Познать глубину

Если бы у вас была одна-единственная священная книга

или набор священных книг, зачитанных до дыр за множество веков,

как бы вы поступили? – Правильно!..

Вы бы перешли от буквального восприятия текста к аллегорическому. Другими
словами, вы бы, условно говоря, заменили числовые константы алгебраическими
переменными, развязав себе руки настолько, что ваши трактовки исходного текста
могли бы двигаться в произвольном направлении на произвольное расстояние!..

Это и есть то, что превращает самый заурядный (на первый взгляд!) текст в
настоящее "сокровище в лотосе", открывая в нём такие глубины и высоты, вид
которых заставил бы автора содрогнуться от восхищения и благоговейного ужаса,
как Арджуну при виде вселенской формы Кришны. Ууу!.. Вот вам и истоки Каббалы
(ивр. "принятия"), которая стала неизбежным живым продолжением живой Торы.

Вот и сейчас, наконец-то завершая прохождение 1-й части самоучителя Л.И. Риклиса,
которое я бы назвал алией-восхождением в страну иврита, я стал замечать, какой
глубочайший теологический смысл можно придать любому бытовому высказыванию.
Не потому, что его там нет, или он там есть. В том-то и фокус!..

* * *
Он есть-и-нет, как тишина,
что и слышна, и не слышна.
Его там нет, и он там есть.
Оттенков – тьма! Не перечесть.

И это ещё одно следствие приобщения к многозначности консонантного письма иврита.
Привычка всматриваться в зримые согласные в вечном поиске скрытого смысла, рано
или поздно автоматически переносится на всё зримое, позволяя познать его истинную
бесконечную глубину.

(2022)


Рецензии