Спорить с Бисмарком

               
                Из цикла «Сборные спорные мысли»

Всемирный исторический процесс однозначно идёт в направлении от крупных движений в сторону мелкой моторики.

Весь наш жизненный опыт учит нас, что чаще всего «Post hoc non ergo propter hoc». Однако история принуждает нас верить в обратное, даже если очевидность абсурдна и абсурд происходящего очевиден.

Всемирная история – это совпадение даже не противоположностей, а событий несовместимых, немыслимых друг рядом с другом. Как их можно совместить? Правильно! – только поставив последовательно во времени, а именно, одно после другого.

Всемирная история – это цепочка уже совершившихся чрезвычайно маловероятных событий, а также абсолютно невероятным образом наступившее настоящее, в котором сидишь ты – вероятно, совершенно ошалевший от невозможности понять и принять всё это и, тем не менее, устойчиво видящий перед собой полстакана кефира на столе и давнишнее пятно от краски на привычной слегка покривившейся трубе отопления.

Мировая история в значительной степени движется отдельными личностями, подготавливающими наступление тех или иных событий, обеспечивающих их протекание и максимально выжимающих их исторический сок. Между прочим, великий Бисмарк, разумеется, не без некоторой доли политического кокетства, отрицал своё значимое участие в этом процессе: «Мы не можем, господа, ни игнорировать историю прошлого, ни творить будущее. Мне хотелось бы предохранить вас от того заблуждения, благодаря которому люди переводят вперёд свои часы, воображая, что этим они ускоряют течение времени. Обыкновенно очень преувеличивают моё влияние на те события, на которые я опирался, но всё-таки никому не придёт в голову требовать от меня, чтобы я делал историю. Это было бы невозможно для меня даже в соединении с вами, хотя, соединившись вместе, мы могли бы сопротивляться целому миру. Но мы не можем делать историю; мы должны ожидать, пока она сделается. Мы не ускорим созревания плодов тем, что поставим под них лампу; а если мы будем срывать их незрелыми, то только помешаем их росту и испортим их…» (из речи в рейхстаге 16 апреля 1869 года)

Какую роль в истории сыграл воин, который отразил со своим десятком небольшой отряд врага, из-за которого побежала целая вражеская сотня, развернулась тысяча и отступила вся армия? Конечно – никакую! Победа всё равно ведь приписана главнокомандующему.

Действительно, если макроисторию способен заметно изменить отдельный чрезвычайно активный представитель рода человеческого, то нетрудно представить, сколь внушительны масштабы перемен там, где действуют согласованно сотни тысяч, миллионы людей – синхронно, когерентно и целенаправленно, создавая нужный резонанс. Не только великие завоевания делались подобным образом, но и великие вопросы нашей жизни смогут быть решены именно так, например, отказ от той или иной пагубной привычки (табака, алкоголя).

Меня всегда, сколько себя помню, волновал вопрос, который я неизменно задаю попам всех конфессий: согласно догматике основных религий человек обладает свободой воли (с этим даже наука спорить не станет), в таком случае Творец не является всемогущим существом, но лишь зрителем, соглядатаем. И первородный грех, и многое чего ещё летит ко всем чертям! От этой гносеологической схоластики волосы на голове начинают шевелиться... Тут поневоле станешь атеистом!

Каждый уважающий себя человек должен начинать жить с самого детства и постепенно становиться взрослым, а не перескакивать и не метаться по возрастам.

В настоящее время люди смеются над теми, кто все ещё стыдится того, чего стыдились раньше. Я жду нового Ницше, который посмеётся над бесстыдством нынешнего человека.

Если норма выйдет из моды и станет историей, то человек (по законам истории) уже никогда не вернётся ни к какой норме.

После того, как вульгаризировали латынь, уже ничему антикультурному не удивляешься: ни релятивизму в морали, ни поруганию божественного в человеке, ни обсценным сценам нашей повседневности, ни трансгендерности и любой другой трансовости, ни фальсификации истины и клевете на неё. И мы с вами сегодняшние есть лишь позднейшие жертвы той самой вульгаризации изначальной латыни.

Новое может быть хорошо забытым старым, а может быть плохо выученным уроком. Но хуже всего, когда новое – это продукт коллективного склероза, коллективной деменции или коллективного, простите, Альцгеймера...

Идеи имеют тенденцию искажаться во времени и в пространстве – от человека к человеку и даже от человека к самому себе. Хочу верить, что с идеями (с хорошими идеями) можно поступить как со свежезамороженным мясом – положить в камеру и разморозить через n лет. И не одну идею, а многие, причём каждую – множество раз через некоторые промежутки времени.

Человек, который не дожил до 50-ти лет, вряд ли доживёт до 60-ти, а вот пережить столетия ещё сможет.

Время портит всё: свежие и несвежие продукты, шкуры мамонтов, кости динозавров,  цвет женской кожи, сталь самурайского меча, шедевры прошлого и надежды будущего, отношения между людьми и народами, отношение к самому себе и своей жизни, веру Бога в человека и наоборот, да и много чего ещё. Скажите, историки, чего не в силах испортить время?..


Рецензии
Сборные, спорные мысли (поставлю их через запятую ввиду того,что они неоднородны по своей сути) меня впечатлили, Игорь.Приятно, что это вас занимает.В унисон изложенному Сократ как-то изрек:"Неисследованная жизнь не стоит того,чтобы ею жить". Ваши же познания и рассуждения,мысли свидетельствуют о творческом поиске. И немного критики:время не может испортить несвежие продукты,ибо они уже испорчены т.е. утратили свою потребительскую стоимость. Успехов. При сём с уважением Ф.Г.А.

Григорий Филипенко   12.06.2022 20:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.