образование и просвещение. Ч. II

Господствующее марксистское материалистическое учение - которым советские вожди пытались заместить естественную человеческую потребность в духовном и иррациональном - обнаружило свою полную несостоятельность и ничего не смогло противопоставить притягательности soft power капиталистического Запада. Впрочем, советская промышленность - продолжая большевистский "курс" на утилитарность и находя применение только в ВПК - не могла удовлетворить нужды гражданского сектора и в "материальных благах". Бытовая техника в большинстве домохозяйств США и Европы, позволила многим американцам и европейцам сэкономить время, которое теперь можно было потратить на самообразование, отдых и развлечения. В большинстве домохозяйств (за исключением, быть может, крупных городов) РСФСР и даже национальных Республик (снабжаемых не в пример лучше), в 50-60 годах только-только появлялись холодильники и телевизоры, а микроволновки и посудомоечные машины были чем-то из области фантастики. Более того, советская промышленность не могла удовлетворить спрос на предметы личной и интимной гигиены (той же пресловутой туалетной бумаги); одежда, обувь, мебель, - на всё это накладывалась уродливая печать казарменной уравниловки, определяющей качество выпускаемых изделий. С началом "оттепели" начинается повальное поклонение и слепое подражание всему западному. Иностранные "лейблы" и надписи на английском языке магически действовали на советских граждан, своим поведением напоминавших поведение туземцев, которые на условные стеклянные бусы, предлагаемые белыми колонизаторами, обменивали туземное золото и земли. Золото и земля - развал СССР - будут потом, а сейчас советская интеллигенция - открывшая для себя доступ к вожделенному импорту через связи с советской бюрократией, торгпредами, дипломатическими работниками, а то и криминалом - усиленно малевала "картинку", идеализирующую западное общество. Советское телевидение, с его рафинированным, зачастую лживым, официозом, и советский кинематограф, этот официоз - явно или иносказательно - выворачивающий до подноготной, сделали то, чего не могли сделать десятки и даже сотни западных радиостанций: насадить культ потребительства западной продукции (усиленный кратно на фоне создания искусственного дефицита в "перестроечную эпоху"), который, на мой взгляд, явился первопричиной развала СССР. Импорт, приобретаемый в "Берёзке" или у фарцы, был "легализован" в советских картинах, к примеру, в фильме "Берегись автомобиля", Женя Семицветов продавал из-под полы "Grundig TK 820", оказавшийся, правда, советским магнитофоном "Мелодия МГ-56"; в "Служебном романе" советский зритель глазами Анатолия Новосельцева видит в отечественной "Волге", принадлежащей предприимчивому гражданину Самохвалову, магнитофон "Philips N2605, "А, так, Phillips", небрежно бросает ошалевше-восхищ;нному Анатолию Новосельцеву и советскому зрителю гражданин Самохвалов, который до этого, "с барского плеча", осчастливил секретаршу Верочку блоком американских сигарет "Marlboro". В том же "Служебном романе", в квартире Людмилы Прокофьевны, можно увидеть японский магнитофон JVC TR-545U, однако, если наличие импортной аппаратуры у г-на Самохвалова объяснимо с точки зрения сценария (работал на Западе), то должность директора советского предприятия накладывает определённые обязательства в плане соответствия идеологической выдержанности. "Девчата", "Иван Васильевич меняет профессию", "Дайте жалобную книгу", "Карнавал" - во всех этих картинах присутствуют "вкрапления" "элементов буржуазного общества", с его изобилием и "единоличной" собственностью, резко контрастирующие с советским дефицитом и собственностью "социалистической". "Нас так долго учили любить твои запретные плоды" - эти слова из "Последнего письма", гр. "Nautilus Pompilius", отражают те глубинные процессы, которые привели к крушению, казалось, железной империи, оказавшейся колоссом на глиняных ногах.

продолжение: http://stihi.ru/2022/05/20/1828


Рецензии