Я не могу ответить на любовь нелюбовью

Батюшку запретили в служении. Может быть, с формальной стороны на это и были основания. Но от этого в сердце он не стал занимать другого места. Как написано в Евангелии, он «имеет глаголы вечной жизни». И с силой его слова не сопоставишь слово нового настоятеля. Невозможно также оставить его в столь трудный для него момент, время его распятия. Он всегда говорил со мною с любовью, пускал в самые тайники своей души. Не думаю, что так говорил он только со мной одним. Но я не могу ответить на любовь нелюбовью. Я не могу забыть тех очевидно светлых минут, которые были с ним пережиты, те моменты ясности, когда совершенно понятно становилось, что во что бы то ни стало надо быть с ним.
Мне многое пришлось вынести от него. Пожалуй, никто ещё не приносил мне таких страданий, как он. Но, будучи честен перед самим собой, я вижу, что настоящим источником этих мук был я сам, неожиданно встретившийся через Батюшку с собою. Я, по милости Божией, увидел, кто я есть на самом деле. И это столь великое духовное благо, что трудно его переоценить. И терять эту возможность видеть себя, а значит, и победить себя, для меня безумно. Батюшка есть дверь во внутренний мир. Эти аргументы, внутренние, сердечные, - они главные.
Следующее – это особые отношения Батюшки со старцем Николаем Гурьяновым. Отец Николай незадолго до своей смерти зачем-то сам вызывал Батюшку к себе. И, как передавал мне NN, а согласно с ним и отец N, был там момент, когда отец Николай посадил Батюшку на своё место, дал ему свою чашку, и сказал, что теперь он спокоен за то, кто будет после него. Я передаю по смыслу, подробности могут описать только очевидцы этого, т.е. сам Батюшка, отец N и Лев Александрович <упокоившийся в 2010 году>. Отец N сказал, что можно было это понять именно так.
Батюшка – человек глубокой веры. Были у него и посещения свыше. Например, с его слов, дважды являлся ему священномученик Серафим (Чичагов). И когда я говорю с ним, моё сердце живёт, мне становится легко. Вот и всё. По большому счёту, у Батюшки теперь остались только эти аргументы – аргументы внутренней правды, действие на сердце. Для меня этого достаточно, потому что для меня именно внутренний мир представляет собой главную и последнюю реальность. Невозможно переступить через это.
И я удивляюсь, Валерик, с какой лёгкостью и быстротой ты принял перемены. Это дело твоей совести. Может быть, я чего-то не знаю.
Скажу одно: не бойся встречи с Батюшкой. Ты же помнишь, он был нашим отцом. И остаётся таковым. В нём ничего не изменилось. И он будет рад тебе, и вряд ли хоть в чём-то будет тебя укорять.
Говорю всё это, в общем-то, на свой страх и риск, никто меня, конечно, не благословлял. Но если ты можешь меня считать хотя бы каким-то подобием друга, то я могу сказать тебе эти слова. А нет – смотри сам, каждому своё. Только уж прошу тебя не передавать никому моих слов, обращённых только к тебе.
Священноначалие бывает и не право, всякое бывает, вспомни того же Варсонофия Оптинского, да мало ли ещё кого… Этих людей мы не знаем, никто из них не пришёл и ничего нам не сказал. Правда и справедливость в отношении Батюшки, конечно, восторжествует, но когда – никто не знает. А вспомни, как страдал Царь… Очень всё это похоже. Распятие у него сейчас. А у нас – возможность быть рядом с Крестом. И принять в себя от Батюшки духа.
Ты сейчас уже всё видишь и понимаешь иначе. Потому что исповедь у другого священника изменяет человека, делает его другим. Епитрахиль – это пуповина. Хочешь ты того или нет, ты уже часть отца Иосифа. И то, что ты передаёшь его слова, говорит именно об этом. А ты поговори с Батюшкой – и сравни, и спроси у сердца, кто прав. И где любовь.
18.09.2003 (из письма прихожанину)
Всё, здесь написанное, есть опыт, не окончательный, но очень ценный и мало у кого обретаемый - и опыт именно церковной жизни. Таких ситуаций сейчас в Церкви много, и много точек зрения на них. Мне близка такая позиция, что в расколе всегда бывают две стороны, и обе они - раскольники, целостность же восстанавливается только во взаимном примирении и покаянии. Если бы нам когда-нибудь сказали, что мы попадем в такое положение, мы бы не поверили. А попав, увидели, что нет для нас другого пути и другого выхода, кроме прохождения этого пути до конца. Я потом встречал батюшек, которые подтверждали, что разделять со своим духовным отцом его положение - это нормально для духовных чад. Не наша вина в случившемся. И не мы можем здесь что-то изменить. Одно только могу сказать: Господь нас не бросил и не оставил, а открылся на новой, поразительной глубине, научив смыслу и внутреннему, духовному содержанию всего церковного опыта жизни - зачем и почему там так всё установлено и как оставаться в духе со Христом в любых ситуациях, независимо от внешних случайностей и несправедливостей. 21.12.2017
К июлю 2018 года отношения с Батюшкой оказались исчерпаны в силу разных причин, о которых говорить очень долго. В октябре на Покров мы первый раз причастились в ближайшем к дому храме. Для нас опыт раскола завершен. Но последствия для души будут тянуться ещё очень долго - как минимум, лет 15. 25.03.2019
Сейчас пришел к тому, что никаких выводов в этой жизни мы вообще делать не вправе. Просто стало невозможно дальше быть с ним - непосильно для нас... А так - я ничего не знаю: может, он святой, а мы грешные, недостойные его святости... За 23 года вместе стали как родственники. А у родственников такой закон: от любви до ненависти - один шаг... Наш приходской священник, молодой 45-летний иеромонах, говорит, что мы были "на сухой ветке"... Да, иногда казалось, что благодать уходит оттуда, что перед нами всё более и более обычный немощной человек... Один священник, который был с ним, а потом ушел от него, раньше нас, сказал, что он стал аспидом, копящим злобу, а потом изливающим свой яд на первого, кто залезает в его нору... Сам Батюшка даже намекал мне, что я-то его таким и сделал, я - главная причина его бед... А я всего лишь жил, выживал душою и спасался, как мог - насколько меня хватало. В какой-то момент наступил предел сил. И это - очень насыщенная и трудная история, о которой, надеюсь, речь впереди. Думаю, не торопиться с выводами - одно из важнейших правил этой жизни. Передо мной была очень трудная задача. Ведь я не хотел остаться без Патриарха, не хотел лишиться большой Церкви. Жизнь сложилась так, что работать смог только при Церкви - больше мест для меня не оказалось. Семья большая, ее нужно кормить. И духовного отца вовсе не хотел я терять... Думаю, один из ключей ситуации - слова, которые когда-то мы услышали от владыки Алексия (Фролова), того самого, навстречу с которым я пришел в ноябре 1995 года, но так и не встретился с ним тогда, но с которым познакомилась ближайшая подруга жены, Флора, когда стала инокиней Фаиной на подворье Новоспасского монастыря, - она-то и передала нам его слова в году 2003-2004: "Таинство Церкви превосходит таинство духовничества". Мы тогда не были готовы опереться на это слово. Но жизнь показала его правоту. 30.05.2022
на фото - отец Николай Тихомиров (1896-1987), духовный отец Батюшки, праведник своего времени

https:// ridero.ru/books/zhelayu_spaseniya_tebe/


Рецензии