Кредо

Была безвидна и пуста,
И мгла над бездною,
Но предречённый час настал
Той ночью звездною,
И Дух в тот день над половодьем чувств
Носился гением
И направлял стремленья тел и уст
Определением.
Господь коснулся в материнских недрах вод
Своим дыханием,
Их разделяя, новый небосвод
Соткал сознания.
С тех пор моё проклятие и страх -
Двойное отчество:
От Духа -дух во мне,от праха - прах,
Я - одиночество.
Холодный ужаса ожог
И жажда мщения,
Полубезумия смешок
И умерщвления,
День первый, юная заря
И вдохновение,
И в общем, кстати говоря,
Преодоление.
Я - время, что через меня течёт,
И разума, и памяти отсчёт.
Вот- жёлтый лист,упавший на асфальт,
У остановки саксофонный альт,
У дуба деревянная скамья,
И зябнущий прохожий - тоже я.
Я - жёлудя скорлупки колыбель,
Возможность жизни, спрятанная в ней,
И дуб, который от дождя прикрыл,
Когда то лишь возможностию был.
Я подсудимый, я же судия.
Я перекрёсток, и движенье - я.
И верю жизни изо всех возможных сил,
Хотя б никто об этом не просил.


Рецензии
Раз пошла такая пьянка - поэтические цитаты цитировать про букву "Я", но не с эгоистическим, а с глубоким философским смыслом, то продолжу предыдущего оратора и добавлю для пополнения коллекции текст из ирландской средневековой поэзии:

вихрь в далеком море Я
волны бьются в берег Я
гром прибоя это Я
бык семи сражений Я
бык утеса это Я
капля росная это Я
я прекрасный это Я
вепрь могучий это Я
Он в заливе это Я
озеро в долине Я
слово бога это Я
пламя песни это Я
возглавляю войско Я
бог главы горящей Я
главы гор сровняет Кто
ход луны исчислит Кто
место солнца знает Кто
стадо Темры кличет Кто
стадо Темры встретит Кто
песнопенье это Кто
бог путей подземных Кто
ветра речь и речь копья
Я!

Это так называемый «Гимн Амергина», написанный не позднее XI века, а возможно, даже в VI-VII веках, в переводе В.Г. Тихомирова (отсюда: http://tihomir-vg.narod.ru/irish/irish.htm). Есть и другие русские переводы, например, Г.М. Кружкова: http://kruzhkov.net/translations/irish-poetry/medieval-irish-poetry/
Так что «Кредо» вполне достойно продолжает очень древнюю поэтическую традицию.

Стас Птаха   08.07.2022 17:05     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Стас! Очень интересное произведение! Мне оно было не известно. Особенно меня заинтриговало чередование местоимений "Я" и "Кто". Что бы оно означало? Самый очевидный смысл в моём понимании это разграничение того чем себя ощущает Л.Г, а чем не ощущает. Но может быть отражает и характер взаимодействия между "Я" и "Кто"? Или это поиск собеседника, оппонента, может друга или помощника? А может попытка определить личность Бога? Надо будет поискать информацию о нём.

Аглая Культикова   08.07.2022 17:46   Заявить о нарушении
Про "Я" и "Кто" подсказать, к сожалению, не могу, не специалист, хотя и самому интересно, те же вопросы, что и у Вас, возникали. Кстати, обнаружил, что переводом этого текста и на Стихире люди занимались: http://stihi.ru/2018/01/31/10831 Обратите внимание, что здесь, как и у Кружкова, фигурирует только "Я", без "Кто". Но, судя по всему, в кельтском оригинале всё же два разных местоимения, "Am" и "Cia", смотрите тут: http://svetlana.husser.de/2015/03/23/песня-амергина/ (там же, кроме русских переводов, есть и перевод с кельтского/гэльского на английский).

Стас Птаха   08.07.2022 18:41   Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку, Стас. Я обнаружила в тексте ещё и местоимение "Он" в интересной строке:
Он в заливе это Я. Кто бы ни был этот "Он", но с ним утверждается идентичность. Образ и подобие.

Аглая Культикова   08.07.2022 21:30   Заявить о нарушении
Знаете ли, Аглая, а Вы очень интересный вопрос тут затронули с этими местоимениями. Местоимение «Он», да ещё и с большой буквы, фигурирует только в переводе Тихомирова, а в других русских переводах в этой строке определённо упоминается лосось, например:

«Я лосось – бурливых волн» (Кружков);
«Я лосось: в спокойных водах» (Ия Геста).

В английском переводе Макалистера тоже лосось:

«I am Salmon in Pool».

Но лосось тут, оказывается, не просто рыбка, а священный символ мудрости в древней ирландской мифологии и друидической религии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Лосось_Мудрости
http://www.k2x2.info/istorija/belaja_boginja/p14.php
http://vk.com/wall-56794657_827
http://witchcraft.su/viewtopic.php?f=89&t=4839
Видимо, потому "Он" и с прописной буквы как нечто священное. Так что Вы, пожалуй, правы в своём предположении. А то, что Вы назвали идентичностью, в тексте по последней ссылке сформулировано так: «декларируется личная сила друида в настоящем, утверждая, что сейчас он "больше суммы всех своих частей..." – могущественное сложное существо, способное черпать познание и мастерство из бесчисленных предшествующих перерождений».

Стас Птаха   11.07.2022 16:15   Заявить о нарушении
А в предисловии того же Кружкова к сборнику "Тысяча лет ирландской поэзии" вот что сказано по поводу этого гимна в целом: "... Амергин ... простер руки и спел магическую песнь, утверждающую равносущность и равновеликость поэта и мира".

Стас Птаха   11.07.2022 16:48   Заявить о нарушении
Большое спасибо, Стас, за очень интересные комментарии! Мои ассоциации: лосось - рыба.Рыба в христианской традиции символ Христа - от греческого "ихтис", которое представляет собой аббревиатуру "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель". Иисус Христос так же Слово. Слово Божие - Писание, данное через пророков. Стихотворение А.С. Пушкина "Пророк". То есть сущность поэзии заключается в способности воспринять и передать отражение истины момента в слове.
Буквально эту фразу о лососе, я бы тогда интерпретировала примерно так: "Слушай, народ, Бог сейчас обращается к тебе через меня."
Моё поэтическое кредо:"Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов,у Которого нет изменения и ни тени перемены."(Послание Иакова 1:17) - на полное соответствие ему не претендую, но стараюсь, как могу.

Аглая Культикова   11.07.2022 17:48   Заявить о нарушении
Хорошо сказано.

Стас Птаха   11.07.2022 22:38   Заявить о нарушении
Аглая и Стас, приветствую вас.
У вас тут очень интересно.
Удачи вам в творчестве и жизни.

Саша Богданов   07.12.2022 19:03   Заявить о нарушении
Взаимно, Александр! Для меня это очень ценный диалог, над которым я продолжаю думать! С уважением и признательностью, Аглая.

Аглая Культикова   07.12.2022 19:30   Заявить о нарушении
Спасибо, Саша, за проявленный интерес к теме.
Спасибо, Аглая, за отзыв, рад, что смог оказаться полезным.
Из ирландской традиции много чего можно почерпнуть. Недаром же св. Патрик, живший и проповедавший в эпоху до Filioque, с 2017 года включён в православные святцы.
Eirinn go Brach!
(см.: http://your-tales.ru/rori-spaset-irlandiyu/)

Стас Птаха   08.12.2022 00:23   Заявить о нарушении
Да здравствует, Ирландия! Я ношу кольцо на удачу - в форме трилистника, правда он не зелёный, а рубиновый, но выточен именно в этой форме - все три камушка с выемкой - не треугольные, а в форме сердца - с выемкой по основанию. Очень рада и благодарна Вам, Стас!:)

Аглая Культикова   09.12.2022 20:16   Заявить о нарушении
Да, Аглая, Вы правы: Ирландия - страна очень интересная и привлекательная. И как-то ещё ближе стала ощущаться после включения её покровителя святого Патрика в православные святцы РПЦ в 2017 году.

Стас Птаха   20.12.2022 20:09   Заявить о нарушении
Мне нравится святой Патрик без включения в святцы РПЦ. Я не в восторге от РПЦ, в отличие от святого Патрика и Ирландии. Я, конечно, никогда не видела её и вряд ли увижу, но мне представляется кудрявая зелень, и ливень, и солнце, и горы - страна мечты, в которой чувствуешь присутствие фей, и гномов, и троллей. Красивая,живая, сочная и плодовитая земля! И это - часть моей любви в этом мире, исполненном ненависти. Я не знаю как на самом деле выглядит Ирландия, но нежно люблю её глазами Скарлетт О,Хара.:)

Аглая Культикова   21.12.2022 15:30   Заявить о нарушении
А как верующий человек, я Вам искренне скажу, что с церковью сейчас беда - с любой.

Аглая Культикова   21.12.2022 15:41   Заявить о нарушении
а) Именно о РПЦ упомянул не столько в экклесиологическом смысле, сколько в национальном. Ибо св. Патрика почитают и в Константинопольском патриархате, и в Антиохийском. Теперь вот и в Московском. Об Иерусалимском и Александрийском сведений не имею, как там обстоят дела в этом вопросе.
б) По вопросу об Ирландии вполне с Вами согласен и созвучен. Тем более, что Вы так поэтически ярко своё представление об этой стране изложили. Лучше не скажешь!
в) О церковных бедах не в этом ли смысле: "Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги" (Гоголь Н.В. "Вий")?
Или в этом: "В кабак далеко, да ходить легко, в церковь близко, да ходить склизко"?

Стас Птаха   21.12.2022 22:50   Заявить о нарушении
Ох! Порадовали , Стас! Облегчили душу! Имнно в этих смыслах и есть! Дня не проходит, чтобы я Гоголя не вспомнила, а уж как ходить склизко - все ноги отвалились. Спасибо Вам за Ваше мыщление, дорогой человек!

Аглая Культикова   22.12.2022 04:51   Заявить о нарушении
Вы глубоко поразили меня своим комментарием, Стас. Именно такого общения я и ищу на стихире. По поводу Гоголя - обожаю я его язык и "профиль личности" - это вполне конкретные переживания восторга, ассоциируются для меня с с мартовским днём, и двухэтажным лабазиком в исторической части города - люблю я эти будочки! И возле него совсем узенький тротуарчик, а с крыши - массивный сталактит сосульки, сросшийся со сталгмитом под ним. Он такой блестящий и мощный, что весь тротуар своей колонной перекрыл. Наслаждение! Спасибо Вам , Стас, за то, что Вы такой красивый человек, вызывающий самые лучшие чувства и дорогие воспоминания!

Аглая Культикова   22.12.2022 05:48   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Аглая, на добром слове.
Ассоциация к Гоголю у Вас, надо сказать, весьма интересная. Уж не символизирует ли она сочетание в нём, в его творчестве "верхнего" и "нижнего" миров, на уровне подсознания? Для меня Гоголь и Пушкин стоят вне общего ряда литературных имён и в том же подсознании с детства воспринимаются не как часть литературы, а как нечто растворённое в окружающей природе.
А вот сталактиты и сталагмиты как-то больше ассоциируются с пещерой и с индейцем Джо в "Томе Сойере".

С уважением,
Ст. Пт.

Стас Птаха   25.12.2022 23:30   Заявить о нарушении
Нет, Стас, это просто очень яркое переживание радости и восхищения от чтения Гоголя в детстве. Я его ходила к своим бабушке и дедушке читать, а они жили рядом с исторической частью города. Напротив их дома как раз расположен этот лабазик и сосулька огромная появляется на его углу каждую снежную зиму. Я читала "Мёртвые души" в тот день - диалог дам "просто приятной" и "приятной во всех отношениях". И это строение как раз относится примерно к тому времени и стилю, в каких Гоголь описал губернский город N. А в обеих дамах я мгновенно узнала своих взрослых родственниц и их знакомых. И всё то, что казалось непонятным и пугающим в их поведении ребёнку, мгновенно стало ясным и смешным. Вот это ощущение ясности, лёгкости, непосредственности и чистоты наложилось на восприятие знакомого пейзажа. Можно сказать, я его видела глазами Гоголя в тот день.
Пушкин и Гоголь обладали исключительной остротой и тонкостью восприятия, и несомненно это сближало их. Не случайно ведь Пушкин подарил Гоголю сюжет "Ревизора". Сюжет нельзя доверить любому пишущему человеку, а только очень близкому по духу и мировоззрению, с которым взаимопонимание возникает помимо слов, и который, в силу этого, способен воплотить чужой замысел, как свой собственный. Но эта счастливая свобода, лёгкость и ясность мышления, присущая им обоим, и воспринимающаяся, как некий целостный дар свыше и врождённое свойство психики, был результатом титанических усилий и самодисциплины ума и чувства. В этом отношении сказки Пушкина и многие его лирические произведения ( "Пророк", "Памятник") играют ту же роль, что и "Вечера на хуторе близ Диканьки" Гоголя - архетипического путешествия героя, проходя через которое, он встречается и побеждает в сражении всех своих демонов внутренних противоречий, чтобы состоятся в итоге, как целостная личность. Их знакомство было счастливой встречей двух победителей, как сейчас говорят "self-made man".
Уважаемый Стас, поздравляю Вас с Рождеством и Новым Годом. Желаю Вам весёлых праздников, здоровья, радости, всяческого благополучия и успеха во всех Ваших трудах!

Аглая Культикова   26.12.2022 02:56   Заявить о нарушении
Интересные у Вас наблюдения, Аглая. Вполне согласен с тем, что лёгкость, ясность и гармоничная цельность возникают как итог процесса трудоёмкой работы над собой и преодоления внутренних противоречий. И в творчестве, и в себе как личности. И в этом Пушкин и Гоголь всем нам пример и ориентир.
С Новым годом и Рождеством Христовым!
Счастливых Вам праздников и творческих достижений в наступающем году!

Стас Птаха   31.12.2022 17:34   Заявить о нарушении
Очень тронута и благодарна, Стас, благодарю и принимаю всей душой! Счастливого нового года !

Аглая Культикова   31.12.2022 19:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.