определении Бога. И оказалось, что в само это определение вкралось нечто вражие. Ибо я есть одновременно окно в реальность, но и ловушка диавола. Дело в том, что во мне нет ничего такого, что принадлежало бы мне лично. Всё от Бога, плохое же от диавола. Я сам ничто, пустое место – но покушающееся всё закрутить вокруг себя, поставить себя в центр мироздания. Между тем как очень важная христианская добродетель есть самоотвержение. Всё хорошее видно мне только как сквозь мутное стекло, и мешается именно «я», которое нужно бывает забыть, чтобы действительно прикоснуться к добру, любви, красоте… Ещё одно – это другие «я», которые диавол пытается противопоставить моему «я». Они из того же источника. Внутренний мир каждого из нас, всё хорошее и трогательное в нём – от Бога, разделение его, растаскивание этого мира по особям – дело диавольское. Любовь – голос реальности, зов из неразделённого бытия. Конечная степень разделения – смерть, полный распад. Но уже сейчас мы находимся в области смерти, всё прочее только приметы этой области. Христос в этом мире основал область Жизни, где все соединяются в единое Целое – Церковь, Его таинственное Тело, через таинства, молитву, благодать. В Церкви существует прежде всего это Целое, ты же существуешь как Его член. Ты не выше и не лучше никого, никакого другого члена, потому не имеешь права возноситься ни перед кем и не имеешь права никого судить и осуждать. И возносящий себя унижен будет. В тебе Христос и в брате твоём Христос – будь осторожен, не оттолкни брата, чтобы Христос не оставил тебя самого. Вот так.
Я есть окно к Богу, но и ловушка диавола. Помни об этом, брате, и не медли жертвовать собою ради любви, ради Истины, ради Бога, Которого ты лишь бледная тень, могущая наполниться жизнью только в единстве со всем Творением Божиим, а прежде всего – с Церковью, как начатком истинного Творения. 29 февраля 2004 года


Рецензии