История одной встречи

               
                Глава 1.
        О себе и моих учителях, Педагогов с большой буквы.
                Немного истории.

Я  окончила Колпашевское педагогическое училище. Физкультурное отделение в 1975 году. 
Годы учебы в училище  для меня стали самыми яркими в моей жизни.
После школы, оторвавшись от дома, еще совсем юная, я попала под крыло замечательных  педагогов. Эти люди оказались очень мудрыми  воспитателями  и наставниками  молодежи. Хотя многие из них были старше нас, всего лет на десять, пятнадцать.
Они, как няньки, водились с нами, дитятками, освободившимися  от маминого контроля. Мы уже не были детьми, но и до взрослых не дотягивали.
Они «вправляли нам мозги», защищая нас от нашей же собственной глупости.
Мы плакались им в жилетку, и они хранили все наши тайны.
Надежнее сейфа не было.
Мы называли их классными мамами, Санычами, Гаврилычами, Николаичами и т.д.
В свободное от занятий время, они старались увлечь нас какими - то интересными делами, развивая наш творческий потенциал.
Частенько им приходилось вызволять кого – ни будь из переделок.
Они заменили нам родителей на время обучения. А это почти четыре года!
Прошло уже сорок пять лет со дня окончания училища, но мы все очень дружны и никогда не забываем о тех, кто сделал из нас настоящих  людей.
 
Не все из нас стали учителями, но все, однозначно стали хорошими людьми, с большим и отзывчивым сердцем.
На первый юбилейный выпуск, я написала стихотворение и посвятила его
Педагогам всех педагогов
Это было мое ощущение училища и его жизненной силе того времени.
На сегодняшний день, возможно, оно не актуально. Но я хочу, чтобы все знали и понимали дух того времени, и дух тех, кто готовил учителей.
Настоящих, советских учителей.
Я назвала это стихотворение «Вечный двигатель». Я считала, что это действительно на века.

«Вечный двигатель»

Училище, это живой организм,
И я говорю смело,
Что вечный двигатель, тот механизм,
В котором живет его дело.

Эти дела не исчезнут во времени,
Совершенствуя Мироздание.
Что из того, что мир этот временный?
Вечность училища в созидании.

Ты представь, корпуса, его тело,
Коллектив педагогов – сердце.
Его жизни родник светлый,
Это его студенты.

Обветшает его тело,
Постареет его сердце,
Но духовный родник чистый,
Питать будет новую смену.

Подлатают его своды,
Обновится его сердце,
Но помнить будут чистые воды,
Кто дарит вечную жизнь делу.

Немного истории (из архива):
(Колпашевский педагогический техникум отдела народного образования Нарымского окружного исполкома[1] начал действовать с 1-го января 1933 года.) (из архива)

22 июня 1940 года Постановлением Совета народных комиссаров СССР и приказом Народного комиссариата просвещения РСФСР в городе Колпашево на базе Колпашевского педагогического училища был создан Колпашевский государственный учительский институт.
Колпашевский государственный учительский институт — высшее учебное заведение в Колпашево, существовало с 1940 по 1956 год для подготовки педагогических кадров.

1 сентября 1956 года на основании приказа по Министерству просвещения РСФСР № 202 Колпашевский государственный учительский институт был закрыт. За время своего существования из его стен вышло более тысячи педагогических кадров, работавших в системе образования Томской области и РСФСР[1][2][3][4].

Одним из известных выпускников его стал Липатов, Виль Владимирович — писатель, сценарист и прозаик, журналист и специальный корреспондент[7]
 
4608 молодых специалистов подготовило Колпашевское педагогическое училище за годы своего существования, но в целом оно сохранилось в своём организационном виде до 1995 года.(из архива)

Увы, я ошибалась, думая, что училищу отмеряна жизнь на века!
(6-го июня 1995 года Колпашевское педагогическое училище реорганизовано в состав единого Томского государственного педагогического колледжа) (ТГПК).               Колпашевское учреждение перешло на статус филиала ТГПК) (Из архива)

Когда в 1995 году произошла та самая реорганизация, она очень больно ударила по сердцу училища, его педагогам.
Их лишили самого дорогого, чему они посвятили свою жизнь.
Для каждого из них это был родной дом, святой источник их энергии, неугасимого творческого потенциала и безбрежной любви к своему делу.
Многие продолжают трудиться, но это уже другая история.

Я помню всех педагогов, прошедших через мою жизнь золотой лентой:

Лесняк  Маина Александровна
Кашеварова Тамара Порфирьевна
Кашеваров Владимир Митрофанович
Минина Анна Федоровна
Рево Мария Степановна
Коноваленко Валентина Гавриловна
Ячменева Лидия Михайловна
Зайцева Нина Ивановна
Безъязыкова Людмила Павловна
Кохон Виктор Ермолаевич
Иванов Геннадий Михайлович
Чернышов Иван Александрович
Макушин Анатолий Семенович
Кисилев  Станислав Петрович
Усков  Василий Михайлович
Мягких Анатолий Федорович
Коновалов Леонид Петрович
Бобрус Александр Гаврилович
Радневский  Александр Степанович
Репин Борис Григорьевич
Бирюков Александр Михайлович
Безъязыков Виктор Семенович
Соловьев Василий Николаевич
Аникина Наталья Сысоевна

Вечная память тем, кого уже нет с нами.
 
Они оставили яркий след в моей жизни. Их имена будут стоять рядом с близкими и дорогими мне людьми. Они показали мне жизненный вектор
движения. Я следую этим путем.

                глава 2
                Всё начиналось так
 
В моём семейном альбоме хранится более двадцати фотографий, дорогих моему сердцу учителей.
Они расположены рядом с фотографиями моих родных и близких.
И пока стучит моё сердце, я буду им благодарна за то, что они были в моей жизни. Были, есть и будут!
 
Я посвятила им стихотворение  «Равнение на статус».

Спасибо родные, за то, что учили,
Беды и горе всегда побеждать.
Держать спину прямо,
Достойно держаться,
И голову не опускать.
Вы честно делились с нами талантом,
Огонь доброты в сердцах зажигать.
Уменьем в любую погоду,
В любое ненастье, светом любви
Людям путь освещать.
Пусть годы летят,
Сердце им не подвластно,
Огонь доброты не иссякнет вовек.
Равняемся мы на ваш жизненный статус,
С буквы заглавной, Я Человек!

Когда я встречаю кого – то из своих учителей, то эта встреча для меня, как встреча с лучшим другом. Я вижу, как загорается радостный огонек в его глазах. Его помнят и любят!
Возникает ответное чувство, чувство ребенка к своему родителю.
Всегда хочется выразить это состояние словами признательности.
Но таких слов не нахожу и звучат дежурные фразы. Которые не раскрывают моей теплоты и нежности по отношению к этому человеку.
Позже появляется досада от того, что опять не сказала самого главного.

Время не щадит даже самых стойких из них.
Видно, что грузом давят на плечи прожитые годы, изменив походку.
В голосе звучат грустные нотки, и все чаще разговор идет о проблемах здоровья.

Чем старше становлюсь сама, тем печальнее мысли о том, что кто – то так и не услышал те самые главные слова.
Кто – то, так и не преодолев стеснительность, неуверенность не успел их сказать кому – то.
Упреждая свои печальные мысли, я написала:

Не надо нам хороших слов стесняться.
Хранить не надо их тайком,
Ведь может статься, что потом,
В них будет некому признаться.

Многие учителя и их выпускники, каждый в разное время, стали небожителями. Но они незримо всегда рядом. Мы их вспоминаем с теплотой и уважением.
Когда в 2006 году был объявлен юбилейный вечер встречи выпускников, главные слова у меня нашлись.
Еще жива была классная мама нашей группы 231.
Я очень рада тому, что она услышала эти слова при жизни.

Маине Александровне Лесняк посвящаю.

«Не грусти»
Маина, ты опять грустишь,
Немного опустила плечи,
Мы знаем, все ты нам простишь,
Нежданную слезу смахнув при встрече.

Прости нам Майя дорогая,
Что в суете летящих лет,
Несемся, время обгоняя.
И позвонить, нам время нет.

Нам некогда порой остановиться,
Боимся что-то упустить.
А иногда мы просто злимся,
Ну вот, опять забыли позвонить.

И каждый раз, сгорая от стыда,
Себя в последний раз прощаем,
Все. Не забуду больше никогда.
Но вновь и вновь забыто обещание.

Пусть мы не все сегодня собрались,
На нас не надо злиться.
Понятно, что куда - то унеслись,
И не хватило сил остановиться.

Ты не печалься, дорогая, просто знай,
Что мы тебя не забываем.
Как по цыганской почте Будулай,
Мы о тебе всегда все знаем.

Спасибо говорим, что нас учила
Друг с другом связи не терять.
Ты говорила, в дружбе ваша сила,
И дружбою нельзя пренебрегать.

Уж много лет мы дружбой дорожим,
И, взяв за правило наказ,
На первый друга зов спешим,
И вспоминаем Майю в добрый час.

PS . Дописано после смерти Маины Александровны.

Сегодня рядом с нами Майи нет,
Но в памяти своих учеников,
Она останется, как яркий свет,
Как свет любви из глубины веков.

Следующая юбилейная встреча выпускников состоялась в 2018 году.
Я смотрела на шикарных женщин и солидных мужчин, но видела перед собой все тех, же молодых учителей, озорных девчонок и мальчишек из семидесятых.
Мне захотелось вернуть их в ту пору юности, где мы были счастливы, были сами собой.
В нашей студенческой жизни происходило много разных событий.
Это были серьезные и курьезные случаи, о которых я вспоминаю с теплотой.
Все истории не выдуманы, они происходили в реальности.
Вспоминая эти истории, я подготовила для встречи шуточные зарисовки в стихах,
В первую очередь я начала, естественно, с наших учителей.
Как и полагается, моя первая зарисовка посвящалась Маине Александровне.
Мы очень её любили. И когда она вдруг стала уделять нам меньше времени,  мы  обиделись, как маленькие дети. Оказалось, что у неё появился жених. Ему и было отдано «наше» время.

Зарисовка называется:  «А все начиналось так»

В кабинет большой гурьбой мы ввалились.
И увидев её, удивились, кто учить собрался нас,
Ведь она чуть старше нас?!
В своих выводах мы были наивны.
 
Познакомимся, сказала. Маина.
И она так хорошо улыбнулась,
Что душа навстречу ей распахнулась.
И с той поры она для нас просто Майя.

И стой поры она нам стала родная.
А однажды разведка доложила,
Что Маина наша нам изменила.
Полюбился де, Володя ей Лесняк.

Мы тут голову ломали так, и сяк,
Значит, нас она не любит,
Коль Володюшку голубит?
Ходим мы чернее тучи.

Майю мучает вопрос,  отчего воротят нос?
Догадалась. Объяснилась,
Что жених заслал сватов.
Значит вот Лесняк каков!

Мы их тотчас же простили.
Посмеялись и забыли все о глупости своей.
Майя нас, как прежде любит и мы тоже.
Дай им Боже, счастья крепкого навек.
Пожелали от души, сразу тридцать человек.

Это посвящение было принято с легкой грустью, это и понятно почему.
И в то же время оно вернуло нашу память в первый день знакомства с училищем, друг с другом и нашей Майей.

                глава 3
                Физкультурники
 
В  первый год  моего обучения в училище, было много того, чего представить современным студентам, просто не возможно.
В арсенале училища, конкретно физкультурного отделения, инвентарь пришел в негодность. Тот инвентарь,  который был предназначен для соревнований, и серьезных тренировок, хранился отдельно, и для технического обучения спортсменов не использовался.
Его пускали в обиход только после очередного обновления.
Учителя как могли, проводили уроки и со всей ответственностью требовали результатов.
Я считаю, что это было огромным плюсом. Потому, что скатиться с горы или подняться на нее технично, на лыжах с заусенцами, в ботинках, не соответствующего размера, с разорванными шнурками, это уже был рекордный результат.
Или, за то, что ты сумел откататься на коньках в ботинках на три размера больше, можно было сразу медаль давать.
Прошедшие такую подготовку, спортсмены, завоевывали призы, медали и ставили рекорды.
Педагоги  тратили колоссальные усилия для подготовки выпускников, будущих  учителей физкультурников.   
В тот период занимались лыжной подготовкой на берегу реки, прокладывали лыжню по реке и по лесу.
Вот об этих уроках моя следующая зарисовка.

Она предназначалась  Мининой Анне Федоровне.
У нее в этот памятный день встречи был  день рождения.
Выпускники группы подготовили подарки. Поздравления были очень теплые. Надо видеть, реакцию учителя, на ответную любовь его учеников, через тридцать, сорок лет.
Она не ожидала, что кто - то еще помнит об этом дне.
Благодарностью были ее счастливые мокрые глаза.

И так приглашаю прокатиться на лыжах, вместе с нашей неутомимой
Анной Федоровной Мининой.

Зарисовка называется: «инвентарь»

В тот год мы ходили кататься,
С крутого берега реки.
А лыжи были словно доски,
В ботинках рваные шнурки.
Штамп на лыжах стоял «Новоселово».
Уроки были развесёлые,
В гору елочкой бегом,
С горы часто кувырком.
Чтоб лыжи хоть как – то скользили,
Нам Аннушка мазь подарила.
Купила новые шнурки,
И тихонько подбодрила,
Ребята, скоро заживём.
Мы инвентарь хороший ждём.
Немного потерпите. Ну, а пока,
Я вас не отпущу живьём,
Если вы мне зачет не сдадите.
Сама устали не знала,
И трудности ей нипочем.
Нас в строю держала,
С собой рядом, к плечу плечо.

Анна Федоровна, нас девчонок собирала после занятий и учила вязать лыжные шапочки, варежки, шарфы. У многих были трудности с приобретением пряжи. Ее редко продавали. Она приносила свои запасы разноцветных клубочков  и щедро делилась с нами.   
Она говорила, что это творчество пригодится в жизни. Я и правда, всегда вспоминала ее неугомонную, когда своим детям вязала штанишки и кофточки.
 
Следующее посвящение Тамаре Порфирьевне Кашеваровой.
Это необычайный человек.  Её неуемная энергетика  заполняла все пространство, в котором она находилась. Хотелось бежать, творить, ставить рекорды, быть впереди планеты всей.
В ней сочетаются элегантная строгость, любовь, способность видеть во всем интерес. Её способность одним только взглядом пригвоздить или подбодрить,  не имеет аналогов.

Зарисовку я назвала: «Блондинка»

У нашей блондинки,
В глазах искринка.
Вопросы всегда с хитрецой.
Для тех, кто нашкодил,
В голосе льдинка,
С морозною хрипотцой.
Отчитает красиво,
Всегда справедливо,
С доходчивой прямотой.
Не унижая, жизни учила,
С душевною теплотой.
Вспоминаю блондинку,
С весёлой искринкой,
Лет сорок тому прошло.
Вопросы с хитринкой,
И в голосе льдинка,
А на душе тепло.

Зарисовкой я попала в точку. Это было трогательно. Выпускники помнят и любят свою блондинку, свою классную маму.
 
Если кто - то считает, что учитель «физрук», это набор мускул и пустая голова,
он глубоко заблуждается.
В педагогическом училище готовили настоящих профессионалов, подковывая по всем направлениям, и гуманитариев, и спортсменов одновременно.
Уроки иностранного языка, литературы, психологии, педагогики, военное дело и так далее. Преподаватели были очень опытные и знающие предмет.
Усков Василий Михайлович – педагогика.
Ячменева Лидия Михайловна – психология.
Безъязыкова Людмила Павловна – математика
Соловьев Василий Николаевич – военное дело.
Федор Выставкин - музыка.
Фотодело, сан подготовка, физиология, иностранные языки.
А чего стоила литература!
Пушкин А.С., Сергей Есенин, Лермонтов М.Ю. и др.

Учителя «Физрука» готовили так, чтобы он мог вести любой предмет в сельской школе. Поэтому и направленность в обучении была всесторонней.
Конечно, это были не глубинные знания предмета, но на уровне школьной программы надо было знать предмет, что называется, от А, до Я.
Много давалось дополнительной литературы, для восполнения знаний.

Это небольшое отступление для более полного восприятия информации об училище, о котором я с таким упоением повествую.

Мои воспоминания привели меня на урок спортивной игры. Это баскетбол.

Ни с чем несравнимое ощущение сплетения скорости и энергий.
И этот скрип резиновой подошвы кед!
До сих пор не забыла, как  кеды скрипят по полу.
И Александр Гаврилович Бобрус! Это зажигалка!

Следующую зарисовку я так и назвала: «Зажигалка»
Приглашаю вас на баскетбольную площадку.

Умеет же он зажигать!
Как тут в баскетбол не играть?!
Пас, передача, отскок, мяч в руках!
Несусь сквозь защиту на всех парусах.
Бросок. Мяч у цели. Прокат по кольцу.
Улыбка растягивается по лицу.
В копилку очко. Отлично.
Думаю, все технично.
Но от тренера возражения.
Ты как оружие массового поражения.
Девчонки об тебя бьются,
По сторонам площадки жмутся.
За технику ставлю пять.
Но! С парнями будешь играть.
Битва на равных, идет игра.
Время к концу, завершать пора.
Кеды скрипят, болельщики кричат.
И, тут, оторвавшись от пола,
В прыжке на грани фола,
Столкнулись два ледокола.
Мяч летит в кольцо,
Кровь заливает лицо.
Я себе бровь расколола.
Целый месяц с повязкой ходила.
Зато звание получила.
Гаврилыча помню команду:
Равняйся народ!
Сам генерал Кутузов идет!

Александр Гаврилович поднял брови, вспоминая эту историю. Засмеялся вместе со всеми, но мне кажется, он так и не вспомнил тот торжественный момент с моим генеральским назначением.
В 2021 году ему исполнилось 80 лет. Но он бодр, он в строю, он до сих пор готовит баскетболистов.
 
А теперь приглашаю на стадион.
Как вам рывок через финишную черту?
Как бы ни тяжела была пятая точка, норматив сдай и спи спокойно. Такая она Валентина Гавриловна Коноваленко, преподаватель лёгкой атлетики.
 
Зарисовка называется: «не лёгкая»

У Гавриловны в руках секундомер.
Она на старте и готова показать пример.
Мало ей преподавания,
Она полна решимости, выполнить свое ж задание.
Возникает пауза неловкая,
Перед действием с такою расстановкою.
К финишу несёшься без дыхания,
Словно пуля, несмотря на расстояние.
Кто это сказал, что атлетика лёгкая?
Черта финишная такая далёкая.
Норматив 13,5. Не сфилонишь,
Его надо сдать.
Бег, прыжки и приседания,
Происходит привыкание.
У Гавриловны своё воспитание.
От дополнительных кругов по стадиону,
Во избежание,
Все отработать надо с прилежанием.
У нее никто не забалует.
Она атлетику (не) легкую любит.

Вот такие они мои учителя. Отдавались своей работе полностью и нас приучили работать до результата.
Мне думается, что тот заряд энергии, которые я получила в училище, ещё не растрачен мной.
Опыт, который я получила, помогает мне взаимодействовать с окружающим миром, сохранять в себе человеческие качества и развивать свой творческий потенциал.

Была у нас и гимнастическая подготовка. А как же в школе девочек воспитывать? Не футболом же единым…!
И преподавала гимнастику неподражаемая Мария Степановна Рево.
Она была очень пластичная, вся такая легкая, утонченная и элегантная.
Мне, если честно, хотелось быть такой же легкой. Но, увы, это не про меня.
Но обо всем по порядку. Об этом я расскажу чуть позже.
Но, как и во всех видах спорта, по гимнастике надо было сдать норматив.
И я сдавала.
Эту зарисовку я посвящаю Марии Степановне Рево.
Это было вот так:

«Тяну носок»

Любимая наша гимнастика,
Обручи, ленты и пластика.
Чтобы на Вас походить,
Девчонки учились ходить.

Тянули носочек, осанку держали.
Диету блюли, режим соблюдали.
Я, как гимнаст, не достойная Вас.
На этом поприще, Вы суперкласс!

Мы возводили Вас в высший ранг.
Я ж на ковре и бревне просто танк.
Чтоб мне на бревне совершить поворот,
На страховке стоял весь спортивный народ.

И грех, и смех, и конечно слёзы.
На гимнастический успех,
Не оправдались мои грёзы.
Чтоб в дневнике отметить – сдан урок,
Я научилась, лишь тянуть носок за этот срок.

Уж сорок лет прошло,
Но надевая шёлковый чулок,
Привычно я тяну носок,
И это тоже достижение.
Степановна, спасибо за терпение!
 
А сейчас пришло время раскрыть причину моей неосуществившейся мечте о гимнастике, пластики и легкости.
Родилась я в деревне. Деревенские хлопоты по хозяйству, дрова, вода, дойка, уборка снега зимой, покос летом сделали из меня богатырку.
С мускулистыми руками и ногами.
Одним словом - попала я в цепкие «объятья» моего любимого тренера по легкой атлетике Коновалову Леониду Петровичу.
Он решительно приступил к тренировкам.
Я занималась легкой атлетикой, но в тяжелом ее проявлении.  Я толкала ядро, метала диск и копье. Тягала штангу сто килограмм, и приседала с  двухпудовой  гирей, это тридцать два килограмма.
Естественно с моими данными на бревне или с лентой, я никак не сочеталась.
На брусьях, канате, через коня метнуться – это другое дело.
Для Леонида Петровича Коновалова моя следующая зарисовка:

«Защитница»

Эх, Леонид Петрович,
Что же ты натворил!?
Из девчонки, своей ученицы,
Жаботинского сотворил.
Вместо того, чтоб на кухне,
Блины кружевные печь,
Она на штанге блины таскает,
Груз не снимая, с плеч.
Гирькой в два пуда играет,
Словно игрушкой брелком.
А хулиганам мальчишкам,
Грозит, кое, что завязать узелком.
Девчонки, конечно рады.
Есть им кому защищать.
И они, от счастья такого,
Стали стихи для Вас сочинять.
АХ, Леонид Петрович!
Какой же Вы молодец!
Мы Вас бесконечно любим,
Вы защитницы нашей творец!

А что же с девчонкой, что же?
Что сейчас с ней случилось?

Вас вспоминает девчонка,
Рада, что у Вас училась.
Ей это в жизни семейной,
Весьма и весьма сгодилось.
Ее муж вспоминает Вас тоже.
А иначе быть и не может.
Его на руках она носит,
За обиду с любого спросит.

Вот такая, друзья, история вышла.

Вот размышляю я сейчас о том, сколько же сил было затрачено, для духовного воспитания молодежи.
Какие примеры для подражания! Это легенды Колпашевского спорта.
Легендарные педагоги и воспитатели высокой нравственной культуры.

Люди, которые потратили всю свою жизнь на то, чтобы привести к истокам нравственности новые поколения, должны быть вписаны в книгу почета золотыми буквами.
Они оставили на земле бесценное наследие учителей и талантливых  личностей.
Я знаю таких людей, я говорю о них.
Они очень скромны, они незаметны, но когда мы их теряем, то теряем часть себя, часть своей национальной культуры.
Очень печально, что спрос на этико-нравственное качество знаний падает.
Мне хотелось показать тот мир, в который я вас попыталась завести. Рассказать о людях, которые были золотым фондом страны, об училище, кузнице воспитания творческих личностей, с нравственными устоями.
И как итог:
Я написала благодарность жизни - за встречу с моими  учителями.

Спасибо жизнь.

Спасибо жизнь, за то, что подарила,
Ты для меня таких учителей.
Я сотни раз судьбу благодарила,
Что появились в жизни вы моей.
 
Мне в детстве мама с папой говорили,
Сильнее будь любых невзгод.
Вы эхом их слова мне повторили,
Упал не хныч, вставай, иди вперед!
 
Благодарю, что в добрый путь благословили.
Чтобы добро в пути приумножать,
Законы мира предо мной открыли!
С такой духовной силой только побеждать.
 
Вы мудростью своею наделили,
Частицу опыта смогли мне передать.
Я с легкостью дорогу находила,
Одну из тысячи несложно выбирать.
 
Скажу, что жизнь моя всегда полна событий,
Нет смысла никого в том убеждать.
И выходила я из сложных перипетий,
А сила духа берегла меня, как мать.

Спасибо жизнь, за то, что подарила,
Ты для меня таких учителей.
Я сотни раз судьбу благодарила,
Что появились в жизни вы моей.

Учителя и участники вечера встречи, очень весело встречали каждую мою зарисовку.  Объявили небольшой перерыв. Многие из выпускников подъехали к началу встречи не успели поесть и утрясти вопрос ночлега.
В перерыве выпускники объединялись классами и под легкую музыку, общались. Вспоминать студенческую жизнь было весело. Со всех сторон разносилось: а ты помнишь…! И раздавался хохот.   
Стенды, которые были оформлены организаторами встречи, с интересом рассматривали бывшие выпускники.
О! За эти стенды огромная благодарность человеку, без которого, встреча не была бы, столь продуктивной и интересной.
Это человек с большим отзывчивым сердцем, предоставил помещение, где и проходило это историческое, для нас, событие.
Сергей Мафуюань окончил училище в 1982 году, под руководством Маины Александровны Лесняк.
Он проделал огромную работу, организовал своих однокурсников, чтобы подготовить стенды. Собрал колоссальное количество бесценного материала из истории училища.
За них отдельное спасибо.
Он спас эти материалы, которые оказались на мусорной свалке.
Совершенно случайно, оказавшись рядом, он отобрал все, что мог унести и спасти.
Его однокурсники сделали серию видео материалов, снятые много лет назад на  соревнованиях, тренировках, отдыхе.
Сергей очень разноплановый человек. Он работает инструктором по молодежной политике и спорту. В его ведении спортивный зал, в котором он преподает спортивные игры.
Он тренирует ребят старшеклассников и старше, и возрастные группы старшего поколения от 50 лет и выше.
Трудно представить, насколько надо быть гибким, чтобы владеть способностью, объединять столь разновозрастные категории спортсменов.
Хочу сказать, что это школа Педагогов с большой буквы.
Сергей интересуется спортом и спортсменами города. Он находится в постоянном поиске. Работает с архивными материалами и изучает историю спорта.
На его счету несколько книг, которые он написал и издал. Он готовит к выходу в свет новую книгу. Вот такие удивительные кадры взращивались на поприще нашего училища!
Фотографии на стенды, собирали  всюду. Из архивов учителей и выпускников. Также нашлись вырезки из газет разных лет, о проводимых соревнованиях с участием спортсменов училища.
То и дело кто – то удивленно говорил: ой это я! А где вы это взяли, а у меня такой фотки нет.
Кто-то воскликнул: - смотрите, смотрите, а это наши мамы!
И все подошли к месту, где на фото, обнявшись, сидели наши любимые Маина Александровна, Анна Федоровна, Тамара Порфирьевна, Валентина Гавриловна и Мария Степановна.
Они с самого начала своей трудовой деятельности дружили и дружат до сего времени. Это очень показательно!
Участники фотографировали стенды и фотографировались сами рядом с ними. Теперь уже точно история училища не окажется на свалке, ее сберегут те, кому дорого все, чему учили, чем делились с ними под крышей Колпашевского педагогического училища.

Учителя были очень довольны той атмосферой, в которую попали. Они бережно прижимали к себе подарки, подаренные им бывшими учениками.
Конечно же, они устали от обильного внимания, но каждому из них еще предстояло провести вечер со своим классом.
Прощаясь, все потихоньку разошлись по своим местам дислокации.

                Глава 4
                Наша 231
 
Нашей 231 группой мы собрались у меня дома. Это было продолжение истории нашей общей встречи.
Когда вдоволь наговорились, расспросили друг друга, рассказали  о себе, сфотографировались, я предложила им дружеские зарисовки на них самих.
Ребята с готовностью приняли предложение.

Первым делом, я прочитала «оду картофелю»
Когда мы жили в общежитии, то вся еда, которая у кого - то появлялась, становилась общей. Привозили ли из дома родители, покупали ли мы ее на стипендию, она сразу попадала на общий стол. Так водилось.
Не далеко от общежития был питомник, где высаживали картофель и овощи. Мы не гнушались по темноте  сбегать и «нахарьковать» картошечки да морковочки. Жаль, что ее уже к концу сентября убирали с поля.

Вот эту историю я и поведала своим гостям, для воспоминания о делах наших неправедных, но очень уж способствующих нашей сытой жизни.

«Ода картофелю»

Комендант баба Зоя следит за порядком,
Отбой в двадцать три и в шесть тридцать зарядка.
Пройдет по объекту без лишних слов,
И двери закрыты на сложный засов.

А кто опоздает в общагу, беда!
Но! Окно в изголовье открыто всегда.
Ночь, тишина. Часы тик – тик, так.
И вот уже подан условный знак.

Кто – то уж лезет с ведерком в окошко,
С грязной морковкой и свежей картошкой.
Как землекоп, весь испачкан землей.
И, вот на подушке след земляной.

Овощи будут на ужин опять.
В питомник ходили картошку копать.
Ночь на дворе, баба Зоя уж спит.
Но очень хороший у нас аппетит.

Тихонько крадемся на кухню во тьме.
Тарелки расставлены на столе.
И вот закипела вода не спеша.
Картошка в мундире бурлит, чуть шурша.

Предательски запах из кухни поплыл,
И всех на втором этаже разбудил,
и по перилам голодный десант,
бесшумно скатился.

Ведерко картошки исчезло,
Словно туман над рекой растворился.
Картофель в мундире и крупная соль,
С ложечкой постного масла.

Есть ли еще что вкусней!? Ищу я напрасно.
Я  запах и вкус, до сих пор не забыла!
Сегодня картофель в мундире сварила.
С крупинками соли и ложечкой масла.
 
С восторгом вдыхаю его аромат.
Я в юность вернулась и это прекрасно.
Жаль, быстро годы летят.

Вот так неожиданно вспомнили про нашу бабу Зою, которая держала нас в «ежовых рукавицах», как ей казалось. Мы её уважали и ни сколечко не боялись, и старались нарушать дисциплину так, чтобы она не ведала об этом.

А теперь, сказала я своим друзьям, я начинаю знакомить вас с вами. С теми, какими вы остались в моей памяти. Я предлагаю зарисовки на каждого из вас, а вы попробуйте угадать, о ком я говорю.
Комнаты у нас были большие, на четыре и шесть человек. Мы все друг о друге знали, делились горем и радостью, жили дружно.
Поведаю вам  самую секретную историю, которая происходила в нашей комнате.

Я ее назвала: «два лишних кило»

За окном снег искриться,
От солнца в небе голубом.
А в комнате нашей девичьей,
Пыль – пылище стоит столбом.

Страдает подружка, вздыхает,
Печаль в рассказе ее,
Диеты не помогают.
Охи, вздохи сплошные, и ещё, ё - моё!

Подружке весы подвернулись,
Встав на площадку, взглянув на табло,
Она ужаснулась, ООО!
На талии оказалось два  лишних кило!

В ближайшем спорт магазине,
Был выбор инвентаря,
Сходила она, приценилась,
Потратила время не зря.

Резиновую скакалку,
Крепко к груди прижав,
Неслась, как на крыльях в общагу,
Надежды не потеряв.

Валенки, шапка и шубка,
Подвязанная пояском,
А по лицу струится,
Стекает пот ручейком.

Скачет и скачет подружка,
Поглядывая в окно,
А в валенках, шапке и шубке,
Тают лишние два кило.

Нет – нет, да чего ни будь, выкинет,
Подружка моя? К Ч.

Адресат сразу нашелся.
Всем стало интересно, что я помню о других. Я и не предполагала, что с таким озорством мои друзья воспримут эти зарисовки.
Каждый старался вперед всех угадать, оком идет речь, в моих шуточных живых картинках.

«Пострел»

Как Вова Ульянов в детстве,
На пионерском значке.
Голубые глаза и кудряшки,
В коротеньком пиджачке.

Но звали его не Володя,
И ход истории он не менял.
Он просто был шкодным мальчишкой,
Стать тренером сборной мечтал.

На городском стадионе,
Где лед от мороза звенел,
Был лучшим из всех на хоккее.
Этот вихрастый пострел.

Он был самым задиристым в классе.
Шустряк, балагур, весельчак.
Ух! Разгорались страсти,
Если что-то было не так.

Пропал у пострела запал,
В сборную не попал.
Не смог перепрыгнуть планку?
Это В П.
Так случилось, что В не смог приехать. Он в это время был на вахте. Многие мои однокурсники ещё продолжают трудиться. Здоровья им!

«Улыбка Джоконды»

У мальчишек занимался дух,
Когда она среди подруг,
Мимо них проходила.
Но их тайная мечта,
Взгляд кидала поверх горделиво.
Усмехнется улыбкой Джоконды.
Невзначай, будто, дернет плечом.
Не мечтайте, мол,  вы, анаконды.
Никогда, ни за что, нипочем.
Но подруги  то, точно знали,
Что гордость ее показная.
Высока, стройна, красива,
Но наивная, на диво!
Подкупает простотой,
И открытою душой.
Ну, а если пригласила,
Перекинуться мячом,
Усмехнулась, улыбнулась,
Гордо дернула плечом.
Значит, вы не мечтайте, и знайте,
Никогда, ни за что, нипочем,
Не изведать вам вкуса победы,
Как бесспорный закон Архимеда,
В волейбол обыграет вас зараз.
На площадке? Л Г.

Здесь я даже еще не успела и треть зарисовки прочитать, как она была разгадана. Вот так хорошо сохранились у нас в памяти друзья.
Три с лишним года вместе мы,
Плечом к плечу.
Делились коркой хлеба.
Мы были счастливы,
Сказать хочу, под чистым небом.
О, если б знали мы тогда,
Что это были лучшие года!

Кто-то уже сказал, что лучшие года, это те, которые прошли. Я согласна.
У нас  в училище был свой вокально-инструментальный ансамбль. Наши ребята  создавали свой репертуар и репетировали после занятий. Естественно, после ночных репетиций происходили казусы на уроках, то кто- то заснет, кто-то не подготовится к уроку, кто-то проспит и, не успев завязать шнурки, мчится на занятия. Загруженность была высокая, я уже говорила.
Тут  и следующая история подоспела.
 
«Элегант»

Ударник стучит, гитары звенят.
Наш мальчик красавчик, такой Элегант!
Галстук в полоску, гитара в руках,
Блеск модных ботинок, в зеленых шнурках.

То баскетбол, то концерты играть.
В журнале красуется двойка,  опять.
Расстроился мальчик, все, это крах.
Дрожь появилась в ослабших ногах.

Девчонки, исправьте двойку мою,
А я вам в свободное время спою.
Стипендию мне нельзя потерять,
Это же вы должны понимать!

Вокальный ансамбль у нас просто класс!
Пусть отдохнет Элегант один час.
Идет пара уроков военного дела.
На парте лежит Сашкино тело.

Сопит он тихонько, поджав коленки.
Кричит военрук, подъем!  С Д!
 
Какие мы были все разные, но нас сплотила дружба и наши учителя.
Мы жили интересами училища, принимали непосредственное участие во всех праздниках города.
Какие - то воскресные забеги, соревнования в честь кого то или чего-то,
литературные чтения, конкурсы среди училищ города и т.д. и т.п.
Но, в то же время, мы  успевали бедокурить, шалить, попадать в истории.

«Санитарка»

Объявили мы бойкот,
Нашей санитарке,
Что для Майи ближе нет,
Этой вот Т.
Нам Т, как пример,
Настоящий пионер!
Все исполнит точно в срок.
С нас всегда берет зарок,
Выполнить задачу.
А потом махнет рукой,
Зря я время трачу!
Ну не хотите вы понять,
Мы же здесь, как дома.
И как всегда была права,
Умницей она была!
С Т.

Очень бы хотелось найти нашу Т, но след ее где-то затерялся.
Да и о многих других тоже ничего не известно.
Поиски в социальных сетях и устный опрос, не дали результатов.

«Пружинка»

Руки, ноги, голова.
Калачиком свернется.
Как тростинка  распрямится,
Пружинкою завьется.

Повторяйте хоть сто раз
Вы за ней усиленно,
Ни за что, вам не угнаться,
За Н М.

«Дядя Степа»

Вот это да! Вот это стать!
Дядей Степой мог бы стать.
Он в защите за ловца.
В нападение у кольца.

Степа смотрит свысока,
Чтоб положить мяч в корзину.
Скромен очень, как дивчина,
Эта статная детина.

Глазки долу он опустит,
По щеке румянец пустит,
Набок голову склонит,
Что-то в книжечке строчит.

Все дела, согласно плану.
Никуда он не спешит.
Все у Степы под контролем,
Взять, отдать, узнать, сходить.

Встать, поесть, поплавать кролем.
Не пытайтесь изменить.
Это же В Т!

В нашей группе учились не только выпускники школ, но и ребята, прошедшие армию.
Они для нас были старшими товарищами.  Мы их уважали. Их армия уже и физически подготовила. Они  умели работать на спортивных снарядах так, что дух захватывало.
Конечно, они относились к нам снисходительно и никогда не допускали превосходства.  Когда они проявляли чудеса своей подготовки на соревнованиях, мы ими гордились.
Вот история, которая раскрывает физическую подготовку этих ребят.
 
Эту историю я назвала: «Наша гордость»

Он к снаряду по-солдатски,
Шаг, чеканя, подойдет.
Раз и выход.
Два, подъем, переворот.
Мы стоим. От удивления,
Широко разинув рот.
Угол, свечка, колесо!
Исполняет хорошо!
Как всегда, опять отлично.
Поздравляет тренер лично.
Так работать может сутки.      
Наша гордость!  В У!

«Знаток»

Были в группе Васи, Саши,
Гена, Коля, две Наташи.
Наконец, пришла пора,
Бог даёт еще П.
У П большие планы.
Все он знает наперёд.
И к нему с любым вопросом,
Подбирается народ.
Он научит и подскажет,
И про армию расскажет.
В общем, П славным был,
Знатоком средь нас он слыл.
Ко всему был расторопным,
Это П А!

П пришел к нам на второй курс, как и другие ребята, прошедшие армейскую службу. Он знал очень многое о спорте и рекордсменах мирового спорта. С увлечением рассказывал о том, как зарождались Олимпийские игры. Это было очень интересно и подогревало желание добиться спортивных результатов.

Были у нас и свои Алены Делоны, как этот персонаж.
Его история так и называется: «Ален Делон».

Он вежливый  и скромный, и всегда молчит.
На девчонок наших даже не глядит.
Видно, что зазнобой паренёк пленен.
Что сказать, красавец парень. Наш Ален Делон!
Он собрался с духом и другу говорит,
- На сердце не спокойно, и оно болит.
Услышав в своем сердце колокольный звон,
Я понял, что влюбился, но, не хочу в полон.
Я не понимаю, почему болит.
Любовь ведь окрыляет,  а у меня горит.
И мечется и рвется, как в костре огонь.
 Вы его узнали? Это В Л!

А вот история, совершенно секретная, но из-за чьего-то любопытства стала   совершенно не секретная.
Это история одного вензеля под буквой К.

«Вензель».

В команде баскетбольной у него успех.
В спортзале на канат забрался выше всех.
В учебе он не выделяется, и не отстает.
И с радостной улыбкой каждый день живет.
Звездочкой сверкает фикса на зубу.
На вредные привычки у него табу.
На всех листах в тетрадках огромный вензель К!
О ком оповещает не знаем мы пока.
Но ради любопытства, придерживая смех,
Мы книжку записную листаем. И успех!
Теперь мы точно знаем, по правде говоря,
Что вензель этот, К. Подруженька моя.
Хочу сказать о ком на этом поле?
Это Л К.

Вот какие страсти разгорались в юношеских сердцах. Это были непознанные впечатления, которые влекли и пугали одновременно. Но дружба всегда помогала найти ключ к разгадке потайных уголков сердца.

«Эх, блондин»

Сероглазый блондин.
В группе был такой один,
Фантиком губки и чуб озорной,
У подружки моей, украли покой.

- Ах, эти губки, пушок над губой.
Подружка от счастья рыдает в платочек.
- Он пел мне песни вчера над рекой,
Подарил  луговой цветочек!

Это было так давно! В лагере спортивном,
Пили чай мы у костра, за беседой мирной.
Звезды на небе горели, и в реке купались.
От костра в небеса искры поднимались.

А чаек был из корней, малинового цвета,
Согревал своим теплом, солнечного лета.
И прохладой от реки мы с чаем наслаждались.
Как же был хорош чаек! Вы не догадались,

Кто готовил его нам? Хочется послушать?
Это был, скажу я вам В В!

А вот и портрет моей весёлой и озорной подружки.

Я назвала его: «лыжня зовет».

Старт и финиш просто класс.
В этом спорте она асс!
Опустился лишь флажок,
Ей как будто ветер в бок!
Она к финишу стремится, а за ней,
Буря снежная искрится. Ты поверь,
Словно пыль от колесницы в семь коней!
И нередко в паре с ней, на лыжне спортивной,
Потягаться на «слабо» мог не любой мужчина.
Сорок лет напролет, все ее лыжня зовет!
На подиуме снежном она словно краля!
Это наша Г В!

Ребята всегда ответственно подходили к предстоящим соревнованиям. После тренировок обсуждались все плюсы и минусы проведенной игры.
Некоторые так переживали за результат, что даже во сне видели тренировку.
Потом хохотали, подтрунивая друг над другом.
 
Одна из таких историй: «сон в руку».

Любо – дорого смотреть,
Как владеет он мячом.
Будто мячик с ним играет.
К быстро нагоняет.
Есть удар! Еще удар!
Грудь, плечо, колено, пятка.
Гоол! Ураа!
Проснись, У...!
Перебудишь всю округу.
Не ори, побудь же другом,
Дай поспать нам до утра.
Завтра предстоит игра.
 
Выиграв соревнования, Ребята, обнимались  и орали, что сон в руку.
Волноваться было в характере У Н. Но когда он брался за дело, он был сосредоточен и холодно расчетлив, продумывая все вероятные ходы.
Я бы пошла с ним в разведку, это точно!

Вспоминая свою группу, я думаю: какие мы были искренние, озорные, непринужденные. Как легко общались. Мы сплотились в одну большую семью. Каждый своим характером был дополнением семьи. Все понимали друг друга. Не было ссор, разногласий.  И это правда.
Я не знаю причину такого единения, но думаю, что это результат работы наших учителей. Мы ощущали себя единым целым.
Мне очень хочется, чтобы читая нашу историю, вы ощутили это сплочение душ и знали, что так бывает.

Следующая зарисовка сорванцу, не умеющему сидеть на п…пке ровно.

«Интерес!»

Наш пострел, везде поспел.
С детства раннего, с пелёнок,
Поселился в нем бесёнок.
На уроках не сидится,
Лишь звонок, куда-то мчится.
Время попусту не тратил.
За три года он на парте,
Не одни штаны протёр.
Был на выдумки хитёр.
Где его совсем не ждут,
Был он там, теперь уж тут.
Где увидит интерес,
Туда сразу и полез.
На глаза попал предмет,
Что это? Сомнений нет.
Но он глазам не доверял,
Все руками проверял.
Смотрит было на девчонок,
В глазах прыгает бесёнок.
Где то зреет интерес.
Генка, ты куда полез?!
Разразится предмет шквалом.
Щас как двину, К!
И таким вот непоседой был Г К.

Ну, что! Это была моя последняя зарисовка – история.
 
О себе я уже рассказала. Наверное, больше, чем надо было. Конечно, я не успела поведать еще о многих моих однокурсниках. Но описала тех, кто откликнулся и приехал на встречу.
С большой печалью, на встрече мы узнали друг от друга, о наших товарищах, ушедших безвременно в мир иной. На некоторых у меня были заготовлены их истории.
Мы с ребятами решили вспомнить и о них, считая, что они незримо присутствуют рядом с нами.

«Шнурок»

Прозвенел давно звонок.
Тишина, идет урок.
Грохот, шум по коридору,
Кувырок. Носом в пол,
Коленом в стену, матерок.
Это Ю Н,
Завязать забыл шнурок.

«Сморило».

Математики урок,
По доске стучит мелок.
Ученик сидит, невесел,
Буйну голову повесил,
Черны кудри распустил,
Уши чутко навострил.
Он вчера ушел гулять,
Возвратился ровно в пять.
Вы его уж не будите,
И мелком так не стучите.
Видит он прекрасный сон,
В сердце стрельнул купидон.
Тсс! Потише говорите,
Его сон поберегите,
Спит наш птенчик?
К В.

«Шпион»

В комнату пролез шпион.
Чтоб девчонок напугать,
Под кровать забрался он.
Но, девчонки всегда бдили,
И шпиона изловили,
И предать решили казни.
Удирал от них проказник,
Без штанов, в одной рубашке?
Это С был С.

«Рыболов»

Был скромен он не по годам.
Ничем не выделялся.
Звезд с неба не хватал,
И позади не оставался.
Но лучшим был бы он из всех,
Когда бы нам задачу дали,
Все про охоту рассказать, и тех,
Кто, как и чем в тайге сибирской промышляет.
За ним бы не угнались и тогда,
Когда бы рыболовство изучали.
Он рыбаком отличным был всегда.
Его рассказы просто впечатляли.
По вечерам сидели у костра,
В спортивном лагере, где ГТО сдавали.
Варил уху он нам из осетра,
А мы ее до капельки съедали.
Уж столько лет прошло, а дым костра,
И вкус ухи из жирной осетрины,
Притягивают в памяти туда,
Где лагерь мы спортивный заложили.
 Да был средь нас один рыбак.
Рыбак на сто, ну просто гений.
И все мы звали  его, как?
Г А.

Настала минута тишины. Их с нами больше нет. Но мы о них вспомнили.
Вечер прошел чудесным образом. Вспоминая прошедшие годы, много смеялись, до слёз. Опять подшучивали друг над другом, и теми историями, которые вернули в юность.
Я долго не могла решиться спеть ребятам песню, которую написала в честь нашей дружбы.
Певица из меня никакая! Но желание рассказать, насколько они дороги мне, пересилило.
Когда я начала писать, то слова сами складывались в мелодию. Я не смогла их просто прочесть, как стихотворение. Поэтому я её спела. Не важно, как, но я спела. Песня пришлась к душе.
На следующий вечер встречи, мы обязательно споем её все вместе, и это будет наша песня.

«Посвящение моим друзьям»

Несмотря на расстояния,
И на годы расставания,
Сегодня вновь с друзьями я,
И это радость для меня.

Будто лет прошедших не было,
И годов совсем не прибыло,
Не черствеет мое сердце,
Это счастье для меня. 

Сколько в жизни дорог хожено,
В друзья лезли и прохожие,
С коварным замыслом за пазухой,
Чтоб лишь погреться у огня.

Они на вас так не похожие,
Им завтра не расти трава,
Дни с ними были непогожие,
Временщики не для меня. 

В друзьях были и попутчики,
Объединили нас по случаю,
Один вагон и одна станция,
А дальше в путь им без меня.

А в моем сердце в моей памяти,
Друзьями вы всегда останетесь,
И, несмотря на расстояния,
Вы очень близкие друзья. 

Разговор зашел о следующей встрече. Против, ни кого не оказалось. Спросили меня, готова ли я принимать гостей, если они надумают просто так, без причины приехать.
И тут «Остапа понесло». Я прочла стихотворение, которое написала к их приезду.
   
«Закон бытия»

Подруга, готовься, мы едем. Друзья.
Пришло накануне известие.
Да к встрече готова и в сто лет,
И в двести я. НО!
Если б мне было дозволено!
Но! По причинам, известным всем,
Нет нам грешным бессмертия.
Эх! Не было б в жизни проблем!
И в этом вопросе не вольна я!
Утеряны связи, года чередой.
Часть жизни сплошного безмолвия.
Ну вот, и свершилось. Сердце забилось.
Затрепетало. Как птица безвольная.
От встречи до встречи, путь порой бесконечен.
Но  верю я. Разлуки не вечны. Еще будут встречи.
Не забывайте друзья, что жизнь скоротечна,
Нельзя прожить вечно. Это закон бытия.

Это было предложено к размышлению, если вдруг кто-то решит всё же отклонить приглашение.
Сон стал морить уже под утро. Это и понятно, люди с дороги, столько впечатлений! А утром снова в путь.
Ночь пролетела, как одно мгновение, но все проснулись бодрыми и весёлыми.

Уже на дорожку я положила на стол тетрадь с надписью:

Друзья!
Не забывайте наперед, свои координаты здесь оставить.
Чтоб знали все, кто, где живёт, кого, когда и с чем поздравить.
А может, просто голос услыхать, кому захочется по дружбе.
Иль SMS по братски, написать: мол, дело есть, совет твой нужен.
О друге помни ты сейчас, оставь визитку в этот вечер,
Чтоб без задержек, в нужный час, друг сообщить вам мог о новой встрече.

Вот так заканчивается история одной встречи.

Хочу сообщить, что после этой истории, дружба перешла в разряд новых отношений. Ребята перезваниваются, встречаются, поздравляют друг друга с праздниками. Приятно осознавать свою причастность к новым отношениям.

                PS
В 2023 году была организована встреча Всероссийского значения к 90 летию училища. На встречу съехалось более 400 участников со всех уголков России, ближнего и дальнего зарубежья.
Возможно, и эта историческая встреча будет описана кем либо!


 


Рецензии
Уважаемая Наталья!
Педагогическая тема и их "двигатели" мне очень близка.
Спасибо Вам за добрые слова памяти.
С теплом души.
Валентина.

Валентина Маркова 2   12.05.2022 06:29     Заявить о нарушении
Валентина, благодарю вас за прочтение истории.
В следующих двух главах тоже об учителях. Этот
вечер встречи был для них настоящим праздником.
Рекомендую к прочтению.
Спасибо вам большое, что заглянули на страничку.
С уважением и теплом Наталья.

Наталья Ложевская   12.05.2022 20:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.