Пахитоски в литературе и жизни 18-19 века
Начало темы: ПАХИТОСКИ, ПЕРСЕЙ, ПОСЕЙДОН http://stihi.ru/2022/06/01/6150
Рецензия на «Да будет жизнь сильнее, чем была!» (Сан-Торас)
________ О курящих дамах, Санто.
Это мода, и ей многие подвержены.
Представьте себе, и я через это прошла в студенческие годы.
Наша курящая компания собиралась на черной лестнице, которая вела в подвал с вечно запертой дверью. На нас науськивали прессу - студенческая наша газетёнка приходила фотографировать, писала заметки о нашем недостойном поведении.
Пока другие на политинформации честно отсиживали 30 минут, мы, окутывая окрестности черной лестницы табачным дымом, травили анекдоты.
Нам грозили комсомольским собранием и проработкой на ковре у декана, но красиво жить не запретишь,
- девчонки и мальчишки курили болгарскую Стюардессу, или привезенные из Москвы, Кент, Мальборо.
Конец этому пришел, когда я стала учительницей и мои семиклассники увидели меня за этим неподобающим статусу учителя занятием. А один из них стащил пачку сигарет из моей сумки. И я резко завязала.
________А с кем это Лада на фото? С Кристиночкой? Ну и красотки!
Лина Чирко 01.06.2022 21:07
•
___________Да, Кристиночка тоже с пахитоской, мы курили и мама,
все кроме Святослава, еще были болгарские ОПАЛ, но мне
нра ВЕГА - улётный привкус.Не знаю, Линочка, удивит ли Вас, тот факт, что жена Пушкина курила.
Петр Вяземский, упоминал о пристрастии Натали Пушкиной к пахитоскам
в своих письмах к ней.
Правда, она начала курить после смерти Пушкина, к концу траура.
Курила и Александра - старшая сестра Гончаровой.
Мать Пушкина упомянула среди курящих Дарью Фикельмон.
Считается, что именно она ввела в России моду на пахитоски.
И внучка фельдмаршала Кутузова, хозяйка одного из великосветских петербургских салонов...
После назначения австрийского супруга Долли Фикельмон, послом в Петербург
они арендовали особняк князя Салтыкова,
где и проходила вся светская жизнь, у них бывал и Пушкин, и Вяземский,
который писал:
«Вся животрепещущая жизнь европейская и русская, политическая,
литературная и общественная, имела верные отголоски в этих двух родственных салонах». Имеется ввиду Хитрово — Фикельмон.
(Елизавета Хитрово – мать Дарьи Фикельмон).
Привычка к курению пахитосок вошла и в другие салоны, например,
в салоне у Карамзиной дамы прилично дымили.
Кстати, тургеневские героини тоже курили. В Романе «Новь»:
«Марианна достала пахитоску, коробочку со спичками и начала курить».
В «Рудине»:
«Дарья Михайловна отряхнула пятым пальцем пепел с пахитоски».
Ну, то что серебряный век весь курил во главе с Мариной и Ахматовой,
это само-собой.
Но вот Пушкинская эпоха, в нашем воображении, кагбэ не окутана
женским дымом, а это не так:)))
Да, чуть не упустил Анну Каренину! - читаем:
«Анна подвинула к себе черепаховый портсигар и вынула пахитоску».
Курила и другая героиня этого романа – «эманципированная» Бэтси.
Кстать, роман о Карениной Толстому навеял ПУШКИН!!!
После «Войны и мира» Толстой решил взяться за роман о Петре I,
но у него ничего не получались возник творческий кризис.
Однажды жена его Софья Андреевна оставила на столе
томик прозы Пушкина с «Повестями Белкина» и другими произведениями.
Толстой открыл его и улетел в чтение, особенно вдохновившись
отрывком «Гости съезжались на дачу».
Там описано начало великосветского оперного вечера
с внезапным появлением некоей Вольской,
тут же приковавшей к себе общее внимание.
"Она ужасно ветрена», - говорят о ней в толпе, и ходят слухи, что у нее есть любовник."
По ходу я вспомнил, рассказ моего друго Тонино, о том
как в итальянском театре в ложе появился офицер с блестящей
дамой.
Целуя ей руку он довольно низко склонился.
И вдруг голос с партера:
- НИЖЕ.
Офицер, не открываясь от ее руки:
- ПОЗЖЕ.
Но, вернемся к Пушкину.
Толстой был в восторге.
Пушкин «приступает прямо к делу», мгновенно вводит читателя в гущу событий.
И Толстой решает сам взять эту форму в начало романа.
Он сразу вводит в курс дела короткой фразой:
- «Все смешалось в доме Облонских».
В даже одном из черновиков «Карениной» Толстой также начинал с описания светского вечера, как Пушкин, со слухов о неверности одной дамы.
Но потоптавшись в вариантах, все ж решил начать не с выигрышного «романного» приема, а с обычной семейной сцены в доме Облонских. то есть с того
непринужденного момента, который отражает реальную документалисту
в художественном произведении.
Ну а сам образ Анну Карениной Толстой вписал со старшей дочери Пушкина,
Марии Гартунг, которая при знакомстве произвела на Толстого большое впечатление.
Так НАЧАЛО ТОЛСТОЙ отхватил у Пушкина, а середину и конец Карениной -
у Флобера, срисовал с «Мадам Бовари».
Там такая же фабула:
Нудный добродетельной муж - жена с ним запарилась изменила и покончила
с собой, только Бовари не пошла на рельсы, где Аннушка разлила масло,
а тут Анна.
- ненене, Бовари - это совсем другое дело, она реально траванулась.
А Толстой сделал вид, что Флобера, вапще ни разу не читал,
хотя Бовари на 20 лет старше Карениной.
Но он даже Анне он запретил упоминать Флобера!
Ибн когда Каренина - в разговоре с Левиным упоминает,
что читала Эмиля Золя, Альфонса Дуде, и т.д. то,
модный в то время Флобер, вдруг потерялся в светских юбках
образованной дамы.
Видимо, внутренне отражая, возможный упрек в плагиате,
Толстой ОЗВУЧИВАЕТ такой тезис:
«Я не разделяю мыслей о преемственности Стендаль — Бальзак — Флобер.
Гении не происходят один от другого:
гений всегда рождается независимым». ___________100% СОЛИДАРЕН!!!
Тем боле портреты Анны Карениной и Эммы Бовари - ни разу не совпадают.
Анна - светская дама, - Эмма провинциалка, которая
только мечтает "СТАТЬ АННОЙ", хотя обе они, хотя и по разному,
жертвы своих розовых очков, которые бьются стеклами во внутрь,
только успевай хлопать глазами, стряхивая с ресниц осколки разочарований.
Ибн на пути любви, то что для одного мечта - для другого КОШМАР и тихий ужас:))
________________РЕКА ИЛИ ЖД ВОКЗАЛ? - вот в чем вопрос:))
Ибн по традициям русской литературе Анне Карениной следовало бы
утонуть, женские персонажи предпочитали именно топиться, а
не бросаться под поезд.
Ну, хотя б как Катерина в "Грозе", ибн в черновом варианте романа,
тело Карениной находят в реке.
В своих черновиках Толстой таскал её бедняжку, то на речку,то
на вокзал...
Примерялся, куда б ее закинуть? - Ксенофоб и бабанюх.
Но, все же окончательную сцену СМЕРТЬ под поездом,
Толстой списал у жизни.
Недалеко от Ясной Поляны на церковном кладбище, где лежат
его родственники, есть надгробие некой Анны Пироговой.
Незамужняя девица 32 лет бросилась под поезд,
из-за соседа Толстого, помещика Бибикова.
Тезка Карениной была у Бибикова экономкой,
он с ней закрутил роман,а потом женился на другой.
(Фсе мужики СВО)
В итоге ямка и табличка: Анна Степановна Пирогова.
Родилась 1840. Скончалась 4 января 1872.
Софья Толстая записала в дневнике, что граф был
в анатомическом театре, под сильным впечатлением
при вскрытии тела Анны Пироговой
и он это впечатление описал в романе глазами Вронского
устремленными на погибшую Анну:
"бесстыдно растянутое тело".
Вот так детективно погибшая экономка "украла" Каренину у Невы,
в которой Анна утопилась в первоначальной версии, неумолимого графа
___________________ТОЛСТОЙ И ЛЕВИН____________
И если Анну можно отослать к флоберовской Эмме, то самого себя Толстой
запечатал в образ Константина Левина - этот герой,
точный прототип, которого - сам граф.
С биографией Толстого совпадает неудача первого сватовства к Кити.
И пахарство в поле, и «дикий» характер Левина и т.д.
После смерти Анны, Толстой разогнался еще накатать житие Левина,
но издатель журнала «Русский вестник», где роман выходил по частям,
сделал пометку:
«В предыдущей книжке под романом “Анна Каренина” выставлено:
"Окончание следует".
Но со смертью героини собственно роман кончился».
Толстой ошизел от этого маневра!
Граф метал громы и кулаки
Ибн ему история Левина и Кити была гораздо важнее истории Анны и Вронского,
потому что это была его история он только собрался размазаться овествует о сельских буднях, а тут на те - спасибо до свиданья!
Конечно, он не любил Анну, потому что она БОЛЬШЕ интересовала читателей,
чем ОН САМ - ее великий однополый СОЗДАТЕЛЬ!
В романе меня цепляют две темы, гораздо более жесткие и трагичные,
чем банальный адюльтер.
Это наркотики - подумаешь Анна курила пахитоски!
Она морфинила нипадецки - вот эта фишка в ОБЩЕСТВЕ того времени - не освещалась.
И вторая тема - более жесткая - это проблема брошеных, ненужных детей.
социальные сироты, которых наплодили и Анна, и Каренин, и Стива, и Вронский,..
и тысячи тысяч таких, как они.
-... вот так я повеял на Вас пахитосками 19 века:))
Сан-Торас 15.06.2022 21:07
Свидетельство о публикации №122061601382
Валентина Малышева 3 18.06.2022 21:38 Заявить о нарушении
Просто то, что я написал о пахитосках, включая сам термин,
для многих открытие, независимо от того кто-как относится к курению.
МЫ ЗНАЕМ, что
"МИНЗДРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ КУРЕНИЕ ОПАСНО ДЛЯ..."
Но здесь ведь история не про это:) Вам было тиресно - и это главное:))
А помните эту чудную военную песню?
Давай закурим товарищ по одной...
А еще, про окурочек одна из любимых вещиц ЮЗА Олешковского
, но наизусть не держу,
фрагментами зацепило.
Сейчас прогуглю, покажу Вам шедевр зэковского шансона:)
...Представьте какой казус - Инет показывает, что
текст "Окурочка", какого-то Михаила Гулько.
НЕНЕНЕ!!! Это гениальные стихи Юза Алешковского - 100%!!!
Он сам их пел - я лично видел и слышал:)
*
Из колымского белого ада
Шли мы в зону в морозном дыму,
Я увидел окурочек с красной помадой
И рванулся из строя к нему.
"Стой, стреляю! " - воскликнул конвойный,
Злобный пёс разодрал мой бушлат.
Дорогие начальнички, будьте спокойны,
Я уже возвращаюсь назад.
Баб не видел я года четыре,
Только мне, наконец, повезло -
Ах, окурочек, может быть, с "Ту-104"
Диким ветром тебя занесло.
И жену удавивший Капалин,
И активный один педераст
Всю дорогу до зоны шагали, вздыхали,
Не сводили с окурочка глаз.
С кем ты, падла, любовь свою крутишь,
С кем дымишь сигареткой одной?
Ты во Внуково спьяну билета не купишь,
Чтоб хотя б пролететь надо мной.
В честь твою зажигал я попойки,
Всех французским поил коньяком,
Сам балдел от того, как курила ты "Тройку"
С золотым на конце ободком.
Проиграл тот окурочек в карты,
Хоть дороже был тыщи рублей.
Даже здесь не видать мне счастливого фарту
Из-за грусти по даме червей.
Проиграл я и шмотки, и сменку,
Сахарок за два года вперёд,
Вот сижу я на нарах, обнявши коленки,
Мне ведь не в чем идти на развод.
Пропадал я за этот окурок,
Никого не кляня, не виня,
Господа из влиятельных лагерных урок
За размах уважали меня.
Шёл я к вахте босыми ногами,
Как Христос, и спокоен и тих,
Десять суток кровавыми красил губами
Я концы самокруток своих.
"Негодяй, ты на воле растратил
Миллион на блистательных дам".
"Это да, - говорю, - гражданин надзиратель,
Только зря, - говорю, - гражданин надзиратель,
Рукавичкой вы мне по губам"...
лагерный шансон - эт уникально - чисто русское искусство.
Я не знаю нигде в мире тюремной поэзии доведенной до столь высоко уровня
изящной словесности...
"Только зря, - говорю, - гражданин надзиратель,
Рукавичкой вы мне по губам"..."
Если кто не знал Юза он будет открытием для любящих поэзу, так же,
как прекрасный Чичибабин, который тоже томился на зоне...
Поэт Шаламов провел в застенках 20 лет.
А Мандельштам - умер на зоне от голода...
Такие у нас биографии поэтов...
Сан-Торас 21.06.2022 06:36 Заявить о нарушении
Валентина Малышева 3 21.06.2022 08:34 Заявить о нарушении