Непутевый

На первый взгляд происхождение фразеологизма «непутевый человек» можно понять, исходя из его значения. Еще о таком человеке мы можем сказать «беспутный». Кажется, что в обоих случаях имеется в виду жизненный путь, ведь мы говорим о характере человека, о свойственной ему манере поведения. Непутевый, беспутный человек как бы не имеет цели, не понимает зачем живет, он как будто блуждает без определенного пути (заблуждается, блудит). У беспутного человека часто нет семьи, он то сходится с кем-то, то расходится, или то уходит от жены, от детей, то возвращается к ним (конечно, непутевыми бывают и женщины). Непутевый человек не имеет постоянной работы. Подрабатывая то тут, то там, он не укореняется на земле – не приобретает недвижимости, не инвестирует в будущее. Все, что зарабатывает, такой человек часто пропивает. Он вообще живет как бы сегодняшним днем.

К сближению прилагательных «непутевый» и «беспутный» с понятием «жизненный путь» подталкивают и такие выражения как «наставить (кого-то) на путь истинный», «заблудшая овца», «найти свой путь». Из первого, кстати, вышли такие самостоятельные смыслы как «наставление» (читать кому-то наставления), «наставлять» (в чем-то). По большому счету «истинный путь» – это путь к Богу или, что вернее, богоугодный путь, путь к спасению души. «Заблудшая овца» так же не знает пути, она отбилась от стада и стала легкой добычей для волков (в переносном смысле – злых духов, соблазнов, искушений) и, в конечном счете, «заблудшая овца» – это «пропащая душа». «Найти свой путь» значит – «найти свое призвание, свое место в жизни», в общем-то «найти себя».

Таким образом, происхождение выражения «непутевый человек» как бы само собой разумеется. Однако эта понятность может оказаться обманчивой. В интернете можно встретить и другое, удивительное, объяснение. Оказывается, слово «путь» в старину кроме значений, использующихся и сегодня, имело несколько таких, которые теперь мало кому известны. Так, «путем» называлась территория или отрасль дворцового хозяйства, которая отдавалась в управление с правом получения доходов (кормление). «Се аз, князь великий Иван Васильевич, пожаловал есми Василья Семеновича Карамышева в Боровце слободкою Ефимьевскою Яровца, да слободкою Касимовскою в путь, как было за Дмитрием за Лыковым (около 1462 – 1480 гг.). «Пожаловали есмя князя Ондрея Федоровича Мосальского, вельми ему быть в краичих наших государских с путем, а в путь пожаловали есмя его городом Гороховцом» (1610 г.). Таким образом, «путь» в данном случае – череда населенных пунктов, которые объезжал боярин для сбора податей, которые являлись жалованьем за его службу государю.

Таким образом чиновники, получавшие должности при дворе, становились «путными людьми», а само слово «путь» стало обозначать какое-либо ведомство в составе дворового хозяйства, например, конюший путь, ловчий путь, сокольничий путь и т.д. «Старейший путь» – доля старшего князя во владениях и доходах. Словом «путь» начали обозначать и сами доходы, имущественный и социальный ранг, а также документ, удостоверяющий право на пользование или владение землей. Исходя из сказанного, «непутевый» первоначально могло означать – «не имеющий пути», то есть должности с постоянным доходом. Затем значение выражения стало меняться и постепенно приобрело известный нам смысл.

Теоретически это возможно, но имеется и третий, более простой, вариант. В определенный период истории слово «путь» было синонимом слова «польза» (это зафиксировано в академическом словаре древнерусского языка). «Семь в тебе душ, а не в одной пути нет». В подобном словоупотреблении открывается еще одна предпосылка для закрепления выражения «непутевый человек» в современном значении (бесполезный, бестолковый, безалаберный). «В путь» значило «на пользу», а «не в путь» – не на пользу, некстати не к месту. Отсюда, видимо, происходит выражение «всё путем» – надлежащим образом, по установленному порядку. «И то мне хотелось учинить путем, обеими парламентовыми палатами, только за тем нельзя, что заповедано ко мне приходить» (Куранты, 1648 г.).  У слова появилось и дополнительное значение – «порядок», поэтому «без пути» – без порядка. Собственно «беспутный, непутевый» – это и есть «беспорядочный» или даже «непорядочный» человек. Как мы отметили в самом начале, тот, кто живет хаотично, мечется из стороны в сторону, кого мотает по жизни, на кого нельзя положиться. Непутевый – он ведь еще и ненадежный.

Итак, мы видим, что у рассматриваемого выражения могло быть несколько источников. Какой вам нравится больше, выбирайте сами. Лично мне второй вариант, растиражированный в интернете, представляется наименее вероятным. Могло случиться и так, что каждый из указанных «путей» в какой-то мере повлиял на закрепление в языке эпитета «непутевый».


Рецензии