Размышляя о Бодлере

Размышляя о Бодлере

Почти 350-тистраничный сборник стихов французского поэта включает в себя цикл "Цветы зла" (самые известные его стихи), прозу в стихах "Парижский сплин", а также "Бельгийский цикл" и немного стихотворений разных лет.

"Цветы зла", это самое выдающееся собрание стихотворений Шарля Бодлера. Лирика подчекнуто насыщенна, экспрессивна, эротична. Она как расколенная лава сжигает твою сетчатку глаз, наполняет душу загадочным эротизмом, если к этому еще приплюсовать Бодлеровский эротический мистицизм. Сам поэт, будучи до беспамятства влюбленный в прекрасный пол, передает свои впечатления,чувства, свое отношение, свое восхищение женщиной с подчеркнутой преклоненностью перед нимфой. И вместе с тем жизнь и смерть, секс и и любовь в его поэтике идут рука об руку.

Когда она идет, роняя блеск огней
Одеждой радужной, сбегающей волнами,
Вдруг вспоминается мне пляска длинных змей
На остриях жезлов, протянутых волхвами.
Как горькие пески, как небеса степей,
Всегда бесчувственны к страданьям и прекрасны,
Как сочетанья волн в безбрежности морей,
Ее движения всегда равно... бесстрастны!
В ней всюду тайный смысл, и все так странно в ней;
Ее граненых глаз роскошны минералы,
Где с взором ангельским слит сфинксов взор усталый,
С сияньем золота — игра немых камней;
Как блеск ненужных звезд, роскошен блеск холодный
Величья женщины прекрасной и бесплодной.

Тема смерти у Бодлера - лейтмотив большинства его стихов. Смерть в его поэтике всегда предстает или подчеркнуто обнаженной, то есть такой, какова она есть, или обернутой во всевозможные метафоры. Но тем не менее присутствующей во многих его стихах. Самого поэта принято относить к одному из родоночальников направления Символизм. Из-за минорности, подчеркнутого отчуждения от жизненного, отстраненного, холодного взгляда на повседневность, поиски смысла жизни в падшем, нежели в возвышенном Бодлера так же относят к зарождающемуся в 50-е годы 19-го века направлению, еще более крупному направленю Декаданства (упадничества).

Неисцелимое

Идея, Форма, Существо,
Слетев с лазури к жизни новой,
Вдруг упадают в Стикс свинцовый,
Где все и слепо и мертво:

Вот Ангел, как пловец наивный,
В уродстве ищет новых чар,
Борясь с волною непрерывной,
Нырнув в чудовищный кошмар;

Пред ним встает во мгле унылой
Кружащийся водоворот;
Взметнувшись с бешеною силой,
Он, как безумных хор, ревет.

Вот, околдован чарой властной,
Блуждает путник наугад,
Но тщетно ловит луч неясный
В аду, где к гаду липнет гад;

Сходя без лампы в мрак бездонный
Вниз по ступенькам без перил,
В сырую бездну осужденный
Свой взор трепещущий вперил;

Под ним - чудовищ скользких стая;
Вокруг от блеска их зрачков
Еще чернее ночь густая,
Невыносимей гнет оков.

Корабль на полюсе далеком,
Со всей вселенной разлучен,
В тюрьме кристальной заключен
И увлечен незримым током.

Пускай же в них прочтут сердца
Неисцелимого эмблемы:
Лишь Дьявол, где бессильны все мы,
Все довершает до конца!

II

То дух, своим зерцалом ставший,
Колодезь Правды, навсегда
И свет и сумрак сочетавший,
И где кровавится звезда,

То - полный чары светоч ада,
Маяк в мирах, где властна мгла,
Покой, и слава, и отрада -
Восторг сознанья в бездне зла!

Как отмечают многие знатоки творчества Бодлера, поэт создал свой уникальный поэтический мир, за что, конечно же, был признан классиком французской да и мировой литературы. Блестяще,кстати переведен на русский, в данной книге.

Вторая часть книги "Парижский сплин", как сам отмечает автор, - проза в стихах. Хотя стихотворного ничего в этих коротких очерках, зарисовках, дневниковых записях и нет. Хотя сама по себе подборка текстов интересна, но местами весьма меланхолична. Теми не менее встречаются замечательные, точные, и очень красивые тексты в этой художественной мозайке. Кроме того,читатель увидит глазами Бодлера Парижскую бедноту, лишения, грусть и печаль больших французских городов. Очень большой пласт книги посвящен униженным и оскорбленным Парижским жителям, которым вне всяких сомнений автор очень сочувствует.


Рецензии