Навозные тучки

В конце прошлого тысячелетия, осенью 1999 года, я выступал в Центральном Доме Литераторов в сборном концерте. И там парнишка подвизался с голосовыми пародиями - на Ельцина, на Жириновского, ещё на кого-то - не помню…

А вот то, что вообще не похоже было и, поэтому, не смешно – хорошо помню. Видно было, что нет у парнишки таланта - ну, так получилось. Кстати, никто в зале и не смеялся: тогда ещё люди, в своём большинстве, умели определять – где натур продукт, а где – имитация.

Несколько лет спустя я с удивлением наблюдал того же самого парнишку на Центральном Телевидении с теми же самыми – не смешными и непохожими голосовыми пародиями. За эти годы ничего не изменилось – не было никакого творческого прорыва, да и мастерства не прибавилось.

Зато прибавился накладной смех, красивый эстрадный костюм, а главное – бессчётное число телевизионных эфиров. И, в конце концов, многим стало казаться, что всё это, действительно, талантливо и смешно.

Максим Галкин – это хрестоматийный пример того, как посредством обёртывания ярким, золотистым фантиком, навозная тучка превращается в нечто значимое, ценное, стоящее внимания, во всяком случае – для значительного числа людей.

Именно, посредством золотистого обёртывания, навозные тучки становятся сегодня звёздами эстрады, кино, театра, литературы. Навозные тучки становятся если и не властителями дум, то чем-то близким к тому – некими индикаторами общественных взглядов, настроений, желаний, с миллионами поклонников и поклонниц.

Но в навозную тучку может превратиться и вполне себе талантливый человек. Когда затухает запал юности, иссякает вдохновение, и творческая, в прошлом, личность, начинает жить своим творческим прошлым – она начинает разлагаться изнутри и, постепенно, превращается, превращается, превращается…

Я раньше всё никак не мог понять, почему так много талантливых людей уходили из жизни молодыми и, вроде бы, полными творческих сил. Но глядя сегодня на Андрея Макаревича, я понимаю, почему. Чтобы, старея, не превратиться в навозные тучки – жалкие, истеричные, омерзительные…

И глядя на них, разлетевшихся по миру, и воняющих из разных уголков планеты в сторону своей страны, всё время хочется процитировать: «Нет у вас Родины. Нет вам изгнания».


Рецензии