Обзор весеннего тура Александра Оберемка

Александр Оберемок родился в 1973 году в Иркутске, с 1977 года живёт в Белгороде. Окончил историко-филологический факультет НИУ «БелГУ». Работает редактором научных журналов в родном университете. Автор книг «Пьяные стихи» (2012 г.) и «Сухая ветка» (2018 г.). Стихи печатались в журналах «Вестник Пушкинского общества Америки» (Нью-Йорк, США), «Литературный Иерусалим» (Иерусалим, Израиль), «Витражи» (Мельбурн, Австралия), «Южное сияние» (Одесса, Украина)и других изданиях. Член Союза российских писателей.
Страница на Стихи.ру:  http://stihi.ru/avtor/alexoberemok


12 Серафима 17 "Больничное" http://stihi.ru/2022/02/12/4097

Лампочка — солнца смешной плевок,
Лампочка — беленький поплавок,
Кругло устроенный островок
На потолочном море.
Страшно так плыть по нему, аж жуть,
Двигаться к новому рубежу.
Я погружаюсь и вверх гляжу,
Лампочка тоже смотрит.
Кружится бликов цветных парад.
Господи, если Ты есть, пора…
Мама, ни пуха мне ни пера…
Сон заполняет вены.
Лампочка — нимбом над головой,
Нимбом ничейным — хватай его!
Люди, а есть тут у вас святой?
Можно мне тоже веры?
Кто так настойчиво «раз, два, три»
Где-то у берега говорит?
Я под водой, у воды внутри,
Мысли по дну проходят.
Длинной медузой мельканье рук…
Лампочка ловит меня на крюк:
Вот я выныриваю, встаю
И оживаю вроде.

Хорошая такая лампочка. Мотивирующая. Точные метафоры – когда сам, бывало, выходил из наркоза, нечто подобное видел и чувствовал: «Я под водой, у воды внутри», «Длинной медузой мельканье рук». Понравилось настроение стихотворения, когда лирический герой/героиня сперва собирается умирать, примеривает «ничейный нимб», просит «немного веры», обращается к богу, мол, пора… Но есть лампочка. Электрический, искусственный свет, этот «смешной плевок» солнца становится рыболовным крючком, на который Бог ловит героя и вытаскивает обратно в жизнь – нет, не пора тебе ещё, не пора. И герой оживает. И первоначально предполагаемое стихотворение про «мывсеумрём» оборачивается другой стороной.
Мы все будем жить.


27 Светлана Тимашева "Окраина" http://stihi.ru/2022/02/17/2465

Куда свой взгляд ни кинь, ни день –
разруха да крамола.
Плодятся слухи о беде,
Земля в полыни-лебеде,
Коленопреклоненный день
похож на богомола.

Согреет зюйд, остудит вест
и рябь пойдёт по синеве,
как по воде, куда – невесть –
на Гомель или в Польшу.
Берёз, как на Руси невест,
становится всё больше.

Шумят листвой над головой –
кого ещё, кого же?
Смотри, смотри, пока живой:
там осень с шашкой дымовой –
тут сумрак стелется канвой
и падает прохожий –

в миру последний весельчак
поддатый и досужий.
Он душу выдохнет сейчас
и ни попа нет, ни врача...
Следы, следы односельчан
по небу, как по суше.

Не знаю, насколько глубоко я углубился в это стихотворение и закладывал ли сам автор те смыслы, которые я нарыл. Но я увидел здесь и имя сей звезде «полынь» («Земля в полыни-лебеде»), и ночь – самку богомола, откусывающую самцу, уходящему дню, голову («Коленопреклоненный день
похож на богомола»). Растут берёзы над могилами убиенных мужчин («Шумят листвой над головой – кого ещё, кого же?»), – на память приходит строка из известной песни: «Спросите вы у тех солдат, что под берёзами лежат», поэтому и берёз становится больше, и, соответственно, невест. Страшно.
Плюс красивая поэтика («там осень с шашкой дымовой – тут сумрак стелется канвой»), плюс яркие финальные строки – табор уходит в небо, в результате имеем сильнейшее стихотворение.


32 Александра Герасимова "мы подошли к реке" http://stihi.ru/2022/02/24/1936

мы подошли к реке
пегие налегке
взяли кто что унёс
плёс перед нами плёс

вплавь или вброд никак
было до нас итак
аустерлицев трой
рой мы пропащий рой

мы подошли река
сгорблена и горька
каждый кто есть горох
всяк по-людскому плох

только-то все плохи
сорные лопухи
если в реке реки
меньше чем той руки
что нажимает пли
мало в земле земли
много стыда в стыде

вот мы о той воде
чёрном о том песке
тонком том волоске
проклятый водоём
мы тебя изопьём

и возвратимся в срок
к дому где юг восток
север и запад и
заповеди

иди
медли себе река
нет тебе рыбака

Сдержанное высказывание, эмоционально точное, лаконичное – притча о странствии, где присутствует некий отряд обречённых, и есть отсылки к историческим походам. Одна из армий пропащих людей, сбившихся в рой вокруг общих иллюзий под влиянием общих заповедей. Этот выход к реке считывается как метафора общечеловеческой истории и судьбы. Хороший посыл, честный, не обесцененный лишним пафосом. Аллюзии к античности и библейским текстам не заглушают авторский голос, авторское «мы» вносит интонацию личного участия, соучастия в вечном возвращении под заповедью: «Иди!»


33 Исхаков Алексей "Караваджо" http://stihi.ru/2015/04/04/5927

Мир как убежище, щель между светом и тьмой.
Парус уплывшей фелюги восьмые сутки
реет в полотнище моря, зовёт с собой.
Только источник пронзительно сверху слева
льёт на портрет потомственной проститутки,
с которого смотрит мадонна, не королева.

Так само понятие хлеба зреет зёрнами на ладони,
наливается каплями твёрдости в скошенном колоске.
Одинокая выпуклость жизни пятном на темнеющем фоне
"ненаписанного никогда". Только высохшая фелюга
остаётся истошно лежать на горячем солёном песке.
Но её всё равно не догнать, балансируя в центре круга.

Зарисовка в манере тенебросо. С «рисующим» светом, моделирующим объёмы, выпуклость жизни «ненаписанного никогда». Фигуры выхвачены, круг света вычерчен, Караваджо осязаем. Вспоминается фильм Дерека Джармена и «хлеб, отпущенный по водам»…, «Смерть Марии» Караваджо и его судьба вечного беглеца, гонявшегося за грубо-правдивой реальностью и создавшего ярко иллюзорный мир. Стихотворение нарисовано убедительно: «Мир как убежище, щель между светом и тьмой».


35 Бразервилль "Ты изменяешь старому богу с новым" http://stihi.ru/2017/04/17/8487

Часто в сырой тиши под ночным покровом
ты изменяешь старому богу с новым:
шепчешь молитвы, к сердцу прижав иконку,
словно родную плоть, сироту, котёнка,
выходить нужно, вырастить это чадо.
Старый – плохой, не надо его, не надо,
глух он и нем, и вряд ли спасает души,
молишься, ставишь свечи, а – только хуже.

Просишь у бога, чтобы отец был трезвый,
чтобы не прятать больше от мамы лезвий,
чтобы самой не стать сиротой, калекой.
Так заклинают близкого человека.
Много уже у старого бога стало
разных лжецов, просителей и скандалов,
а у другого – нет. Никого не слышит
кроме тебя, и от этого – шансы выше.

Стихотворение написано ребёнком, выжившим во взрослом человеке. Молитвы были услышаны, ребёнок спрятался глубоко внутри и спасся, теперь он даёт о себе знать лишь иногда – болью, страхом, неистребимой надеждой на чудо и потребностью писать трогательные стихи с пронзительной интонацией. Боги не снизойдут, не станут яснее и понятнее, но малыш неубиваем, он рано научился надёжно прятаться и подсчитывать свои шансы. Пусть живёт.


ШОРТ АЛЕКСАНДРА ОБЕРЕМКА

12 Серафима 17 "Больничное" http://stihi.ru/2022/02/12/4097
27 Светлана Тимашева "Окраина" http://stihi.ru/2022/02/17/2465
32 Александра Герасимова "мы подошли к реке" http://stihi.ru/2022/02/24/1936
33 Исхаков Алексей "Караваджо" http://stihi.ru/2015/04/04/5927
35 Бразервилль "Ты изменяешь старому богу с новым" http://stihi.ru/2017/04/17/8487


Рецензии
Александр, здравствуйте!
Спасибо за Ваш выбор.
Во многом я пришла на этот тур, чтобы послушать Вашу критику - ведь Вы пишете и прозу.
Но не удалось.
.
Зато в шорт- листе много стихов, за которые голосовала я.
С уважением.

Елена Ительсон   07.06.2022 15:07     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.