Рождество

С детства мы знали, что топить баню  в большие церковные праздники нельзя. В связи с этим хочется поведать об одной жизненной истории, которая произошла более полувека назад, когда в Карпогоры из Архангельска каждый день летал самолет ЛИ-2.
Накануне Рождества Анисье Петровне  дочь из города сообщила, что завтра утром прилетает  на пару дней домой и, как всегда, попросила вытопить баню. Для них, нынешних горожан, весь смысл отдыха заключался, в первую очередь, в домашней бане. Как правило, баню топили каждый день, пока дочка гостила в  деревне.  А тут Рождество! Как быть, никогда ни в Рождество, ни в Пасху Анисья баню не топила, но тут всё-таки уступила дочери - всего-то на два дня едет, да и, как правило, городских, базарьских( из магазина) гостинцев дочь навезёт, не хочется огорчать дорогую гостью. Ранним утром, когда ещё ни один огонёк в окошках соседних домов не светился, затопила-таки  баню:
- Рано, дак быва и не увидя, – думала Анисья, складывая дрова  и растопку в печку.
Через пару часов, закрыв трубу и оставив баню выстаиваться, пошла в избу  по тропинке вдоль высоких сумётов(сугробов), и вдруг услышала голос соседки:
- У тебя, Петровна, кабыть, давече байна топиласе?
-Вот, глазыри-ти, как и угледя (увидят)! – про себя проворчала Анисья, а вслух вместо приветствия ответила:
- Коль рано живёшь(просыпаешься), Дарья Степановна! –  и тут же удивлённо возразила:
- Давай, не плети (не выдумывай), кака байна в Рожжесьво?
Она, конечно, надеялась, что дочь пойдет мыться уже пОтемни ( в тёмное время), и её поход в баню будет скрыт от соседей темнотой вечера.
На том и разошлись.
Дома тесто в квашне  уже вовсю поднялось, и хозяйка через полчаса вынимала из русской печи румяные шаньги.
- Еки удасьливы (удачливы) испеклисе, - радовалась Анисья Петровна.
На сутемёнках (в сумерках) Анисья сама спроводила доцерь(дочь) до байны, а заодно предупредила, показывая на лежащую в сенках (сени, предбанник) кучу поленьев:
-Етта не колонись (тут не стукнись)!
Нажаревшая(уставшая от жары), дочка забыла о мамином предупреждении и порато(сильно) стукнулась ногой о берёзовое полено…
Вечером Анисья вовсю распекала себя:
-И на чёмора (леший, нечистая сила) стала баню топить! Изуроцила(изувечила) девку! Колько(сколько) ей тепере позорИцце (страдать)!  Да ишше и Дарью омманула (обманула)!
За что же так ругала себя Анисья?  А вот за что: дочь, запнувшись за  полено, сломала себе на ноге мизинец, и вместо отдыха оказалась в больнице, а потом еще месяц лечилась.
Вот так быват (бывает), когда нагрешишь…


Рецензии