Просто о сложном и сложно о простом

Прилагательные «простой» и «сложный» в современном русском языке являются антонимами, но так было не всегда. Если мы задумаемся о их происхождении, то увидим, что сформировались они в разное время, в силу разных причин и обстоятельств.

О «сложном» рассказать довольно просто – его внутренний смысл раскрывается через однокоренное причастие «сложенный». «Сложный» по сути – это «сложенный из многих составляющих». Нечто является сложным для нашего понимания, когда его структура состоит из множества элементов. Из-за большого количества взаимоотношения этих элементов не просматриваются, система представляется сложной, непонятной. Для того, чтобы сделать ее доступной для понимания, следует некоторые второстепенные члены убрать, оставив главное. То есть систему нужно упростить, представив более наглядной моделью.

В русском языке корень -лож- («сложный») часто предстает в виде -лаг-, поэтому мы можем сказать, что «сложный» – состоящий из многих слагаемых. Внутренний смысл прилагательного «сложный», на мой взгляд, понятен и не требует дополнительных пояснений.

Иное дело – прилагательное «простой». Представить его через какой-либо синоним не получается, вернее таких синонимов потребуется несколько. Если мы откроем этимологический словарь Крылова, то можем прочитать, что «простой» образовалось путем сложения приставки про- и корня -стъ- (тот же корень, что и в слове «стать»). «Простой» буквально – «стоящий впереди». Это объяснение настолько недостаточно, что из него совершенно неясна мотивировка всех современных значений, а их много, и, как справедливо отмечает Л.В. Успенский, в древнерусском языке было еще больше.

В самом деле, как «стоящий впереди» объясняет нам происхождение глагола «простить», наречия «просто», междометья «прощай», глагола «опростоволоситься» и многих других замечательных слов. Для каждого случая нам потребуются разные пояснения. Сложив их все вместе, мы, вероятно, сможем лишь немного пощупать общий смысл, но не понять его до конца. О «простом» не скажешь просто, его объяснение сложно в силу того, что это слово уходит корнями в очень глубокую древность и за свою историю образовало в языке много разных и непохожих значений.

Одно из них можно пояснить прилагательным «прямой». В ряде славянских языков и теперь «простой» – это прежде всего «прямой».  Да и в современном русском нам нетрудно подобрать соответствующие параллели. Например, «простодушный» и «прямодушный», «просто так» и «прямо так» и др. Видимо, в старину «простая дорога» – «прямая, не извилистая, не имеющая развилок и распутий». Конечно, такая дорога не могла быть длинной. Таким образом, «простой путь» – прямой, недалекий. Вероятно, отсюда и бесхитростного, прямого человека называют простым («Он простой человек»), а совсем уж простака, простеца – недалеким (недалекий человек – совсем простой, глуповатый). Здесь следует отметить, что «хитрость» в старину понималась не так, как теперь. Хитрость – это знание, умение и даже мудрость. Неслучайно в древней космографии Бога-творца величают хитрецом, потому что очень мудрено он устроил небо и землю.

Для современного человека совсем непонятна мотивировка названия постельной принадлежности «простыня». Что в ней простого? Оказывается, первоначально так называли не лоскут ткани, которым застилают постель, но холстину вообще. Простым холст является в том смысле, что изготовляется прямым переплетением нитей основы и утка. Простыней называлась не только ткань. Было такое наречие «по простыне», т.е. «по-простому, попросту». Например, «говорить что-либо по простыне». «Простыня» – «простота, несложность». Простой народ – не только необразованный, бесхитростный. Это также люди без чинов, званий, отчеств, простые в смысле обращения – Ивашки, Федьки, Прошки и т.п.

Но «простой» – это не только «прямой», но еще и «свободный», «незанятый, пустой». Простой амбар – пустой, без зерна. Простой конь – без всадника. Прост от греха – свободен, очищен от греха. Поэтому «прощение» понималось и как «освобождение от грехов, провинностей и обид». «Простить человека» значило «освободить его от вины, очистить». Расставаясь, мы говорим «прощай» уже не задумываясь, что вначале это была просьба о прощении. Расставаясь, просили простить обиды и причиненное зло, потому что иначе все это висело грузом на душе, и такая душа не могла взлететь в рай. От этого же значения отпочковались слова «выпростать» и «опростаться» (высвободить, освободиться, очиститься).

Интересно проследить развитие значение глагола «опростоволоситься». «Простые волосы» – такие, как есть от природы, ничем не покрытые и не убранные, те есть не заплетенные в косу. Для женщин в былые времена считалось бесчестием появится на людях с простыми волосами. Отсюда и развилось значение «опростоволоситься» – «оказаться в неловком, постыдном положении». По другому направлению развивалась мысль о распущенности. Распущенные волосы у женщины были свидетельством распущенности нрава, а потом и просто – распущенности, развращенности.

Итак, мы рассмотрели несколько старинных значений прилагательного «простой»: прямой, пустой, бесхитростный. В словаре древнерусского языка таких значений приведено шестнадцать. Вот и попробуйте свести все их к тому первому смыслу, который нам дает этимологический словарь «Крылова»: «простой» – «стоящий впереди». Возможно, смысл в том, что нечто, стоящее прямо (вспомним, что «прямо» – это «просто») перед тобой, лучше всего можно рассмотреть и понять? Было такое наречие «простовидно» – как нечто единое, несоставное.


Рецензии