Манкурты

Слово это, если не ошибаюсь, придумал писатель Чингиз Айтматов. И вложил в него такую суть: манкурт - это человек, рабски преданный своему хозяину. Он полностью лишен чувства собственного достоинства, национальных корней, национальной памяти, привязанностей, родственных связей. Вообще - всего человеческого. Озабочен он только одним - наполнением чрева. Это, своего рода, запрограммированный на слепую преданность, робот.

Со временем, слово вышло из границ романа и приобрело самостоятельный смысл, в том числе, иносказательный. И - модернизировалось.

В последнее время удивляет, изумляет и потрясает некое явление. Украинцы ( по их словам), которые живут в Украине ( по их словам) с энтузиазмом бранят свою родную страну, нахваливают "спецоперацию" и сокрушаются: "Так нам и надо...поделом нам...просто не было иного выхода, как ни вдарить по нашим нацикам..." Правда, таких немного и пока непонятно, искренне ли они пишут или являются обыкновенными провокаторами.

Евреи, с ярко выраженной семитской внешностью, плаксиво жалуются на преследования "русофобов", как по вызубренному трафарету, бубнят о "бандеровцах" и с визгливым возмущением клеймят тех евреев, которые "трусливо удрали в Израиль" и предали свою Родину.

Вспомнила одного персонажа из своего детства. Пожилой, низенький, не выговаривающий массу букв из алфавита, суетливый, подобострастный, не очень образованный, он постоянно носился с газетами, какими-то вырезками и тетрадочками и по доброй воле напрашивался делать политинформации. Все знали, что его зовут Абраша, а его старенькую маму, вообще не владеющую русским языком - баба Рива.  Но он требовал, чтобы к нему обращались : "Саша".

Саша-Абраша обладал внушительным носом, субтильным телосложением, но поистине неистощимой энергией, когда картаво обличал "сионистского врага".

В Израиле я его увидела на хайфском рынке, который все называли Шук Тальпиот. Было это летом 1996 года, я в ближайшем времени собиралась стать мамой, и муж коршуном кружился возле меня, следя, чтобы никто не толкнул меня ненароком и не задел нашего драгоценного наследника.

Абраша, увидев меня, радостно взвизгнул, бросил пакеты с фруктами и засеменил ко мне на коротких ножках, выкрикивая фальцетом: "Деточка! Вы ли это? Мазл тов, мазл тов, дорогая, как я рад за вас, какой у вас геройский муж, дай Боженька счастья вашему ребеночку!"

Абраша все порывался клюнуть меня своим носом, но я с детства не любила чужие поцелуи и смогла ловко увернуться.

- Как же вы попали сюда, дядя Саша, ведь вы так не любили сионистов? - поинтересовалась я. - И как себя чувствует бабушка Рива?

- Мамочка умерла еще в Новосибирске, я остался совсем один, сделал маленький гешефт с квартиркой...ну, это вам не интересно...Как попал сюда? Так вы ведь знаете, деточка, известную присказку: "Бьют не по паспорту, а по морде..." Недаром мамочка мне говорила: "От своих уйдешь, Абраша, а к чужим не придешь". Так и получилось.

Он бы еще долго жаловался, уныло поводя носом, но муж пресек это дело, сообщив, что мы торопимся. Увлекая меня в машину, муж поинтересовался:

- Что это за чучело к тебе пристало? Шарж какой-то носатый...
- Это бывший сосед, - ответила я с грустью. Мне было его жаль. Не получилось у него стать своим парнем, а ведь как хотел!

И в виде эпилога. Когда-то давно Мартин Лютер Кинг сказал следующее: "Наступает время, когда вы должны занять позицию, которая является ни безопасной, ни политически выгодной, ни популярной. Но вы должны занять ее, потому что это правильно".

 


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.