Черный квадрат как послечувствие

                В основании науки может лежать только
                неразрывное единство формы и содержания
                мышления.
                Гегель


Супремати;зм — направление в авангардистском искусстве, основанное Казимиром Малевичем.  В 1915 году Малевич вместе с другими прогрессивными живописцами (Ольга Розанова, Ксения Богуславская, Иван Клюн, Иван Пуни, Михаил Меньков, ...                Википедия

Вначале разберемся – почему именно «Супрематизм»? Ясно, что это слово – производное от математического понятия или термина «Супремум». Вот как оно трактуется в математике:

Если множество ограничено сверху, то его минимальная верхняя граница называется точной верхней границей, или «супремумом» или более упрощенно – это точная верхняя граница максимума множества величин или значений функции, соответственно.
Ну, с множеством, в данном случае, разобраться проще – это, конечно же «Живопись», с Графикой, Скульптурой и Архитектурой повременим. Хотя, напрашивается вопрос: «А не захватили ли они и эти виды искусства, перенося и их образы и тени на свои живописные полотна?» Разве не говорят нам об этом все эти витражи, соединения различных по форме частей зданий – не намек ли это на то, что и в графику, и в архитектуру должно быть внесено больше света и красок, их разнообразия и фантазии?

Тогда, почему не «Максимализм», а именно «Супрематизм»? Очевидно тут подразумевается не факт и единичность, а именно – процесс и развитие, разумеется при «ограниченности» сверху. Для них и для их работ, это, конечно же – холст и краски… Мы же, в наше время, уже видим совсем иные горизонты и границы: не замерший во временной точке огонь костра, пламени свечи, а уже как бы, живое и  играющее пламя огня в электронном камине, бесконечная графика телевизионщиков… Всего не перечислишь. Шагнули в будущее, шагнули как могли, с революционным задором, проходя мимо всех этих школ и академий, правил и устоев. Хорошо это или плохо? И то, и это! Тогда это было ново, необычно, не похоже на всё, что было прежде – приветствовалось и поощрялось, поощряется и сейчас, но уже большей частью – как история, её один из этапов.

Однако, как же с так громко заявленным в названии, черным квадратом. Отчего именно «послечувствие»? Не есть ли в этом некий привкус смерти? Он тут, как же без него – «ничто не вечно под луной», не вечны и пути человеков и итоги их тоже ограничены и очерчены, разумеется, ежели они не гении. Обратимся, опять же к точным наукам – на этот раз к физике, а точнее, к её юной дочери – кибернетике. Где-то столетие тому назад сформировалось такое понятие, как «Черный ящик». Под ним подразумевалось такое устройство или система, внутреннее устройство и механизм работы которой очень сложны, неизвестны или неважны в рамках данной задачи. А что тогда важно при работе с такой системой? Только: «ВХОД» и «ВЫХОД». Не напоминает ли нам это всё живое и неживое «пол луной»? Ещё как! Да, собственно, вся жизнь ученых, да и не только была посвящена изучению этих «черных ящиков». Вначале, пытались понять: А что если воздействовать так – каков будет результат.
Затем начали копать глубже – а что там внутри, пытались понять, там, где это позволял уровень развития науки и понимания.
И этим не закончилось – тут и дрессировка, обучение, все виды ограничений и правил…
И наконец, конструирование их для собственных нужд, разумеется соблюдая секретность конструкции и технологии – какой простор для гонки и злоупотреблений.

Так вот, не растекаясь по древу, сразу же скажу, что:
«ЧЕРНЫЙ  ЯЩИК» - это то, что действует, т.е живет, прямом и переносном смысле, а
«ЧЕРНЫЙ  КВАДРАТ» - это то, что уже закончило свой жизненный путь – умерло или выкинуто на свалку. Оно, разумеется может представлять какую то ценность, лишь как музейный экспонат. Но! Есть тут один важный аспект, именно для тех, кто имеет, несет в себе вот это самое: «послечувствие» - один пройдет и не заметит, а другой – найдет в том МЫСЛЬ, ЦЕННОЕ ЗЕРНО, ПРАВИЛО, СМЫСЛ, ИДЕЮ…. Да мало ли что. И вовсе дело не в том, что там было у Малевича написано прежде, а потом скрыто под черной краской, и где там, у картины верх, и где низ. Иной человек и при жизни может вести себя, как черный квадрат, а то и с рождения быть им – так – статистическая единица, ничего, ни за душой не имеющая, и в голове тоже… Но там, под черной краской то, что очень важно – для него самого или для того, кто сокрыл истинную суть и задачу, в своих интересах.
Может быть и совсем иной вариант; человек много работал и плодотворно – «в стол»… иначе было нельзя – там много будет картин мира или науки, и все это когда-нибудь будет увидено и даже использовано. Во всяком случае, «черный квадрат» - это, своего рода изображении «черного ящика» - его тень и проекция на  КАРТИНЕ ВРЕМЕН – «послечувствие» того, что было, когда-то: на «Входе», «Выходе» и «Внутри»   


Рецензии