552. Без комментариев

  Пикассо
Что,картина прекрасна — в этом нет никаких сомнений.
Многочисленные эксперты никак не могут прийти к общему мнению, как правильно должна быть расположена картина, они вертят её на своем воображении и так и сяк... А ведь Пикассо мог просто добавить условный такелажный знак «ВЕРХ ТАМ» со стрелкой, чтобы положить конец бесконечным спорам искусствоведов.
Ясно одно: на картине определённо изображена женщина. На это указывает длинная тёмная шея без каких-либо признаков кадыка. Но в данном случае мы, скорее всего, имеем дело с упрощённым и наиболее распространённым вариантом женщины — 60-90.
Пабло Пикассо обожал женщин, и это видно в каждом с любовью прорисованном щупальце.
Картина «Лежащая обнажённая» относится к так называемому «головоногому» периоду творчества Пикассо. В 1931 году Пабло переехал жить во французский Октопусьен, где начал активно есть и рисовать морепродукты, что несомненно повлияло и на его портретные работы.
Сказать по правде, Пикассо никогда не везло с натурщицами. Красивые женщины стоили баснословно дорого, и художнику приходилось рисовать тех, с кем он жил. Вот и в этот раз вышло так же. Пабло долго искал натурщицу, соответствующую замыслу. Он обнаружил её у себя дома, лежащую на столе в позе, которую художник себе даже представить не мог. Пикассо не был бы Пикассо, если бы тут же, на столе, не стал её энергично и талантливо рисовать.
Звали девушку Мария-Тереза Вальтер. Пожалуй, такой мы её и запомним.
Поражает томная нега, которую излучают глаза лежащей обнажённой. Впрочем, глаза на поверку оказываются не менее выразительными грудями.
Гениальным в своей простоте художественным приемом Пикассо воплотил в жизнь стародавнюю мечту зрителя-мужчины — смотреть на грудь женщины и в её глаза одновременно.
Сделаем над собой усилие и попытаемся отвлечься от этих удивлённых, чуть навыкате, грудей девушки и обратим внимание, например, на её раскосые руки. Да, кажется, мы можем их так называть. Так вот, правая, видимо, рука (так утверждают эксперты) немного опухла от долгого возлежания в одной позе. Но она не стала от этого менее изящной, не посинела, оставшись, как и прежде, жёлтой, и лишь немного сделалась толще...
Любопытно, что многие эксперты, если достаточно долго смотрят на картину, начинают усматривать в ней иллюстрацию библейского сюжета: танцовщица Саломея с выпученными от ужаса глазами держит в руках голову Иоанна Крестителя.
Впрочем, мы слишком отвлеклись от груди. А тем временем она, эта грудь, с недоумением, не моргая, пристально смотрит на художника. В свою очередь художник с вожделением таращится на грудь. «Мария-Тереза не только умна, но и грудь!» — слышим мы сладострастный шёпот мастера из далёкого 1932 года...
Однако страсть страстью, но примерно в это же время в отношениях Пикассо и -Терезы уже что-то начинает идти наперекосяк. Этот перекосяк не мог не найти отражения в картине. Не случайно, что сразу после написания своего полотна художник начинает смотреть на свою возлюбленную как-то по-новому, совсем другими глазами, что ли. Забегая вперёд, сообщим, что уже через месяц после окончания работы он, Пабло, и вовсе её разлюбил, что, впрочем, и не удивительно...
Теперь становится понятно, отчего художник так явно пренебрегает достоверностью. Ему безразлично количество пальцев на конечностях, да и вообще их наличие. Своим полотном он передаёт настроение. Чёткими кривыми линиями он заставляет нас задуматься: что такое есть женщина? Что у неё где? И вообще — настолько ли прекрасны женщины, которых мы порой слепо обожаем и превозносим.
Пабло Пикассо. В чем уникальность его картин
35 комментариев / От Оксана Копенкина / 01.02.2020
Официально Пабло Пикассо считается гением и пророком XX века.
Но не все с этим согласны. Есть противоположное мнение — Пикассо умелый провокатор и манипулятор. И вот какие аргументы при этом приводят.
Пикассо же ничего нового не придумал! Мы видим африканские маски в его «Женщине в шляпе».
 Пабло Пикассо. Женщина в шляпе (Ольга). 1936. Picassolive.ru.
А ещё влияние Энгра, классициста начала XIX века, в портрете Ольги Хохловой.
 Пабло Пикассо. Портрет Ольги Хохловой. 1917. Музей Пикассо, Париж. Artchive.ru.
То есть он брал уже придуманное другими, «перемешивал» ингредиенты и выдавал полученное «зелье» за своё. Наглец!
Еще Пикассо прыгал от одного стиля к другому со скоростью строптивой белки. Сегодня — он кубист. Завтра — классик. А послезавтра — о ужас, сюрреалист.
Он готов на все, лишь бы эпатировать публику и зарабатывать на этом. Манипулятор!
С такой же скоростью Пикассо менял и женщин.
Однажды он завёл мартышку, а надоевшую любовницу выставил вон. Ей не хватило места в квартире.
Его дети едва сводили концы с концами, а в то же время художник покупал очередной шикарный дом.
Он явно рисовал только ради наживы, а не по велению сердца. Циник!
Сильные аргументы, согласитесь. Но есть и контраргументы.
Пикассо никогда не скрывал, что берет за основу уже изобретённое до него и вылепливает из этого нечто самобытное. Этим «грешили» все художники.
Импрессионисты оглядывались на Ватто. Ватто на Рубенса. Рубенс на Тициана. Тициан на Рафаэля. Рафаэль на Леонардо…
Да, Пикассо, конечно, можно назвать художником-хамелеоном. Он не боялся экспериментировать. Посмотрите на  его работы. Их как будто создали разные художники.
 Картины Пабло Пикассо. Слева: Пьяная уставшая женщина. 1902. Pablo-Ruiz-Picasso.ru. Слева: Портрет Доры Маар. 1937. Picassolive.ru.
Но по поводу меркантильного расчета я бы поспорила: когда все распробовали кубизм и требовали от Пикассо лоскутных работ, он вдруг резко ударился в… классику.
 Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1910. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. arts-museum.ru.
Все чуть ли не в обморок попадали от такого поворота событий. Вместо того, чтобы грести деньги лопатой, он вернулся в XIX век! Какой же это расчёт?
Что же касается причуд Пикассо. Гениальность и характер не коррелируют. И тому есть много примеров.
Караваджо был драчуном и даже человека убил. Тем не менее он один из величайших художников.
Эдгар Дега был мизантропом. Рассорился со всеми с кем только можно. Но это не помешало ему остаться в веках.
Так что заведение мартышек и шикарных домов — цветочки по сравнению с другими гениями.
Что же касается выставленной из дома любовницы… Понятно, что мартышка — лишь повод наконец-то расстаться с женщиной, в которую уже больше не влюблён.
Но вот что интересно. Многие гении-пророки, которые умели заглядывать в будущее, редко получали признание своих современников.
Пикассо же достиг громкой славы при жизни. Его работы покупали именитые музеи, уже не говоря о частных коллекционерах.
Думаю, здесь стоит сказать «спасибо» XX веку. Публика привыкла к эпатажу. И любое новшество скорее приветствовалось, а не отвергалось.
Пикассо посчастливилось родиться в удачное время для реализации своего гигантского таланта.
Как понять картины Пикассо
А теперь главный вопрос: как же понять работы Пикассо.
Пикассо виртуозно издевался над формой.
Сначала он деликатно вытягивал ее в своём Голубом периоде.
 Пабло Пикассо. Две сестры. 1902. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.
Потом осмелел и начал дробить ее в коллажах и кубизме.
Затем надувал женщин, как воздушные шарики.
А ещё разбивал на мелкие осколки и «склеивал» их кое-как.
 Пабло Пикассо. Плачущая женщина (Дора Маар). 1937. Музей Пикассо, Париж. Artchive.ru.
Мы недоуменно смотрим на то, как форму и линию искажают и рушат каноны классического искусства. И пытаемся понять, за что же он так!
Но все это Пикассо делал с одной целью. Чтобы показать СУТЬ вещи или человека, а не их ИЗОБРАЖЕНИЕ.
Я попробую это объяснить на примере двух его работ.
1. Груша, 1914.
 Пабло Пикассо. Композиция с разрезанной грушей. 1914. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.
На картине «Натюрморт с разрезанной грушей» мы НЕ видим изображение груши. Но мы видим кусочки холста в крапинку, и мы вспоминаем о подобной текстуре грушевой мякоти. Нежный бежевый и коричневый тоже ассоциируются с грушей. Уже не говоря о характерной дуге.
Все эти обрывки образа груши вызывают у нас не только зрительное воспоминание о груше, но и о ее вкусе, и том, какая она на ощупь.
Художник запускает в нашем мозгу цепочку ассоциаций, и вот ОН – полнокровный образ Груши.
2. Сон, 1932.
 Пабло Пикассо. Сон. 1932. Частная коллекция. Ru.wikipedia.org.
Во время изматывающего брака с Ольгой Хохловой Пикассо случайно встретил юную Марию-Терезу.
Он, конечно, писал ее. Лицо в стиле кубизма – показано одновременно с двух точек зрения, и в профиль, и анфас. Это прямое указание на двойственную природу этой женщины.
Пикассо показывает нам, что чувственность и мягкость преобладали в этой женщине. Поэтому в целом образ соткан из плавных и округлых линий.
Но при этом в ней была заложена вторая сторона. Физически она была слегка мужеподобна, с узкими бёдрами и широкими плечами. И эту часть художник нам тоже показывает.
Мария-Тереза вся как бы разделена на две части. Одна часть с приоткрытой грудью, другая – как будто плоская. Одна – розового оттенка, другая – холодного бледно-желтого.
Да и фон двоякий. Слева – мужские полоски, справа – женские цветочки.
Вот такой вот Инь и Янь по-пикассовски.
 Андрей Аллахвердов. Пабло Пикассо. 2020. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com
).
Как мне кажется, у Пикассо получилось показать самую большую фигу Ее Величеству Фотографии. Ведь фотография может передать любое изображение. А вот суть вещи – едва ли. Зато это может Живопись и Пикассо.
Читайте также о шедеврах художника:
Любительница абсента
Девочка на шаре
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Автор: Оксана Копенкина
Похожее
«Любительница абсента». Картина Пикассо об одиночестве
«Девочка на шаре» Пикассо. О чем рассказывает картина?
Фаюмские портреты. Начало всех начал
мотри на проза.РУ


Рецензии
писал он женщин
а где же дети
да детей не узнать
=====================
Мой добрый привет!

Юрий Атман   22.05.2022 23:41     Заявить о нарушении