Русь... Мы древняя Словяния

Взойди, весёлый дух, на ону высоту,
Где видеть можно лет Петровых красоту,
Парящие простри на нынешней день мысли,
Желания к нему и плески все исчисли.
Между болот, валов и страшных всем врагов
Торги, суды, полки, и флот, и град готов.

Михаил Ломоносов, Июнь или июль 1759

***

Вдохновение:
Владимир Печенькин

Что нам Мавритания
http://stihi.ru/2021/10/29/7746

Вот откуда ветер дует,
Вот откудова беда.
Инфо-дьявол здесь ворует,
Да шушукает туда.

Что нам Мавритания,
Англия, Британия,
За окном в Москве -
Метелит,
Матушка зима.

Проведём дознание,
Снимем показания.
Кто кому дорогу стелет,
Чья в ходу казна.

© Copyright: Владимир Печенькин, 2021


***


Да! Что нам,
Мавритания,
Англия, Британия!
Мы! Древняя -
С л о в я н и я!
Нам горе - не беда!

И Русь такая, разная...
И Красная и Праздная!
И Слово, Наше -
О л о в о!

А честь, древнее,
З о л о т а!
Что молотом,
Что коробом...
Не удержать, -
П е р а!

Кочуют думы, русячей!
Их души, светлокудрые!
Пиши Поэт, без грусти,
Нам...
Хранимые Евангелем,
Архангелы поют!

Тут!
Дом Наш и
Приют!





Иллюстрация из интернета:
Владимир Фаворский Слово о полку Игореве "БОЯН", 1948 г.


Примечание:

Евангелие от ИОАННА. Глава 2,
стих 7-7:

Иисус велел служителям наполнить эти водоносы водой до верха, чтобы сделать их свидетелями чуда.
"Иисус говорит им: наполните сосуды водою.
И наполнили их до верха."


Амвросий Медиоланский святитель.
Толкование на группу стихов:

Ин: 2: 7-7

87.  Там в Кане одна стихия дополняет другую, и природа не претерпевает уменьшения и не знает своего происхождения, однако знает своё употребление.
Более того вкус у претворённого вина лучше, чем у обычного вина, потому что Творец решает, какие свойства сообщить природе и какую природу назначить тому,
что возникает.
смотри, какими делами Он доказывает Свой замысел: пока слуга вливает воду, разливающийся аромат опьяняет, переменившийся цвет назидает, ощущаемый вкус
умножает веру.

Источник: Амвросий Медиоланский свт.Толкование на Евангелие от Луки.
Книга шестая  //Собрание творений. Т.8. ч.2. М.:  ПСТГУ, 2020. С. 77-79.

Георгий Чистяков священник.
Толкование на группу стихов:

Ин: 2: 7-7

Вино, сотворённое Иисусом из воды, разлито в шесть сосудов, которые стоят там по иудейскому обычаю очищения.
Комментаторы, отталкиваясь от этого образа, толкуют этот текст аллегорически.
шесть сосудов - это шесть книг Закона: Пятикнижие Моисеево плюс книга Навина, по
содержанию и стилистически примыкающая к Пятикнижию.
Иисус как бы претворяет воду Ветхого Завета в вино Евангелия.
Он напоследок предлагает человечеству лучшее - Своё Евангелие.

Жених Небесный предлагает его людям в лице пирующих в Кане Галилейской.
Но и брак этот оказывается как бы не только браком жениха и невесты, которых мы даже не знаем по имени.
Нет, это та самая брачная трапеза, о которой говорится в Евангелии.

Источник: Священник Гергий Чистяков.
Свет во тьме светит (Размышления о Евангелии от Иоанна). Глава 3. "Стоит среди нас Некто"

Так же интересно толкование Гладкова Б.И.
Ин: 2: 7-7

Было же тут шесть каменных водоносов, по обычаю очищения Иудейского.
По закону , евреи должны были в некоторых случаях совершать омовения или очищения; случаи эти были умножены обычаями и учением фарисеев.
Поэтому в домах евреев всегда имелись особые, довольно вместительные, сосуды для воды омовения.
Толкуя совершённое Христом чудо, Иоанн Златоуст говорит:
"Евангелист не без цели заметил по очищению иудейскому , а для того чтобы кто-либо из неверующих не подозревал, что в сосудах была влита и смешана вода, то составилось некоторое. самое слабое, вино.
Поэтому Евангелист и говорит: по очищению иудейскому, показывая тем, что в сосудах тех никогда не хранилось вино...
Здесь, другими словами речь идёт о вероятности чуда...
Поэтому-то Христос нередко добровольно уменьшает величие чудес, чтобы только удобнее они могли быть приемлемы...

***

В середине тридцатых годов, к своему пятидесятилетию, Фаворский был в расцвете творческих сил и энергично работал, ставя себе все новые задачи и осваивая новые области деятельности.

В эти годы он один из известнейших и наиболее уважаемых мастеров советского искусства, педагог окружённый преданными ему учениками, член Правления недавно созданного Московского союза художников.

Но тут произошли события, коснувшиеся не его одного и тяжело сказавшиеся, на возможностях и путях дальнейшего развития всех видов советского искусства.

В начале 1936 года была открыта энергичная кампания борьбы с тем, что к тому времени официально называлось «формализмом» в искусстве.

В статьях «Правды», а за нею и других изданий, подвергались необычайно грубому разносу музыка Д. Шостаковича, детские иллюстрации В. Лебедева и В. Конашевича, постройки архитектора К. Мельникова, а вслед за тем ещё многие книги, спектакли, фильмы.

Владимир Андреевич также попал, среди многих, в число обвиняемых в «формализме». Обвинения ему были высказаны и печатно, и устно.

«Не избавлены, к сожалению, от бессмысленного и безвкусного отвлечения от реальной и яркой действительности работы такого крупного мастера, как художник Фаворский.

Подчинение образа и идеи свойствам материала в графике Фаворского (как у него, так и у многих его учеников) и в его монументальных работах рождает мертвенность, иконописность».

На заседании Правления МОССХ с активом 20 марта, которое было одним из откликов на кампанию в партийной печати, нападки были повторены и усилены. Фаворский был ведь и теоретиком, он обосновывал своё искусство словесно, а также и педагогом, передающим свои принципы молодёжи.

И потому тогдашний председатель Московского союза Алексей Вольтер объявил его одним, из опаснейших распространителей и идеологов вредных тенденций:

«Когда мы обращаемся к такому художнику, как, например, Фаворский, то хочет он или не хочет, но Фаворский остаётся центром теоретических и идеологических установок формализма».

Его обвиняли в «схематизме», в «иконописности», в том, что он придаёт «самодовлеющее значение» материалу, подчиняясь его специфическим качествам
вместо того, чтобы преодолевать их.


Источник:
Ю.Я.Гренчук. (30.10.2018) Фаворский. Артгид. /Favoreskiy/.
artguide.com


Википедия.


E.F.•


Рецензии
За нашу цивилизацию по имени "Русь"! Спасибо, Эля, за ярко выраженный патриотизм, за твоё слово правды! Кладу руку на сердце...спасибо! С искренней симпатией, Виктор

Виктор Алексеев 12   17.03.2023 00:14     Заявить о нарушении
Виктор! От души, благодарю тебя за твой взгляд, твои чувства и стойкую позицию!
Столько искренности и достоинства в твоих словах! Тронута!
Большое спасибо за поддержку и сердечный отклик!

С самыми светлыми и добрыми пожеланиями, тёплой весны и благополучия,
Эля.

Филипова Элина   17.03.2023 21:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.