Оккульттрегер Сальникова

Каюсь) На днях коротко написала, что разочарована новым романом Алексея Сальникова "Оккульттрегер". Но начала писать рецензию, размышлять и поняла, что на самом деле, роман зацепил. Хочется его обсудить.
Вообще этот роман заставляет вспомнить старинное занятие проявки фотографии. Помните, как это было? В ванночке с раствором абсолютно пустой белый лист неожиданно начинал оживать – на нём появлялась сначала смутная, а потом всё более чёткая картинка.
Так и здесь)

Автор: Сальников Алексей Борисович

Издательство: Редакция Елены Шубиной, 2022 г.

Серия: Классное чтение

Жанр: Современная отечественная проза

Хотя общее впечатление совсем не такое восторженное, как после "Опосредованно" и "Петровых", но роман, безусловно, не "пустой" и не провальный. Он заставляет думать.

Вспомнился мне, кстати, роман "Двойник" Достоевского, который посчитали как раз провальным после "Бедных людей", но ведь он гениально показывает нам двойственность нашей природы, двойственность нашего мира: человеческое и потустороннее могут уживаться в одном человеке!

Достоевского тогда решительно не поняли. Попытаемся понять Сальникова.

Завязка как бы не выходит за рамки обычного городского фэнтези. В маленьком уральском городке в новогоднюю ночь сошлось сразу несколько неприятных событий: смерть ведьмы Наташки, безобразия мути и нехватка "уголька". Значит, оккульттрегеру Прасковье с помощью демона Нади и херувима Сергея надо будет оживить Наташу, справиться с мутью и подогреть городок.

Вот этим самым она и занимается по жизни: вместе со своим гомункулом поддерживает тепло и порядок на земле, в своём городке, переосмысливает действительность, чтобы и людям, и демонам, и херувимам жилось в этом месте хорошо.

И мне лично сама эта идея кажется глубоко христианской, верной по сути: спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. Прасковья как раз такая: она изо всех сил спасает своё окружение, жертвует собой по-настоящему: если она не сможет "переосмыслить" муть, её просто распылит, она исчезнет, не останется даже памяти о ней ни у людей, ни у демонов, ни у херувимов.

Но самое несправедливое в устройстве этого мира, пожалуй, то, что за своё бессмертие оккульттрегер платит беспамятством, отсутствием друзей и любимых среди людей и стеклянным потолком: доходы в месяц не должны превышать 15-17 тыс рублей. И вот как выживать на это, да ещё и с гомункулом?

Понятно, что не ради денег и не ради славы Прасковья рискует собой день за днём. Когда все мы празднуем Новый год, она всю ночь стирает у жителей своего городка плохие воспоминания, заменяя их своими хорошими. И делает это по зову сердца.

Удивит (на первый взгляд) алкогольная зависимость херувима и инстаграмная успешность демона, хотя уже на второй взгляд понятно, что зло у нас всегда успешно, а правда и добро предсказуемо не пользуются ни симпатией, ни наградой. Хотя в романе всё не так прямолинейно. Демоны вроде бы особого зла и не делают, разве что зависть в простых людях возбуждают. А вот "правдорубство" херувимов довольно-таки раздражающее.

Сложносочинённый мир Сальникова в некоторых местах кажется нелогичным и очень часто хаотичным. Например, не слишком понятно, как антагонист Егор стал мужчиной, если он был в прошлом такой же ведьмой, как Прасковья. И почему оккульттрегеры после линьки могут быть только женщинами, а гомункул, например, может "вылинять" и в девочку, и в мальчика. И зачем, собственно, нужна линька? Не говоря уж о перерождении демона в младенца.

В повествование то и дело вклиниваются воспоминания прошлого, а его у Прасковьи целых 200 лет, а то и больше. Мы узнаем и о военном героическом партизанском прошлом героини, и о её тюремном сидении, и о любовных историях.

Довольно странные отношения связывают нелюдскую часть населения городка. И, несмотря на то, что экшена в этом романе гораздо больше, чем в "Опосредованно", например, читать мне было порою скучновато. Эпилог показался излишне тягучим, затянутым, беспросветность жизни Егора в человеческой ипостаси можно было и покороче обозначить, как по мне.

Ещё из хорошего. Фирменный поэтичный язык автора порадует необычными и очень точными сравнениями и метафорами. А ещё весьма приятно встречать отсылки к разным фильмам, песням и книгам. Например, к Фродо Девятипалому. Когда героиню так в шутку называет её подруга, ты понимаешь, насколько это точно. Прасковья и правда совершила тогда подвиг и лишилась пальца на руке.

Скажу так: книга мне показалась не такой цельной, как прошлые вещи Сальникова. Но она заслуживает внимания, потому что действительно по-хорошему переосмысливает действительность, проясняет муть нашего существования, заставляет задуматься о вечном.


Рецензии