образование и просвещение. ч. III
При всём отрицательном отношении ко лживому " Архипелагу ГУЛАГ", мне претит "уравниловка" всех произведений г-на Солженицына, тем более, основанная не на прочтении, а на оценке личности автора, которую распространяют на остальные его работы, к примеру, эссе "Образованщина", опубликованное в сборнике "Из-под глыб" в 1977 году. Помимо, собственно, окказионализма - "образованщина" - г-н Солженицын, ссылаясь на Толковый Словарь Живаго Великорусского Языка, проводит подчёркнутое различие между образованием и просвещением:
"Так, никогда не получив четкого определения интеллигенции, мы как будто и перестали нуждаться в нем. Под этим словом понимается в нашей стране теперь весь образованный слой, все, кто получил образование выше семи классов школы. По словарю Даля образовать в отличие от просвещать означает: придать лишь наружный лоск. Хотя и этот лоск у нас довольно третьего качества, в духе русского языка и верно по смыслу будет: сей образованный слой, всё то, что самозванно или опрометчиво зовется сейчас „интеллигенцией", называть ОБРАЗОВАНЩИНОЙ"(1).
Определение слов образованность и образование по В. И. Далю: "... образованность, состоянье образованного, просвещенье, или || внешний лоск, образованный прч. стрд., сделанный, сложенный или составленный; || изображённый"(2), даёт исчерпывающее объяснение того, почему образованных советских граждан так легко обманули, подменив ценности, одновременно внушив, что это самостоятельный их выбор. Иное - человек просвещенный, которого обмануть гораздо сложнее, если вообще возможно. При этом, важно не только значение, но чувство слова, и сказать образованщина - образование представляется мне наростом, опухолью, подчас не всегда доброкачественной - для меня не то же, что сказать просвещенщина.
Сделанный, сложенный, составленный, изображённый - "качества" человека служебного, "составление" которого находится в прямой зависимости от "базиса" - общественно-политической формации, с соответствующей этой формации идеологией. Отсутствие внутренней цельности в человеке составленном приводит к фрагментарным мышлению и мiровоззрению, которые всецело подчиняются "бытию, определяющему сознание". Впрочем, советским гражданам, занятым грандиозным планом установления диктатуры пролетариата, не до таких мелочей как дефиниции и полисемия слова образование: они предвкушают возвращение в "коммунистический Эдем", где всё будет по-старому: "детские" беззаботность и безмятежность, а с ними всё те же этатизм, инфантильность, неспособность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, перекладывание ответственности на государство, наделяемое родительскими функциями, которое должно обеспечивать и воспитывать своих отпрысков, с ужасом отвергающих этап взросления, чтобы, остановившись в развитии, остаться в своей "детскости" навечно, сочетая тотальную внушаемость и беспрекословное подчинение государству с одновременной склонностью к отцеубийству. Неспособность учиться на собственных ошибках - усугубленная псевдореминисценциями - создаёт предпосылки для новой революции - где revolutio - не поворот, или переворот, но возвращение(3) к "начальной точке" - а значит, новых образованных, а значит, новых тёмных веков, с их нищетой (не только духовной) и безпросветным невежеством.
06.05.2022
(1) "Из-под глыб. Сборник статей". YMCA-PRESS 11. rue de la Montagne Ste Genevi;ve, Paris 5*. стр. 228.
(2) "Толковый Словарь Живаго Великорусского Языка Владимира Даля. Том II. И-О". Издательство книгопродавца-типографа М. О. Вольфа. 1881 год. стр. 633.
(3) Предполагая возможный вопрос о возвращении в "застойные времена" брежневской эпохи относительного изобилия, отвечу, что возвращение в начало не зависит от желаний и чаяний советских граждан, поскольку исторически закономерно возврат придётся на "точку отсчёта" новой старой эпохи и всех сопутствующих революции черт: террора, Гражданской войны, голода, мора, доносительства, механического спрессовывания индивидуального в массовое. Никакой "натуральной колбасы за 2.20" прежде лагерной баланды. Могут возразить, что "Советский Союз - пик развития человеческой цивилизации", в техническом плане - причём только в ВПК - возможно, но а) сложно представить "пик развития человеческой цивилизации" таким кратковременным даже в масштабе предъидущих технологических укладов, б) насколько поверхностным был цивилизационный "налёт" можно судить по людям в конце 80-х, начале 90-х годов. Так что говорить о "развитии" - как технологическом, так и человеческом - не приходится.
Свидетельство о публикации №122052001828