Frisson Концерт Мацуева

  А вчера в Концертном зале, на Маяковской, играл Мацуев.
Перед началом Шуберта он вроде бы вздохнул поглубже, будто впереди дорога, и зал затих..
Его руки над роялем какое-то мгновение словно примерялись к звуку..И в этом всем мне вспомнился короткий летний дождь, и тот момент ,что ощущаешь внезапно аромат чудесных летних трав. Так и вчера весь воздух начал наполняться звуком, и руки пианиста побежали все быстрее и быстрее. Будто
разгоняли, заводили невидимый какой-то механизм,
Его души и сердца. И еще...его свободы.

На зал сошла не полная,но тишина..
Не так ,как это до сих пор бывало.
Тихий шелест , будто тысячи читающихся книг. Мерный шорох,вот так звучит прибой во время штиля.
 Как-будто океан задумался,затих.
Мгновение в конце экспромта, рука ,взлетевшая наверх, и ...
Взрыв аплодисментов. Браво.
 
Мацуев подскочил из-за рояля, словно в нем пружина ,всем поклонился и ушел. Он уходил так после каждого произведения. И это задавало какой-то новый темп и штрих. С каждым разом, все озорнее шел ,задорней расправлял он плечи, и снова уходил со сцены за кулисы. И вдруг в какой-то следующий момент, там  , за кулисой, его мальчишески счастливый, нога к ноге, прыжок.
И на балконе, что напротив, застыв от изумленья, те, кто это лицезрел ,вдруг улыбнулись,И стало вдруг светло, тепло, забылись все тревоги и невзгоды.

  Потом антракт, партер, рояль вблизи.

  К Рахманинову* вдруг Мацуев зазвучал уже иначе. Мурашками по телу зрительного зала. Слезой, сошедшей по щекам. И вечностью момента, который не хотелось завершать. И я не знаю слов, чтоб описать. Величие его , как Личности, как Музыканта.Гений. Мне показалось, он исчез. Как-будто бы рояль играл сам по себе.Как-будто бы Рахманинов сошел к нам в темноте и сам играл, и слушал вместе с нами... Как-будто пианист с роялем стали чем-то неразрывно мощным, целым...

  И вместо браво, бис, из зала кто-то произнес простое русское спасибо.  И это все объединило зал и пианиста в навсегда .Потом еще-еще Мацуев выходил и выходил на сцену, и это длилось вечно, все играл-играл на бис.Но та последняя импровизация в его руках....
Нет слов. Все это нужно видеть наяву и слышать.
 
20 мая 2022года
КЗ им.Чайковского
*Рахманинов
Этюд-картина ля минор, соч. 39 № 2

**frisson в переводе "трепет", мурашки в момент прослушивания музыки


Рецензии