Вечерняя беседа 23. 04. 2021

«Ну что, как денек? (Алеся: «Хороший денечек».) Хороший? (Алеся: «Да, Натаха, правда, ВПР на 4 написала по окружающему миру… Ну…» Наташа: «У меня будет пять». Алеся: «Я рассчитываю на пятерку». Наташа: «Мам, там было очень сложно… Алеся: «Нам такое задание досталось – там был нарисован краник, из него течет вода, и он был зачеркнут. Вот что бы ты сказал? Что это может быть? Нарисован кран с водой, вытекает капелька, и он зачеркнут».) Что надо починить кран у нас на кухне. (Громкий смех супруги. «Эдя! Я всё сделала для этого!..» Наташа: «Я написала – «жидкие отходы не выливать». Маруся: «Нет!.. Я думаю, что это – «не тратить воду»… Алеся: «Ну конечно… «Не пить воду из-под крана», - оказывается. Ты представляешь?) Не пить воду из-под крана?.. (Алеся: «Ну почему у вас так научила?..» Маруся: «Я бы еще нарисовала ребенка, который лакает из-под крана вот так: э!..» Алеся: «Тогда было бы понятно…») А как у Сони дела обстоят? (Алеся: «Соня переживает»…) Нормально? (Алеся: «Трудилась весь день…») Трудилась? (Алеся: «Она, можно сказать, победитель и чемпион в этот день…») Может, она сама пару слов скажет? (Алеся: «Сонечка, расскажи пару слов о своём дне… Всё было хорошо… И ты ни на что не претендуешь?.. Нет?..» - Соня: «Ни на что не претендую». – Алеся: «У нас уже твоя фраза вошла в обиход – что мы ни на что уже не претендуем»…) Но это не совсем правильная фраза… В ней звучит вот это слово «я» нехорошее… Которое как раз тебя травмирует. Хорошо бы не отделять себя, вообще, от родителей. От братьев и сестер… Я так думаю, Соня, что ты получишь облегчение в своих ощущениях только тогда, когда… Короче, посвятишь свою жизнь кому-то ещё. Когда сама будешь вынуждена заботиться о муже, о детях… (Алеся: «Наверное, так с каждым бывает…) Но чтобы это случилось – это всё не так просто… - чтобы это случилось, нужно как-то сердце своё открыть. Нужно молиться Богу. (Вздыхаю.) Нужно быть милой. Ну, конечно, всё это большая очень тайна… Вообще, всё, что с нами происходит в этой жизни – это лучшее, что с нами может произойти. Лучшее. (Алеся: «Это точно. Я тоже так считаю».) Бог, который есть Любовь, Он устраивает всё самое лучшее. (Алеся: «Да».) Что может случиться с нами. (Алеся: «Это не означает самое лёгкое».) И какая бы ни была наша жизнь, она не… и мы сами – это не устраняет благого совершенного Бога. Который единственный настоящий Хозяин в происходящем. И все наши страдания, и мраки, и тяготы – они не могут перевесить великой тайны блаженной Божиего бытия. Вот я в это верю и буду всё время это говорить. Всегда. Вот какие бы вы ни видели ужасы, и страхования, и несправедливости, и горести – это всё НИЧТО, в сравнении с тем, что Господь нам уготовал, что нас ждёт!.. И что каждый из нас чувствовал, когда был маленький!.. Мы забыли… Те чувства, которые мы испытывали, когда мультфильмы смотрели, когда книжки детские читали, когда с родителями общались, маленькие… Кто помнит, какие сказочные ощущения были? Вот совсем маленькие – пять лет, там, четыре года… Ещё меньше… Ну, может, и в шесть. Кто помнит? Как всё казалось тайной!.. Никто? Никто даже не может со мной это обсудить. Ну что вы, действительно такие тупые?.. Все.. (Алеся: «Так!») А? (Алеся: «Папочка! Фи! У нас в семье так не выражаются! Не выражаются! У нас в семье так никогда! (Голос приближается. Смеюсь.) Это совершенно случайно случилось! (Очень смеюсь.) Папочка очень добрый, мягкий и любящий человек, ничего не подумайте такого…) Господа слушатели… (Со смехом. Алеся: «Ку-ку».) Ку-ку… (Алеся: «Читай Евангелие нам, папочка…») Ну. Мой вопрос повис в воздухе! (Алеся: «Какой? Повтори ещё раз. (Смеётся.) Я чего-то пропустила!..» Таинственность жизни. (Алеся: «А».) Таинственность, и великие, блаженные, сказочные тайны, стоящие за самыми простыми обыденностями!.. Каждый малыш воспринимает это! Я не поверю, если у вас этого не было. Я в это не поверю! (Алеся: «Ну, папочка, чего ты от них хочешь?») Каждый малыш – он стихийно верующий человечек. Поэтому малыши всё так легко понимают, что в Церкви происходит – веру на лету схватывают, сразу! Сонь! Я правильно говорю? А Сонь? Правильно? А потом что-то происходит. Что? Человек немножечко вырастает, ему кажется, что то, что он был маленький – теперь это прошло, «теперь я взрослый». Родители остались в детстве, Церковь осталась в детстве, любовь осталась в детстве – вот так с Настей случилось, опять, не к ночи помянута… (Алеся: «Да. Не надо. (С насмешкой.) К ночи. Ни дня без воспоминаний… (Смеется.)».) А на самом деле, дети – они прозорливые, дети видят всё правильно! И великое искусство жизни заключается в том, чтобы сохранить вот это детское восприятие на всю жизнь. С одной стороны, вырасти, стать взрослым и сильным, ответственным и умным, а с другой стороны – не потерять вот эту детскую прозорливость, идущую от чистоты сердца. Всё правильно ребёночек воспринимает! И Церковь, и батюшку, и таинства, и молитву – всё совершенно верно – вот, Серафимчик… Это на всю жизнь нужно сохранить. Почему Господь сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное?» Верующий человек, по-настоящему, - это дитё. Это вечное дитё, не инфантил, он может быть очень серьёзным, ответственным и надежным человеком, но по отношению к Богу и к другим людям он сохраняет эту детскость, которая есть жизнь! Это просто жизнь! Дети – они живые. А потом уже они заражаются больным этим миром, понимаете? И утрачивают жизнь, заражаются грехом! Эта жизнь из них уходит, они покрываются такой чёрствой коростой, корочкой такой, безчувствия. Это то, что с тобой, Соня, произошло. Эту корочку надо пробить. И потому Господь и попускает тяжёлые очень скорби. Чтобы эту корочку пробить, чтобы человек сокрушился, чтобы он снова вспомнил, каким он был маленьким. Но зачем? Зачем это – заставлять Бога причинять нам боль? А своей гордостью мы именно это делаем. Мы своей гордостью заставляем Его причинять нам боль. Я говорил уже, что Бог гордость не терпит. Он не оставляет без вразумления гордого человека. Гордость – это вот нечто такое, что ни в какие ворота не лезет. И вы сами в своё время увидите это. Гордость – нестерпима! Это такое уродство, которое невозможно вынести – когда это в своих собственных детях увидите… И именно это я не вынес в Насте и Коле. Именно это меня очень волнует в тебе, Соня! Очень волнует! (Алеся: «Не волнуйся, папочка. Доунт вори».) Слышишь, Соня? (Алеся: «Доунт вори».) А, Соня? Это причина твоих бед. (Молчание.) Соня, а шла бы ты отсюдова, а? А, Соня? Шла бы ты отсюдова!.. А ещё лучше – собирай вещи и уезжай в Чертаново. А, Соня? (Молчание. Вздыхаю.) Эта болезнь, Алеся, она называется одним словом. Не хочу говорить, каким. (От Луки святое благовествование. Читаю.)
(«Яко всяк возносяйся смирится и смиряяйся вознесется»). Вот видите, Евангелие сразу же откликнулось. Вот, Маруся, ты здесь осталась старшей. Из наших детей. Ты поняла, что сейчас случилось? (Маруся: «Угу»…) А как ты это поняла? А? (Маруся что-то говорит, неслышно на записи.) Да… А чем? (Маруся: «Неправильно»…) А как надо было?.. (Маруся: «Остаться».) Да… Видишь, как испытывается человек?.. Это вот лукавый. Он раздувает в человеке плохое. Это его работа. И если Соня нас покинет, то на переднем рубеже обороны останешься ты. Этот дух начнёт к тебе приступать, тебе придётся держать оборону. Она пыталась смиряться… Пыталась. Но нет оснований для этого в душе, настоящих. Она, вон, шесть лет неправильно жила… Теперь нужно каяться. Это трудно. Гораздо проще взять и уехать. Уйти – гораздо проще. Ну, в этом нет трагедии. Должна быть очень сильная любовь. Между взрослыми детьми и родителями. Чтобы жить вместе. Откуда ее взять? Вот, жизнь пообтешет, побьёт на острых углах – может быть, оценит… Как бы ни было плохо, а это выявляет суть человека. Поведение – как человек реагирует. На те чувства, которые его посещают. Ну, я же видел, я пришел – она сидела, бодренькая такая… Но не добрая. Я сразу увидел, что она недобрая. Значит, заражено существо. Тем же самым, чем все наши старшие дети, исключений, получается, нет. Все заразились. Все старшие заражены. Гадостью этой. Которая проявляется в гордости. Отравлены они этим. (Вздыхаю.) (Дальше читаю Евангелие.)
(«Аще кто грядет ко мне, и не возненавидит отца своего и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может мой быти ученик».) Вот о чем Он здесь говорит? Он говорит о том, что нельзя ставить рядом Бога-Христа и близких людей, к которым ты привязан. И ты, как бы, своей любовью делаешь из них идолов. А они могут быть злыми. Они могут быть очень далёкими от Бога. И вот такое пристрастное отношение, к не Божьим существам, и по крайней мере, к существам, далеко не совершенным, поставляет тебя в зависимость от плохого. От того плохого, чем заражён близкий человек. Если ты хочешь сохранить этого близкого человека в своей жизни, ты не должен идти на поводу того плохого, что в нём есть. Ты должен настаивать на правильных вещах. Потому что без Бога, на самом деле, настоящей любви нет. Это только видимость. Без Бога ничего хорошего нет. И поэтому если ты действительно хочешь спастись и хочешь быть с Богом, ты очень решительно должен быть настроен – отвергать всё то, что к Богу не имеет отношения. (Дальше читаю.) («Тако убо всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, не может быти мой ученик.»). Вот о чём Он здесь опять говорит? Если кто собрался спасаться, спасать свою душу, он должен быть готов, что лукавый, в плену которого по своим страстям мы живём здесь, на земле, он все свои рычаги материальные на тебя задействует, чтоб тебя удержать, в области погибели. Всё то, что есть неправильного в твоей жизни, всё всколыхнётся. И если рядом с тобой есть существа, которые не хотят к Богу идти, которые больше любят не Божие, которые больше любят себя, чем Бога, это неизбежно проявится. И неизбежно проявится и привязанность твоя ко всяким, там, земным вещам, земным удовольствиям, земным, вообще, материям. Всё это потянет за свои ниточки. И если ты заранее не решишься буквально всё от себя отбросить, что будет мешать стремлению к Богу, у тебя ничего не получится. Потому что в какой-то момент одна из ниточек, которая напряжётся, она тебя удержит, она не даст дальше идти. Вот о чём здесь речь. Вот что будет. И с этой точки зрения, смотрите на то, что происходит в нашей семье. Именно это и происходит. Я вам говорил уже, что человек должен быть готов остаться один. Лишь бы только с Богом. И тогда его жизнь увенчается успехом. А если он боится кого-то потерять, а того, чтобы Бога потерять, он не боится, он в результате потеряет всё. Он и людей этих не приобретёт, которых он боится потерять, и Бога утратит. И вечное спасение души своей. (Заканчиваю чтение Евангелия.)

http://proza.ru/2022/10/26/1058

https:// ridero.ru/books/vechernie_besedy-2021_mart_mai/


Рецензии