Евангелие иврита

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: рисунок из 30-го урока самоучителя иврита Л.И. Риклиса (1963).
Надпись синим цветом: [ба-лАйла раИну халОм наИм] ночью видели-мы сон приятный.
Также "медовая версия" происхождения звезды Давида.

* * *
«ЕВАНГЕЛИЕ ИВРИТА»

Древнегреческое слово [эўангЭлион] «благая весть, благовестие, евангелие»
(однокоренное со словом «ангел» – «вестник, посол») происходит из двух слов:
[эў] «хорошо; добро, благо» и [ангэлИа] «весть». Поэтому в широком смысле оно
может означать любую хорошую новость.

Самоучитель иврита Л.И. Риклиса, вышедший на русском языке в 1963-м (а до того –
на французском, английском и испанском), был хорошей новостью во многих смыслах.
Он свидетельствовал о воскрешении из мёртвых языка ветхозаветных пророков (общих
для всех верующих иудеев, христиан и мусульман).

Он открывал дверь в иврит для всех желающих и нёс на себе отпечаток послевоенного
возрождения мира – и государства, воскрешение которого казалось настоящим чудом.

Тексты самоучителя настолько чисты и невинны, что возникает ощущение, будто они
написаны неизвестным святым, что не очень далеко от истины, поскольку в Интернете
нет никакой информации о Л.И. Риклисе – ни фото, ни имени, ни отчества, ни биографии.

Внешняя простота текстов исчезает при переходе от «арифметического» (буквального)
их восприятия – к «алгебраическому» (многоуровневому). Например, 6-е предложение
из текста 36-го урока (Рс. 36:6):

6. [мильвАд улАм-hа-Охэль йэш од улАм эхАд/
ашЭр бо йошвИм hа-носъИм ба-йОм у-ва-Эрэв]

(Кроме столовой есть ещё зал один/
в котором сидят пассажиры днём и-вечером).

при аллегорическом прочтении можно трактовать, как фразу «не одним хлебом
живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8:3),
которую цитировал Иисус Христос из Назарета: «Не хлебом единым будет жить
человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:3-4).

«Столовая» в данном примере может означать материальный мир, а «ещё один зал» –
мир духовный, который «внутрь вас есть» (Лк. 17:21). По-настоящему мы начинаем
осознавать его (и гостить в нём) только в зрелом возрасте, то есть именно "днём"
и "вечером" жизни.

Так, войдя в шалаш, мы внезапно обнаруживаем себя в огромном храме, внутренний
простор которого (на фоне ивритских букв) роднит его со святым Письмом.

В количестве уроков (36), легко угадывается намёк на звезду Давида. Пересечение
двух равносторонних треугольников образует 18 отрезков одинаковой длины, каждый
из которых имеет начало и конец: 18*2=36. "Бhагавад-Гита" тоже состоит из 18-ти
глав. Пчелиные соты имеют форму внутренней части звезды Давида, и наоборот.

Вообще говоря, любое конечное множество А может быть отображено на (или
преобразовано в) любое другое конечное множество Б с помощью некоторого набора
операторов В (простейшими из которых являются сложение, вычитание, умножение и
деление). А поскольку количество операторов ничем не ограничено, то любой
конечный текст можно прочитать бесконечным числом способов.

Но если конечное можно спроецировать на бесконечное, то возможна и обратная
процедура. Поэтому и говорят, что в каждой капле росы отражается весь мир.
И нет такого атома, в котором не было бы Бога. И нет такого текста, в котором
не было бы отголосков того или иного Евангелия.

(2022)


Рецензии