образование и просвещение. ч. III

Примечательно, что в советских картинах мне не встречались книги по философии, мифологии, социологии, психологии (в частности, описывающие методики воздействия на массы и толпу). Книги, научающие разсуждать, анализировать, сопоставлять, выявлять тенденции и закономерности, когнитивные и поведенческие стереотипы, технологии манипуляции, используемые системой, безотносительно идеологии и политического строя - в СССР или не были переведены, или содержались в "спецхранах", доступ к которым предоставлялся всё той же интеллигентщине. Несмотря на декларируемое социализмом "равенство" - полностью повторявшее максиму из оруэлловской повести-притчи "Скотный двор" - советская общность всё же была одной из самых читающих в мiре. Правда, "отеческая забота партии" не допускала "многих знаний" - "умножающих", как известно, "многие скорби" - которые могут стать непреодолимым препятствием на пути к построению коммунистического будущего, в достижение которого не верила, в первую очередь, сама партия. Поэтому образование советских граждан не только не предотвратило развал СССР, но, на мой взгляд, явилось одной из главных причин "крупнейшей геополитической катастрофы XX века". Образованные советские граждане оказались наивными детьми, легко поддающимися на ложь, посулы, соблазны; не видя, не различая, не понимая последствия того, во что их вовлекают. Образованные советские граждане закономерно пополняли ряды "внимающих установкам"/"заряжающих воду", становились "адептами" тоталитарных сект и массово оказывались обманутыми финансовыми махинациями частных лиц ("пирамиды") и тем же государством ("приватизация") в лице бывших "членов партии". Тех, кого позже назовут "предателями" - были порождением лжи и лицемерия социалистической идеологии, последователи которой не могли не понимать бесперспективность противостояния капитализму, с его частными правами и свободами (я далёк от идеализации западных ценностей), а не казарменным коллективизмом, с его индивидуальностью, а не массовой уравниловкой, но главное - с его действительными "материальными благами", а не казённой социалистической продукцией. Впрочем, "вкусив запретный плод капитализма" и "открыв глаза" советские граждане с ужасом увидели подноготную "свободы и гласности", едва прикрываемые "рукой рынка", тут же позабыв, как с таким же ужасом видели подноготную "свободы, равенства, братства" и решив, что негоже было менять одну иллюзию на другую, тем более - за такую цену. Советские граждане, преисполнившись социалистической решимости, взялись за активную агитационную работу, предавая уничтожительной критике подлость и коварство треклятого Запада, который послужил причиной их изгнания из коммунистического рая, возвращение куда обусловлено только и исключительно воспитанием и образованием. Первым достаточно необходимо общим делом должен стать возврат "советских учебных пособий, школьных программ и методик образования", которые существовали в СССР, благо, что дефицита в "неравнодушных гражданах", спекулирующих на ностальгии по "золотому времени", не наблюдается. Вторым достаточно необходимо общим делом будет разделение книг на "идеологически выдержанные" и все остальные, подлежащие содержанию в спецхранах либо уничтожению. Третье достаточно необходимо общее дело предусмотривает изъятие из школьной программы произведений г-на Солженицына, как символа "компрадорского путинского олигархического режима".

При всём отрицательном отношении ко лживому " Архипелагу ГУЛАГ", мне претит "уравниловка" всех произведений г-на Солженицына, тем более, основанная не на прочтении, а на оценке личности автора, которую распространяют на остальные его работы, к примеру, эссе "Образованщина", опубликованное в сборнике "Из-под глыб" в 1977 году. Помимо, собственно, окказионализма - "образованщина" - г-н Солженицын, ссылаясь на Толковый Словарь Живаго Великорусского Языка, проводит подчёркнутое различие между образованием и просвещением:

"Так, никогда не получив четкого определения интеллигенции, мы как будто и перестали нуждаться в нем. Под этим словом понимается в нашей стране теперь весь образованный слой, все, кто получил образование выше семи классов школы. По словарю Даля образовать в отличие от просвещать означает: придать лишь наружный лоск. Хотя и этот лоск у нас довольно третьего качества, в духе русского языка и верно по смыслу будет: сей образованный слой, всё то, что самозванно или опрометчиво зовется сейчас „интеллигенцией", называть ОБРАЗОВАНЩИНОЙ"(1).

Определение слов образованность и образование по В. И. Далю: "... образованность, состоянье образованного, просвещенье, или || внешний лоск, образованный прч. стрд., сделанный, сложенный или составленный; || изображённый"(2), даёт исчерпывающее объяснение того, почему образованных советских граждан так легко обманули, подменив ценности, одновременно внушив, что это самостоятельный их выбор. Иное - человек просвещенный, которого обмануть гораздо сложнее, если вообще возможно. При этом, важно не только значение, но чувство слова, и сказать образованщина - образование представляется мне наростом, опухолью, подчас не всегда доброкачественной - для меня не то же, что сказать просвещенщина.

Сделанный, сложенный, составленный, изображённый - "качества" человека служебного, "составление" которого находится в прямой зависимости от "базиса" - общественно-политической формации, с соответствующей этой формации идеологией. Отсутствие внутренней цельности в человеке составленном приводит к фрагментарным мышлению и мiровоззрению, которые всецело подчиняются "бытию, определяющему сознание". Впрочем, советским гражданам, занятым грандиозным планом установления диктатуры пролетариата, не до таких мелочей как дефиниции и полисемия слова образование: они предвкушают возвращение в "коммунистический Эдем", где всё будет по-старому: "детские" беззаботность и безмятежность, а с ними всё те же этатизм, инфантильность, неспособность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, перекладывание ответственности на государство, наделяемое родительскими функциями, которое должно обеспечивать и воспитывать своих отпрысков, с ужасом отвергающих этап взросления, чтобы, остановившись в развитии, остаться в своей "детскости" навечно, сочетая тотальную внушаемость и беспрекословное подчинение государству с одновременной склонностью к отцеубийству. Неспособность учиться на собственных ошибках - усугубленная псевдореминисценциями - создаёт предпосылки для новой революции - где revolutio - не поворот, или переворот, но возвращение(3) к "начальной точке" - а значит, новых образованных, а значит, новых тёмных веков, с их нищетой (не только духовной) и безпросветным невежеством.

06.05.2022

(1) "Из-под глыб. Сборник статей". YMCA-PRESS 11. rue de la Montagne Ste Genevi;ve, Paris 5*. стр. 228.

(2) "Толковый Словарь Живаго Великорусского Языка Владимира Даля. Том II. И-О". Издательство книгопродавца-типографа М. О. Вольфа. 1881 год. стр. 633.

(3) Предполагая возможный вопрос о возвращении в "застойные времена" брежневской эпохи относительного изобилия, отвечу, что возвращение в начало не зависит от желаний и чаяний советских граждан, поскольку исторически закономерно возврат придётся на "точку отсчёта" новой старой эпохи и всех сопутствующих революции черт: террора, Гражданской войны, голода, мора, доносительства, механического спрессовывания индивидуального в массовое. Никакой "натуральной колбасы за 2.20" прежде лагерной баланды. Могут возразить, что "Советский Союз - пик развития человеческой цивилизации", в техническом плане - причём только в ВПК - возможно, но а) сложно представить "пик развития человеческой цивилизации" таким кратковременным даже в масштабе предъидущих технологических укладов, б) насколько поверхностным был цивилизационный "налёт" можно судить по людям в конце 80-х, начале 90-х годов. Так что говорить о "развитии" - как технологическом, так и человеческом - не приходится.


Рецензии