О Великом городе

1-Гимн Великому городу
2-Как ни манят другие страны..
3-Белая ночь
4-Сколько тайн и загадок..
5-Ночной город
6 Петропавловский  собор
7-Смольный собор
8-Исакиевский собор
9-Казанский собор
10-Нева
11-Питерские речки
12-Мосты
13-Малые мосты
14-Стражи
15-Архитектура-застывшая музыка
16,17-Летний сад
18-Михайловский сад
19-Таврический сад
20-Измайловский сад
21-Невский всадник
22-Не будет к тебе…
23-Павловск
24-Ассосиации с дождиком
25-Дворцовая пл.
26-Александровская колонна
27-Памятник А.С. Пушкину
28-Петербургские небыли
29-О петербургских конных статуях
30- Невский кораблик
31-Милые сюжеты
32-Сказ о Невском проспекте
33-Ленинградский дождик

 1***

  Вариант слов к гимну Великого города

Великий город , северной Пальмирой
вознесся  ты  на берегах Невы,
защитник и посланник  мира
великого народа  и страны.

В тебе слились талант и созиданье ,
искусства и науки торжество,
в тебе величье и очарованье ,
белых ночей волшебство.

На шпиле ангел осеняет
твой путь  ,а крепость наших рук
с любовью нашей охраняет.
Славься в веках Петербург!

 2***

Как ни манят иные страны ,
есть власть и притяжение земли,
где  с голубыми небесами  марты
и холодны и строги декабри,
куда нас возвращает память,
где были думы и былое,
и, если неустроенность и замять,
то близкое  всё и  родное.
 По жизни  освещая , как маяк ,
среди однообразия и  чуши.
всегда там  светится  очаг ,
который согревает  душу.

Там реки и мосты слились
в очаровании и тайне,
там красота , душа и мысль
запечатлелись в  камне.
А в дивный сумрак белой ночи,
когда слышна мелодия сердец,
и ярко светят только очи,
град одевает царственный венец.
В реальности невероятной были
всей своей сущностью чисты
в равненьи пред возвышенным застыли
дворцы, каналы и мосты.

 3***

Белою ночью
    белое небо,
      белая морочь,
        белая  небыль.
 Светлые чувства,
      светлые мысли,
         светлые грусти ,
           светлы и  чисты.
Дивные улицы,
   дивные скверы,
     дивное чудится,
               дивная вера.
Странно серебряно,
    странно пустынно,
         странно реально,
            странно красиво.
Белою ночью,
  белая радость,
       белая точит ,
          белая зависть.


 4***
 Сколько тайн ,историй, загадок
хранят  питерские дома!
Фантазиями их  фасадов
не налюбуешься никогда.
Как ребёнку даётся прозрение,

что из букв можно слово слагать,
 никогда не угаснет стремление
 книгу эту читать и читать.

Ничего  не остаётся,
как перед ним преклоняться ,
возвышаться  и озаряться,
и опять в этот город  влюбляться.

 5***

Ночной город

Спустилась мгла..зажглись огни..
Ещё спешат автомобили,
но в исчезающей дали
уже видения ожили.

Преобразился несказанный город
в феерии ночных огней.
Привносит неба чёрно-синий полог            
загадочность в пространства площадей.    

Подобны замкам очертания домов .   
Над ними в мареве ночей
видения парящих куполов
соборов, башен и церквей.

Величественная ,как всегда,
в неисчислимых проявлениях ,
как самоцветами , Нева
сверкает блёстками дрожащих отражений.
6***
Петропавловский собор

Очаровательная доминанта
на «подиуме» Невы,
собор Трезини Петра и Павла -
сочетание простоты и красоты.

Подобно звезде из небес бездонных,
вид колокольни и шпиля-иглы,
для чудаков ,поэтов и влюблённых
стал путеводным на набережных Невы.

«С начала славных дел» рождЕнный,
неколебимо 300 лет
стоит во славе дерзновенный
на тверди впечатляющих побед .
 
Несёт величественно бремя
прозренья , воли и отваги.
Небо, историю и время
пронзает шпилем, словно шпагой.
               
Католицизм и православие
здесь сами превзошли себя,
и ,вот, « на радость и во здравие»
создали славное дитя.

Слились далёкое и близкое,
плоды ума и просвещения.
Здесь императоры российские
нашли свое упокоение

С осанкой царственной державной,
гордыней и величием своим,
собор мистически сакральный
извечно ангелом храним

 7***

Смольный собор

Одним из чудес света
представляется до сих пор
всегда небесного цвета
всегда парящий собор

На синем шелке неба
или в обрамлении облаков,
подобно ожившей легенде,
парят паруса куполов

Это  в небесном просторе
открывается Смольный собор.
В обращенном на него взоре
ниспадают рамки шор.

Изысканность колонн,  капителей,
куполов, окон, волют -
вязь каменная  Растрелли,
 воздушность ему придают.

По канонам , но несравнимый.
Подойдите - увидите там ,
что барельефами серафимы
возносят собор к небесам.

Корабль-ковчег воскресения
божественного ,святого , земного
способен дать  прозрение
для зрячего, но по сути слепого.

Так , над нагроможденьем
свершений человеческих и мук
возносится нереальным видением
чистота замысла и человеческих рук.
8***

Исаакиевский собор

В  своём предназначеньи   главном
собором быть и символом едино
стоит в величии державном
он, как Россия – неколебимо

И выглядит торжественно  и чинно:            
 одет изысканно  и в мрамор и гранит,
скульптуры в бронзе,  купол золочённый ,
и каждая колонна-монолит

Декоры интерьера и фасада               
 о вечности напоминают и о бренности,
все элементы словно бы  из  клада -
собор сравним с  шкатулкой драгоценностей

Техническими смелыми решеньями,
эстетикой и исполнением,
святынь христианских воплощениями
стал для России историческим явлением

Он созидался сорок лет
во имя Бога и Отчизны,
и на алтарь его побед
принесены десятки тысяч жизней.

Свидетель многих исторических событий
осколками изранен был на страже-
в блокаду  стал спасеньем и укрытием
шедевров из собраний Эрмитажа

Достойным образцом высокого искусства
венчает он эпоху классицизма-
неоднозначные одолевает чувства
 приход  эклектики   и модернизма

«Большое видится на расстоянии»-
огрехи есть ,  и « кто не без греха» ,               
и «бросить камень»  в это достояние
не поднимается рука
               
ком.
Высота 101 м , вместимость 12 000 ч
В декоре фасада  112 гранитных колонн-монолитов ,350 бронзовых скульптур
На строительстве были заняты 400 000 рабочих

9***
КАЗАНСКИЙ СОБОР

В мирской суете повседневности
обязательно задержит взор
 своей необыкновенностью
на Невском Казанский собор.

Полукружье его колоннады
поражает и восхищает
и общей идеей  фасада,
и  тем , как канон сохраняет.                1*

Напоминая Ватиканский собор,
в нём нет повторения :
купол, колоннады , декор
передают стиль и дух Возрождения

Который   из  замечательного века    
гуманистических идей  и эстетики
кажется посланием человеку
о красоте, смысле   и этике

История  собора не очень простая,
но навсегда  в памяти народа
останется ,что храмовая  икона святая               
осеняла воинов в войне 1812 года                2*


1*  Главный неф собора располагается               
    по православному канону на оси восток-запад
    параллельно  проспекту  и скрыт колоннадой   

2*  Собор освящён во имя Казанской иконы Божьей Матери .               
      
      Отправляясь главнокомандующим в русскую армию ,
       М.И. Кутузов молился на коленях перед этой иконой..

       В соборе захоронено сердце Кутузова



 10***

Нева

Земное ниспослано диво:
величественна ,как  всегда ,
извивается, изгибаясь красиво,
в гранитных берегах Нева.

Неспешна и горделива,
изыскан всегда наряд,
несёт свои воды заливу,
чаруя душу и взгляд.

Неважно, какая погода
каким может быть освещение-
в каждый миг каждого года
прекрасно её воплощение.

Красива и несказанна
она  в одеяньи тумана,
или когда ветра
поют ,наметая снега.

Лунный ли солнечный свет,
закат или робкий рассвет,
в мареве синих ночей
в свете ночных фонарей.
Модели изысканны все
фантазиями её кутерье.

Судьба начертана золотом
достойная её красоты:
повенчана с Великим Городом
Свершений , Надежд и Мечты.

11***

Питерские речки

Эстет Петербург  искушён стилями,
               от классики до  авангарда,
          но в нём прижились простые и милые
                народные топОнимы
                такими, «как надо».

Душа как будто улыбается,
       становится светлее , как от подарка,
                когда по жизни встречаются
                названия  речек, типа Фонтанка.       1*

Река Монастырка  течёт у Лавры,
    у Смоленского кладбища Смоленка течёт-
               для каждой  нашёл достойные лавры,
                и как называть их,  народ.

А в переделки   из иноязычия,
          таким ,как  Карповка ,Охта ,Мойка, Утка,             2*
                нарушая уважения и   приличия,
                лривнёс немного доброй шутки.   

 Темы истории и этнографии,
                как и рабочая, Питеру была близка:
                с фабричной связаны « биографией»
                Бумажка и Пряжка  (рек имена).  3*

Такими же,
                как имена  селений,
                давали  речкам имена по старинке,
        а в Питере ещё и по названьям имений         
                как  Волковке ,Чухонке ,Мурзинке.          4*

А ту что теряется в глухомани,
                в болотной тиши и дАли,
неброскую заболоченную местами,
                незлобно Глухаркой назвали

Реки людей притягивали как магнит,
                выходят им радости и печали:
каким повезло - одели в гранит,
                есть и такие что в трубы попали

Но  исчезая  ,  оставили след
                в топонимике городских названий-
 как добрый из прошлого привет,
                заслужив любовь и признание


Но  реки, все без исключения,
                а некоторые на протяжении веков,
  завораживают прелестью неспешного течения 
                и извивами и линиями  берегов               

Нельзя перечислить все имена.,
                Имена всех речек образны и красивы.
                Во все катаклизмы и времена
                добрая память будет  жива.

Время не властно ,
              не блекнут названия
                в вуали народного флёра,
                не теряют во времени своего обаяния
                перлы питерского фольклора.

1* Фонтанка давала воду фонтанам Летнего сада
2* Прежние названия Карпийоки,Окса,Мья,Утха
3* Связаны с хлопчато-бумажным прядильным производством
4* Волкова,Чухонка- деревни, Мурзинка- мыза


 12***

Мосты


Этот город ,
         когда вспоминается,
просветляются
      люди лицами,
им мосты над Невой
               представляются
взлетающими
         или парящими птицами.

Застывшими
         в волшебном полёте
на зеркалом Невы
стройными , легкими пролётами
Едва касаясь воды.

Или,
  когда белой ночью,
сказка с былью
          слилась,
и
  можно видеть воочию
 мостов с каналами
                вязь.

А ,когда
      караваны судов
ночами
          вершат движение,
магия разведенных мостов
завораживает видение.

Не передать
        простыми словами,
но это ,как сон ,
                наяву
город обнимает
           руками-мостами
избранницу свою,
                Неву.

Фантазии зодчих
             не предела:
вульгарное дорожное средство
прозрением,
          мыслью,
               творчеством,
                делом
предстаёт
        искусством
                и совершенством.
00000
Судьбой
       и предназначениями
им долгая жизнь суждена
и служат им украшениями
решёток и ферм
             кружева
000000
13***
МАЛЫЕ МОСТЫ

В нежный сумрак белой ночи
мосты- волшебные видения,
красивые и поэтичны очень,
и пробуждают озарение.

Приходиться ,как факт ,принять
очарование мостов,
неброскую их благодать
и таинство дарить любовь.

Как много сказано поэтами
о них возвышенно и просто!
 Александр Сергеич поэтому      
  селился возможно «близ мОсту»   

Замечательно их назначение:
объединять и соединять.
В Петербургском их воплощении
озарять ,пробуждать ,восхищать.

Освещены они искусно и дивно
в темноте зимней  ночИ.
Безупречно и беспрерывно
несут свою службу они.

« Время Оно» «кануло в Лету»-
вместо озер и болот тогда
явились теперь всему свету
реки с каналами и острова.                *1

Тем, кто стал островитянами,
это – от предков дошедшая данность,
открывающая город новыми гранями,
представляя удобство и радость.

Да и классики
       (писатели с поэтами)
много раз озарялись
                сюжетами,
по мостам гуляя
            по тому и этому,
 отправляя героев по ним
                поэтому.


*1 –В Петербурге  33 острова,
 более 100 рек и каналов,
 178 мостов в старой части города
 и порядка 800 включая новостройки и
окрестности

 14***
Стражи

Как книгу мудрых изречений,
город  можно  всю жизнь читать:
щедрые россыпи лепных украшений
рассматривать хочется и познавать.

Честь и достоинство дворцов и домов
во времени неумолимом течении
охраняют многие сотни львов
в скульптурном воплощении.

Кажется, что их тревожный взгляд
в каждом таится мгновении,
львы на людей беззвучно рычат
за невнимание  и  не почтение.

Они неустанно хранят сокровища
красоты города и его величия,
изгоняя из людей плесень и чудовища
бездуховности и безразличия.

 15***

                "Архитектура - застывшая музыка"
                (крылатое выражение)


Город под небом- концертный зал,
в ауре города музы витают ,
зодчий задумал, мастер ваял-
в камне музыку так исполняют.

Ансамбли дворцов, парки ,проспекты,
фантазия, гармония, скульптура-
словно необыкновенные концерты
 средствами архитектуры.

Не надо быть музыкантом или поэтом,
белыми ночами всем
                наступает равенство,
чтобы увидеть и почувствовать это
великое таинство.

Не важны эрудиция и умение,
сколь ни богаты и хороши:
всё равно отозвуться эти мгновения
струнами каждой души.

Нарушает как ни печален ни горек
дворцов и зданий бельканто
тяжёлый рок новостроек
 торчками кричащих домов-гигантов.

В музыкальной палитре мира
каждый город - фантазия нот,
созвучия Северной Пальмиры-
завораживающий аккорд.

 16***
Осенний Летний сад, осенний Летний сад ...

Неспешный грациозный листопад,
опавших листьев пряный аромат...

Волшебно- красочный наряд,
чаруя завораживает взгляд...

Фонтанных струй хрустальный водопад
привносит благость ,успокоенность и лад...

Величественно божества молчат
и музы вдохновение дарЯт...

Осенний Летний сад ,осенний Летний сад...
 17***

Небо красиво синее,
солнце неярко осеннее,
деревьев дивные линии,
ветерка  дуновение.

Чары Летнего сада
сильней осенней порой:
поэтичный дождь листопада
выстилает аллеи листвой.

Аллегории, герои , боги
в мудром молчании там
от суеты и тревоги
врачуют, как бальзам.

Времени книгу читаешь,
истина вспыхнет искрОй...
В Летнем саду отдыхаешь
телом , умом и душой.

18***

Михайловский сад

Есть сад, что может быть оставит   
неизгладимый след.
Он  с каждой встречей дарит
  душе  покой и свет.

На цветниках ,лужайке и аллеях
лежит печать
великих  зодчих Росси и Растрелли:
их    благодать .               

Сад не большой, но в нём слились
и простота и величавость.
Здесь красота , достоинство  и мысль
воспринимаются ,как данность.   

Здесь дуб почти что трёхсотлетний
несёт своё предназначенье:               
от зодчих сохранить заветный
дух сада – умиротворенье.
               
Под пологом свисающих ветвей,               
их  благодатной сенью  ,               
в чертогах удивительных аллей
бег времени становится мгновеньем

Всё успокаивает тут:
фасад дворца, беседка ,пруд,  пространство.
Цветы ,что  на ограде там цветут
чугунные, как символ   постоянства

По сути сад -  пейзажный парк,
оазис среди городского шума.
И цветники разбиты деликатно , как
красивой женщине идёт  немножечко парфюма

19***
ТАВРИЧЕСКИЙ САД

Есть сад ,что всегда молодой,
он был порождён любовью,
с завидной и долгой судьбой
и неувядаемой новью.

Эмоциональны ли  справедливы  , 
но у монарших сердец
бывали и такие порывы-
Екатерина  Вторая
                подарила  парк и дворец

Немолодая  уже царица
с чувством умело сокрытым    
 изволила  так объяснится
 с Потемкиным,
                переставшим быть фаворитом   

Его труды и державная сила 
да ещё наверно   планида,
дали результат: Россия присоединила
давно вожделенную  Тавриду

И вот на месте  речушки сомнительной  ,               
чей  был очень скромный наряд,
англичанин Гульд   ландшафт удивительный    
 устроил и создал замечательный сад.

 Из башни  Иванова
                в серебряном веке  потом               
замечательный лебединый пруд будет виден,
а к одному  из  элегантных мостов
 приложил свой талант  Кулибин               

Годы прошли  в изрядном количестве ,
  жизнь бежала ,текла , шла ,               
прогуливались  здесь их сиятельства и величества  ,      
а потом настали новые времена       

Сад стал тогда   общедоступным ,               
но  кажется вышла  не всем  благодать:
нижних чинов и собак, как ни грустно нам ,             
наверно не вЕлено было  пускать

 Несомненно звучали  здесь вальсы и кадрили               
 под военный оркестр духовой,
 как всегда  это очень любили
  особенно те , кто был душой молодой   

Менялись со временем   нравы и взгляды,
 ценности , ритуалы   и идеал:
 было  время ,когда Пионерским садом ,             
 он называться стал   

Сад  развлекал , сад отвлекал,
а в  тяжёлые блокадные годы,
как мог ленинградцам помогал:
 были  разбиты в саду  огороды.

 Сад заслуживает многих  страниц,
чтобы полным был комментарий,
временами  кажется ,что это царство птиц,
и еще  , что он по сути  дендрарий

В этом саду душа отдыхает,
давнее манит,  как  и  новое милое ,               
 сезонные одежды   всегда  пленяют
и небо сквозь ветви красивое.

Сад был   оазисом  все года,
частичкой природы и всем приятель  ,               
радовалась жизни здесь окрестная детвора,
отдохновение получал  обыватель    

В его истории многое было ,..         
но без исключения  всегда
 его взращивали, лелеяли и любили,
и долгая жизнь ему суждена

  20***
ИЗМАЙЛОВСКИЙ САД

Сад был оазис для влюблённых,
в тиши уютных уголков
таил от взглядов посторонних
и флирт и дружбу и любовь.

На набережной сказочной Фонтанки
за благородною чугунною оградой
среди иных казался парков
Эдемского частицей сада.
 
Там поселились лицедеи,
а посреди  дорожек и кустов
застыли фантастические звери
и островки чарующих цветов.

Там ангел старенький читающий,
являя мудрое  сердечное,
всё знающий и всепрощающий
лелеет доброе и вечное.


 21***

Блистательное художественное воплощение,
звёздный час Колло и Фальконе:                (*)
судьбоносное петровское озарение
в образе всадника на гранитной скале.

Повержен заносчивый  враг,
надменных исполненный замыслов,
извивается растоптанный в ногах
в бессильной злобЕ и ярости.

 ВзвилАсь  Россия на дыбы
и понеслась  по жизни бойко,
 ( отбросив  путы дряблой старины),
неудержимой гоголевской тройкой .         

Неистово,
                с засученными рукавами,    
ваял и реформировал Россию,
и славными   делами
                и словами
 Пётр для России  стал мессией.

 В странах других
                тоже узнАют,
что   у  России крылья расправляются,
что  " небываемо бывает ",                (**)
и " дерзновенное " случается .                (***)   

Всё в этом памятнике   есть:
мудрость державная и спесь,
и есть кипучая энергия начала-
 за малый срок
                страна иною стала.

И  есть здесь судьбоносный жест руки,
и есть сверкающие очи,
и повеленье
                строить град на берегу реки,
 что  несказАнным  стал,
                как чудо  белой ночи.

Не важно ,было ль  ПРОВИДЕНИЕ,
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ иль  СЛУЧАЙНОСТИ,   
но тот момент
                был замечательным  мгновением,
что  превратился
                в море благодарности.


Спасибо ,Пётр,
      от всех влюблённых,
                ночами белыми пленённых,
от музыкантов и поэтов
             с их фейерверком
                рифм ,нот, образов, сюжетов ,


От тех,
        кто  шёл за этот  город 
                в  бой,
учился в нём ,
                работал,
                созидал,          
кто был повязан с ним судьбой
или однажды побывал.

Обрёл признанье человечества.
Во времени растаяли пороки.
При жизни стал
            ОТЦОМ ОТЕЧЕСТВА,
ВЕЛИКИМ
        нарекли его потомки.


 * Фальконе - автор и скульптор монумента "Медный всадник".
 * Колло- автор скульптурного потрета Петра Первого на монументе.
 **-текст на памятной медали в честь первой победы в  морском сражении
 ***-из текста на памятной медали "Дерзновенному подобно".

 22***

Не будет к тебе  ни теперь ни потом
забвения и безразличия
с твоими белых ночей волшебством,
очарованием и величием.
 23***

Какую радость дарит Павловск!
Дворцы,каналы и мосты,
очарованье и прохладность
аллей-мир дивной красоты.
Где синь небес над головою,
и соло исполняет соловей,
и где расплывчатостью хвои
подчеркнут ритм березовых аллей.
Лужайки в золоте цветенья,
в листве играет с тенью свет,
и на пруды ,на отраженья
ложиться тополиный снег.
Величественны,холодны и строги,
на постаментах,словно на посту,
из мрамора и бронзы боги
там охраняют красоту.

24***

Ассоциация с дождиком


Так ведётся исстари,
что на дождички богат
да на болоте выстроен
«славный Питер-град»

С основания его
«воды много утекло»,
было много всякого
доброго и бякого

Время лечит только
 ( камни  собирает ) -
благодарные потомки
монументы воздвигают.

В честь кого- то и чего -то,
словом, в чью то честь:
подвижники и патриоты
были, будут, есть

И сужденье есть одно
из разряда смех и грех:
дождю всегда все равно-
капает на всех

Как относятся к дождю
исторические лица,
 когда хочется тому
капать или литься?

Медный всадник свое кредо                1*
утвердил жестом руки:
«Заложить назло соседу
город,не взирая на дожди»

В "Катькином саду" Екатерина                2*
под дождями мокнет горделиво,
с фаворитами притом,
что пристроились кружком
у неё под башмачком.

Николай,(который Первый),                3*
к непорядкам всегда нервный
коня поднял на дыбы,
рассердившись на дожди.

Улыбается   Трезини :                4*
вероятно по причине,
что увидел воплощение
дождика в архитектурное решение

Александр Васильич Суворов                5*
на дожди не тратил разговоров.
По «Науке побеждать»
можно их не замечать.

Ломоносову                6*
(по видимости всей)
не до происков дождей:
мысль открылась глубиной и ширью,   
что могущество России
 будет прирастать  Сибирью

В ауре из образов и слов                7*
добродушно мокнет дедушка Крылов    
в окружении зверушек       
так похожих на людишек.

А на площади искусств                8*
Пушкин весь в избытке чувств.
Капли с неба, как слова,
опускаются   волнуя.
И вот новая строфа
как   озаренье  ,как заря,
уже   спешит сменить другую.

Мокнет Гоголь  неустроенный,                9*
в душевной муке и печали:
что такое и зачем
ему сзади  написали:
«Это памятник кому,
 спонсорам или  ему ? »


Под дождём мрачнее тучи                10*
 грустит Тургенев:
                «МОчи нет               
слышать, как   « великий и могучий»         
терзают  радио  и  интернет»

У Некрасова нескошенная нива                11*
вызывает жест красноречивый:
нет дождя или он есть,
ничего не изменилось здесь.

Клодт увидеть теперь может                12*
в академии художеств
без дождя и при дожде
коней из цирка во дворе.
Они пасутся там при деле:
для студентов как модели.

Менделееву  сопутствуют  находки:                13*         
таблицу смог увидеть он во сне,
 а  вот процент  воды ,
                лучший для водки,
нашёл, наверно ,при дожде

Александр Степаныч  Попов ,                14*
под дождём протягивая  руку  ,      
чаянья учёных   выразить  готов:
« Власти, дайте  денег на науку».

Под дождём ,с измученной душой ,                15*
и с согбенною спиной
Достоевский обнаружил ЭЛЕКСИР:
это КРАСОТА
       (она спасёт наш мир).


Обо всех не рассказать,
и привычно стерпит всё бумага-
хотелось только показать
что дождик Петербургу благо.


Памятники
1*. Петру Первому на Сенатской пл.
2*. Екатерине Второй на по. Островского
3*. Николаю Первому на  Исаакиевской  пл.
4*. Трезини на пл. Трезини
5*. Суворову на Марсовом поле.
6*. Ломоносову на Университетской набережной
7*. Крылову  в Летнем саду
8*. Пушкину на пл. Искусств
9*. Гоголю  на Невском пр.
10* Тургеневу на Манежной пл.
11* Некрасову  в Некрасовском саду
12* Клодту во дворе Академии  художеств
13* Менделееву на Московском пр. 
14* Попову в сквере профессора Попова
15* Достоевскому на Большой Московской ул.


25***

ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ

Стили и моды подвластны годАм.
Проходят эпохи и столетия,
золотой век оставил нам
рукотворное великолепие.

Многие зодчие разных стран
строили Петербург и дерзали,
Растрелли ,  Росси, Монферран
Дворцовую площадь создали.

Зимний дворец и штаб, как маяк  ,            
побед и величия знаменуют фазу.
Александровская колонна- восклицательный знак,
завершающий эту архитектурную фразу.

Не только искушённым и влюблённым
открывается понятное и ясное-
 площадь всем останется эталоном
величественного и прекрасного.

26***

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА

вариант 1

Пребываю в наваждении,
что однажды в час вечерний
синева небес растает,
ангел плавными движеньями
крылья лёгкие расправит
и потом с колонной вместе
вознесётся в поднебесье,
и останется в сознаньи
светлое воспоминанье-
совершенное строение,
плод труда и вдохновения.



    вариант 2

Сколько раз ни увидешь,
всегда удивишься,
сколько раз ни посмотришь,
всегда восхитишься.

Как воздвигнут на цоколь
Гранит-монолит!
И сработан настолько,
что недвижно стоит

Обывателю странно,
ему не понять.
как такая колонна
продолжает стоять.

Но бояться не надо,
Расчёт точный и смелый-
устояла в блокаду,
несмотря на обстрелы.

На навершии ангел
крестом осеняет.
Он на все времена
Петербург охраняет.

Александру России
Благодарение,
и, как символ красивый ,
Её возвышения.

В честь изгнания Наполеона,
сотрясавшего мир,
воздвигли  колонну
эту
     в стиле ампир

Лаконична, величественна.
Поём ей осанну,
как признанье Отечеству
 и Монферрану.


   вариант 3

В честь изгнания Наполеона,
                сотрясавшего мир  ,
       воздвигнута величественная колонна .               
                В стиле ампир.

Если видишь её , то опять  удивляешься ,
               и опять поражаешься,
                и  всегда  восхищаешься!               

Красотой и гармонией в целом и малом,
              канонам классическим
                и античным  началам  .               

Самый крупный на свете  гранит- монолит
                установлен на цоколь
                и недвижно стоит

Обывателю странно -   ему не понять,
              как такая  колонна 
                продолжает стоять.

Был расчёт весьма  точный и работа умелой-
             устояла в блокаду,
                несмотря на обстрелы

На навершии ангел  перстом осеняет.
                Он на все времена
                Петербург охраняет.

Покровитель небесный  застыл  в принесении      *1
         Александру
                от России
                благодарения.

  На панно аллегории, как скрижали.              *2
    Это то, что потомкам
                крепить завещали .               
         
Николай восхищённый работой отметил:              *3   
 «    Монферран ,
                Ты, себя обесмертил ! »


*1 Надпись на колонне:
      «Александру первому благодарная Россия»
*2 Аллегории на гранях пьедестала:
    Правосудие и Милосердие, Победа и Слава, Мудрость и Изобилие
*3 Николай- Николай II,  Монферран- архитектор и строитель

27***

Памятник А.С. Пушкину

На площади Искусств витают музы,
рождая сонм прекрасных чувств,
спасительные пробуждая узы
и благородный магнетизм искусств.

Не властна городская суета
скрыть безвозвратно чувство восхищения:
поэтом вознесённая рука,
волшебное творит  в нас превращение.

Как бы запечатлённое мгновение:
прозрение с полётом вдохновения
свершает таинство творения -
рождается строфа стихотворения.

Прекрасен образ воплощения
(возможный в жизни Пушкина момент),
место сакральное установления -
достойный памяти  поэта монумент.

28***
Петербургские нЕбыли

О дворцах, мостах ,монументах,
площадях ,домах и проспектах,
о любом или в целом об этом
невозможно без пиетета,
но с любовью и осторожно
иронично тоже возможно.

На фасадах  инстоляциями
есть скульптурные композиции
с остроумными вариациями
и   весёлыми ассоциациями

000
Четыре Ромео и четыре Джульеты               *1
белою ночью по прекрасной традиции
вдохновенно читали сонеты
гуляя по Северной Венеции

На город они восхищённо смотрели,
поневоле становясь поэтами,
внимали сначала, потом онемели,
и окаменели как бы поэтому.
ЗаворожЁнные в плену белой ночи,
души их радовались и очи.
Да так и застыли в очаровании,
а архитектор перенёс их на здание.

000
Восемь БЕРЕМЕННЫХ канефор,                *2
( нельзя это не отметить  глядя),
поддерживают в качестве опор
что- то там на фасаде.

Одиноких женщин судьба
драматична везде и всегда,
в жизни так у этих  сложилось,
что наверно не всё  получилось.

Прослышав о новой Венеции,
 прямо  из солнечной Греции,
с античным упорством и  страстью
канефоры шли  в поисках счастья.

Но здесь им прямо  сказали,
что  они безнадёжно  отстали,
что тачки с колёсами тут
вытеснили  канефорский труд.

От этого они онемели,
осознав своё состояние,
затем просто окаменели,
а архитектор
           поместил их на здание

000
ОДИНОКИЙ АТЛАНТ                *1

Чувства свои под балконом
 кариатиде атлант   изливал
такие, как потом  в Вероне
Ромэо к Джульете питал

Но Мойре случайно открылась               
беспощадная их планида:
Гефесту приглянулась               
именно эта кариатида

Однажды на  фиесте,
где-то и как-то  весной,
пленила она Гефеста
неземной красотой

По этой причине собрался
на Олимпе совет,
и горячо обсуждался
и пристрастно этот предмет

Боги на  этой планёрке
амброзией разгорячились-
случилась меж ними размолвка,
на партии разделились

в разгаре этого  спора
перспектива стала   ясной,          
что перерастёт  ссора
в войну типа троянской               

Но всё получилось проще:
злопамятная Мегера               
на кариатиду наслала порчу
и натравила Химеру

От красоты кариатиды
осталось только воспоминание.
В таком неприглядном виде
 она не пришла на свидание

Его титанические страсти
 перешли за предел-
от этого несчастья
атлант окаменел.

Его любовь и страдания
достойны, чтоб стать каноном,
а архитектор   на здание
перенёс его вместе с  балконом

*1  -  На доме по адресу  СПБ,  Каменностровский  пр. , д 29

000

ДОМ КНИГИ

В камне
        (для общественного блага)
мейстер Зингер  поведал сагу ,         
где суровый германский эпос
«лёг» на русский загадочный  этнос .         

Много коллизий  в нашем мире,
место есть  для душ и валькирий .                *3
Одно из сражений проходит там,
что теперь
        можно назвать книжный храм.               

В  загадочном этносе   странные люди ,
(это  было, есть и наверно будет),
не могут без книг , их  не листать,               
чуть-чуть не смотреть ,чуть-чуть не читать .
         
В книжных развалах проходят баталии,
где в схватках с издателями бьются  читатели.
Издатели   вооружены искушениями,
читатели-
       в доспехах из мучений с сомнениями.

Помимо  коварного обмана и плена ,
у издателей ещё и кусаются Цены.

Валькирии на навершии дома витают
и  падшие души читателей  собирают.


*1  ул Новгородская 3 (дом Полежаева)

*2  ул Ульяны Громовой 2,
  Канефоры(женщины)-несущие священные корзины

*3- Дом книги (Невский пр 28),
 ( дом построен компанией «Зингер» 1904 г)
Мейстерзингер- поэт-музыкант(средневековье)
Валькирии -  девы-воительницы , летающие над полем битвы
 и возносящие в небесный чертог души героев


29***
        О ПЕТЕРБУРГСКИХ КОННЫХ СТАТУЯХ               

Шум моторов заглушил топот копыт               
конь как, символы страсти переходит в легенды,         
 в жизнь прорывается нахальный быт,               
рекламируя крикливые  брэнды  .               

Всё ясней и  ясней  теперь предстаёт               
отражением взлёта и возвышения
петербургских коней удивительный   код               
в скульптурном воплощении.
               
Примеров множество. Вот властным седоком   *1
пришпоренная вздыбилась держава,
что дремлющим казалась скакуном,
но вознеслась российской славой.

Петр из растрелиевского монумента  -                *2
само величие и гордость,
и отражая значимость момента,
привносит конь  решимость и  достойность.

Век девятнадцатый- пик классицизма,                *3   
с времён тех  стали клодтовские кони               
  для несравненной питерской харизмы  ,               
как будто  камни  драгоценные в короне   .               

 Квадрига с Аполлоном в колеснице-                *4    
 это, как взлёт и  возвышение искусства ,             
 которое
            (был или не был Петербург столицей)      
   всегда будило совесть,  мысли  ,чувства.

Шестёрка лошадей и в колеснице Ника                *5   
на  арке штаба и воротах Нарвских -               
символы славы в честь побед великих
и воинов ,Россию в битвах спасших.

За  веру  и отечество  и ,не щадя себя ,                *6            
князь боевого оседлал  коня :               
кто в землю русскую   с мечом  придёт,               
тот от меча от русского   падёт .          

Поход швейцарский  очень был  тяжёлый-                *7
 покрыл себя бессмертной славой
великий полководец престарелый.
Под стать Суворову и конь его  усталый.
               
Сонм непростых чувств  статуя рождает:                *8               
в ней государь ,как богатырь былинный,               
а конь  страну напоминает               
неповоротливый и  «толстозадый» но и сильный.   

Памятник в бронзе. Так  вот  новый мир                *9
рождался на гражданской на войне :
« Где  должен быть в атаке  командир?
Быть должен впереди всех! На лихом коне!»
    
Неброский скромный памятник в сторонке ,                *10    
как будто  приютился      у метро               
воспоминанием о доброй милой  конке    ,               
как нечто  доброе , что в прошлое ушло.


  *1  Монумент «Невский всадник», автор Этьен-М. Фальконе
  *2   Монумент  Бартоломео К. Растрелли у Михайловского замка,
  *3   Скульптуры коней на Аничковом    мосту ,на монументе Николаю 1-му,
             на Нарвских воротах , автор скульптур коней  П.К. Клодт      
  *4  Автор скульптур  коней  в квадриге Александринского театра
            В.И. Демут-Малиновский
  *5  Автор скульптур коней  на арке штаба В.И. Демут-Малиновский
  *6  Монумент  Александру  Невскому на пл. Александра Невского,
,               автор монумента  В.Г.  Козенюк
  *7  Монумент Суворову   во  дворе музея Суворова, автор монумента
           А.М. Таратынов
   *8  Монумент Александру  3-му   во дворе Мраморного дворца.
          Россия «толстозадая»-  метафора из поэмы А.А. Блока
         «Двенадцать» ,   автор монумента  П.П. Трубецкой
   *9  Монумент Чапаеву во дворе академии связи им. Буденого.
              «Где должен быть командир...»-фраза из кинофильма «Чапаев»
                Автор монумента М.Г. Манизер
   *10  Монумент у метро «Васильеостровская»,  автор монумента  А.Г. Зиякиев
30***

Невский кораблик

Играя с солнцем и ветрАми
сверкает в небе над Невой
и корпусом и парусами
Кораблик Невский золотой

Вердикт гласил, чтоб на адмиралтействе
был «шпиц» увенчан кораблём.
Столь значимым явилось это действо,
что он стал символом потом

Он, как Корабль Воздушный из легенды,
на золоченном шпиле пьедестале
символ негаснущей надежды
и стойкости и высших идеалов

Как талисман и оберег,
он в годы неспокойные и бренные
возвысил и хранит четвертый век
и ауру и город несравненные

31***

МИЛЫЕ СЮЖЕТЫ

Дождик может сеять,
 ветер может веять,
 реченька бежит ,
 рябит или блестит,
 мостиков пролётики,
 почти как самолётики,
 и каждый самолётик
 над речкою парит.

  И куда ни глянешь,
  или ни посмотришь,
  и куда ни бросишь,
   не уронишь  взгляд,
  только удивишься,
  только восхитишься,
  какой же замечательный
  у города наряд.

  Да и ночкой белой,
  (ой, как интересно!)
  то ворона каркнет
  прямо у окна,
  то ли чайка вскрикнет,
 ( дурочка наверно),
  то в окошко глянет
  кудесница-луна.   
А Нева то славная,
красива, величавая,
да Петропавловка
будто ворожит:
лёгкой колоколенкой
к поднебесью тянется,
и как выйдет солнышко
шпиль-игла блестит.

32***
СКАЗ О НЕВСКОМ ПРОСПЕКТЕ
 НА СУРЖИКЕ  ФОЛЬКЛОРА

«В распрекрасную столицу ,               **1
 развесёлый Петербург»
невозможно не влюбиться
постепенно или вдруг,
что с  научного аспекта,
али просто из респекта
со всей силою эффекта,
что доступна интеллекту.

Зачиналось всё давно,
от дел было мало проку,
порешили ,что окно
прорубить пора в Европу

Озарило, слава Богу,
госудАря в те поры
«першпективную» дорогу
от Невы и до Невы
непременно пролагать  ,
чтоб была бы благодать

То,что грязи было много,
не вязалося с венцом-
повелел   мостить дорогу,
не ударЯть чтоб в грязь  лицом ,

Дал указ устроить гать,
без промедленья  и начать,
 и с главным выстроенным местом,
монастырь , дабы , связать,
чтоб не заблуждаться лесом
и в грязи не увязать

Вышел и другой указ
домА ставить там из камня,
и, чтобы не было проказ,
о царёвом гневе помня.

Долго было запрягали,
но как водится, потом
приспособившись погнали,
знамо дело, « с ветерком»

 Порознь или даже скопом
гастрабайтеров  призвали           **2
почитай из всей Европы,
ну а больше из Италии.
 
Те в охотку приезжали,
без работы здесь не чахли,
 шедевров понасоздавали,
деньги тоже здесь не пахли

 Иноземцы всяки немцы
оправдали наши чаянья,
хошь по вере отщепенцы,
а расширили нам знание

Завели они к примеру
строить разные манеры:
чтобы радовалось око,
приспособили барокко,
по причине дешевизны
поднаторЕли в классицизьме,
а  поменялась  как эстетика,
по нраву стала им эклектика.
Во время  бурных перемен   
объявился стиль модерн               

И во всякие моменты
для фасона и культуры
стали ставить  монументы,
барельефы и скульптуры.

По тому, как пришло время,
то на свет произвела
художеств всяких Академия
смышлённых в этом, сколь смогла               

Оне время не теряли ,
превратилися в умельцев,
созидали  и ваяли               
ничуть не хуже иноземцев .               

Для  духовной высшей  сферы,
сохранить чтобы заветы,
строили для  разной веры
соборы
           по их канонам и приметам

А всяка разна кутерьма
здеся завсегда  была.
Товаров  всяких   торгаши
тут имели барыши.
Откровенно руки грели,
и, как водится ,горели.
И по энтим  вот причинам
завели здесь двор гостиный,
а для бабьих ради ражей
дошло дело до пассажа

Лавок тьма здесь появлялось,
нанимали завлекателей,
(таперь лавок не осталось,
окромя "лавки писателей")

А харчевен да трактиров,
заведений ресторанных,
завсегда с избытком было
 со времен, тех самых, давних 

Здесь кормилок и поилок      
завсегда невпроворот.
Этот факт со страшной силой
 народ к Невскому влечёт.

  Здесь  извечно благодать,
чтобы душу отводить,
и, чтобы чрево  ублажать,
да и время проводить.

Печаль  делить или досуг,
завсегда был Невский- друг .
Неиссякаемый здесь люд
теснится и теснился  тут.

 Для читателев здесь Мекка-
 лепшая  библиотека,
 ну ,а  магазины книги-
 кому будто бы вериги.

И для модниц и для нищих
интерес здесь был и пища.
 Бани, очищать ,чтоб тело,
банки, чтобы делать дело,
и  неистребимый блуд,   
а таперича и суд.

Песнопевцы и актёры,
музыканты и танцоры,
театры есть и галереи ,
кинотеатры и музеи.

Тесной  в разные года
часть  проезжая была,
и толкучки всегда были
и каретам и автомобилям.

Невский издавна блистал,
аки  исторический развал.
Кто здесь только не бывал?
Кто здесь  след не оставлял?
Кто здесь только  из СВЕТИЛ
не ел, не пил и не кутил?

хОдить также здесь  народ
в особой  ситуации:
то гулянье , то крестный ход,
 а то и  демонстрации,
а кому( как не взгрустнуть)
Невский был последний путь.

Протянулся он и длится
С запада и на восток:
в начале солнышко садится,
в  конце солнышко  встаёт

Всегда( по сути) здесь светло,
но также справедливы строки,
что освещение его
скрывает многие пороки.
               
Менялося его   название,
 но не менялося   призвание

За время миновавших трёх  столетий
в литературе нет  точнее текста,
чем Гоголь в повести заметил
«Нет лучше Невского проспекта».               **3


**1 Из народной песни
**2
За Ринальди и Трезини,и за  ВАллен Деламотом,
за Леблоном и Растрелли ,и за Шлютером с Микетти 
в трудах праведных да с потом,
появились  как бы дети:
Земцев, Старов ,Воронихин,
Фельтен, Квасов, Бенуа,
а потом  et setera

Европейцы
Кваренги ,Руска , Жако

Россияне , в том числе нерусского происхождения
Ефимов ,Кокоринов,  Штакеншнейдер,
 Горностаев,Иванов, Сюзор, Барановский,
Лидваль  Перетяткович,Железевич,Фомин

Скульпторы
Орловский , Мартос  ,Пименов , Микешин, Клодт ,
Демут- Малиновский, Опекушин, Алымов, Козенюк, Чаркин

**3  Н.В. Гоголь  .  Невский проспект

33***

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДОЖДИК

Не спеша иду-шагаю,
дождик не мешает мне,
я по городу гуляю,
капли капают везде.

Он рассказывает сказку,
добрую о чем то небыль,
и окрасил серой краской
дома, улицы и небо.

Мысли я перебираю,
как гитарную струну-
всё вокруг напоминает
близкое и старину.

Капли с лужицей играют,
увлекает их игра,
мысли лёгкие витают,
под мелодию дождя

Дождик сеет деликатно.
Под дождём туманна даль..
Исчезают сами как то
и забота и печаль.




   






   


Рецензии
Полностью пресоедин,юсь, восхищаюсь пишу и наслаждаюсь
Петр, Питер - виват!

Галина Молокоедова6   26.05.2022 20:00     Заявить о нарушении
Большое спасибо.
С уважением, Валерий Хоптяр

Валерий Хоптяр   26.05.2022 21:58   Заявить о нарушении