Ещё немного о Венеции. Рысцой по городу

     из книги Альберто Тозо Феи "Возможно не все знают, что в Венеции..."
     пер. с итальянского

   Все знают, что передвигаются в Венеции или пешком, или на лодках. Но, наверное,
 не все знают, что в старые времена, когда мосты здесь были деревянные, а
 на площадях росла трава, по Венеции ездили на лошадях.
   "Trottera" - так называется одна из колоколен Сан Марко, под её звон запрягали
 своих коней и ехали неторопливой рысцой( "Тротто" такую езду и обозначает)
 знатные венецианцы на заседания Большого Совета во Дворце Дожей.
  На площади Сан Марко наездников собиралось так много, что указом 1267 года
 была произведена попытка отрегулировать это хаотичное каваллерийское движение:
 этим указом было запрещено всем, за исключением приезжих, ездить верхом из
 района Mercerie к площади Сан Марко. Четыре года спустя в указ внесли дополнение,
 которое предписывало всем наездникам из района Риальто привязывать своих коней
 в финиковой роще, которая росла в то время в кампо Сан Сальвадор, и следовать
 к площади уже пешком.
  Несмотря на такие порядки, венецианцы в качестве наездников прославились своей
 неловкостью и неумением управлять лошадями. Как в наше время над ними подтруни-
 вают за их "умелое" вождение автомобилем.
  Народ-мореход дал обильную пищу для шуток и карикатур по поводу их манеры ездить
 верхом. О всадниках недотёпах с удовольствием рассказывали писатели, особенно
 16 века. Так Бальдассар Кастильоне, маэстро дворянской элегантности, говоря о
 мешковатом наезднике, пишет, что он ездит верхом "по-венециански".
  Поджо Браччолини, другой автор 16 века, рассказал о венецианце, который, сидя
 верхом на лошади, держал в кармане шпоры, и поскольку животина шла очень медлен
 но, то он постоянно бил её по бокам каблуками, приговаривая одну и ту же угро-
 зу : "Если бы ты знала, что у меня в кармане, то быстро бы прибавила бы шагу."
  К этим анекдотам и ироническим замечаниям присоединился Ариосто: "Ремёсла
 разные - держать штурвал или уздцы." Затем и Аретино, и Бибиена.
   Любопытный анекдот приписываемый Анри Етьенну, повествует о венеци-
 анце, владельце непослушного скакуна, который разворачивает свой носовой платок
 чтобы определить направление ветра, И говорит, что конь прав, пятясь назад,
 ведь ветер дует встречный. "Этот венецианец воображал себя в гондоле" - заклю
 чает французский автор.
    Но венецианцы мало заботились о таких нелестных отзывах и умудрялись даже
 организовывать турниры на площади Сан Марко.
  Об одном из таких конных турниров, организованном дожем Лоренцо Челси в честь
 завоевания острова Кандиа, рассказывает с восхищением в своём письме  Петрарка
 в 1364 году : "В первый день начался турнир с участием двадцати четырёх
 молодых рыцарей, чьи одежды сверкали золотым и серебряным шитьём. Их лошади
 были великолепны. Состязания между ними длились до самой ночи, немало было
 поломано копий. В два последующих дня в турнире состязались многие английские
 бароны, которые через Венецию отправлялись к Святой Земле, а также синьоры
 из многих провинций Италии, к которым присоединились многие венецианские
 патриции."
  В таких турнирах участвовали тысячи людей!
  Примером может служить турнир 1413 года по поводу избрания Дожа Томмазо Моче-
  ниго, который наблюдали 70 тысяч зрителей и в котором участвовало 460 рыцарей,
  включая маркизов из Мантуи и Феррары. В 17 И 18 веках за церковью Сан Джованни
  и Паоло находился Манеж венецианской знати, который вмещал до 70 лошадей.
  Там патриции могли наслаждаться верховой ездой.
 

  Использование карет было гораздо более затруднительным, их нечасто использова-
  ли в Венеции. Зато их производили в городе для "большой земли": в районе
  Сан Самуэле до сих пор сохранилаось калле "delle Carrozze", то есть Каретная.
  На старинных гравюрах представлены кареты из различных городских мастерских.
  Каретные мастера имели свой устав и были объединены с гильдией мастеровых
  гобеленщиков и производителей дорожных саквояжей.
    Это производство процветало,чтобы бороться с
  этой выставляемой напоказ каретной роскошью в 1562 году был издае закон, кото-
  рый регулировал отделку карет и одежды кучеров: " ... Кучеры, возницы и кареты
  не могут пользоваться позолотой, за исключением покрытий для ручек карет.
  Запрещаются подушки, покрывала для коней и карет, подстилки из шёлка или
  расшитого шёлка, а также перья, возницы должны одеваться, как и должно людям
  моря. Нарушители наказываются штрафом в 20 дукатов."

  ... Вернёмся, однако, к нашим коням. Любовь венецианцев "пустить пыль в глаза"
  распространялась и на лошадей: многие окрашивали своих скакунов в оранжевый
  цвет, чтобы добавить видимости собственной персоне. Для этого использовали
  специальную траву с острова Кипр.
  Окрас, согласно рецептарию 18 века некоего Галлипидия Тальера, мог быть и
  чёрным: "Возьмите нарост пшеницы, процедите отвар и этим покрасьте белого или
  рыжего коня - он станет вороным. Если же хотите, чтобы на морде вороного коня
  появилось белое пятно, покройте её на день куриным помётом."
 
 


Рецензии
Спасибо, София, за интересную информацию! Открыл ещё одну "Америку" о Венеции. С благодарностью, Алексей.

Алексей Лупин   20.07.2022 09:24     Заявить о нарушении
Очень рада, что Вам было интересно, и этот рассказ Вас немножко развлёк,
дорогой Алексей! Доброго Вам дня!
С благодарностью и теплом.

София Ладзарус   20.07.2022 12:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.