Когнити вный диссона нс часть 39

Когнити;вный диссона;нс часть 39

Когнити;вный диссона;нс (от лат. cognitiо «познание» и dissonantia «несозвучность», «нестройность», «отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций. Понятие впервые введено Леоном Фестингером в 1957 году. Теория когнитивного диссонанса была предложена Леоном Фестингером в 1957 году.

Ситуации, когда может возникнуть когнитивный диссонанс, включают:
курение, несмотря на осознание неблагоприятных последствий употребления табака для здоровья
нежелание говорить правду, несмотря на то, что человек считает себя честным
потребление в пищу мяса, хотя человек думает о себе как о любителе животных, которому не нравится мысль об убийстве животных. Некоторые исследователи называют это парадоксом мяса.

  Когнитивный диссонанс — это внутренний конфликт, который возникает у человека при столкновении противоречащих друг другу убеждений. Этим диссонанс вызывает чувство напряжения; человек испытывает неприятные эмоции: тревогу, злость, стыд, вину — и будет стремиться избавиться от дискомфорта разными способами. Понятие «когнитивный диссонанс» пришло к нам из социальной психологии.
Диссонанс - неблагозвучное, негармоничное, раздражающее, острое сочетание звуков или аккордов, вызывающее неприятные ощущения. Есть и другое понятие, с противоположным смыслом: консонанс, что означает приятное звучание. На протяжении всей истории музы

Загадка смерти Саввы Мамонтова
В апреле 1905 года крупный московский промышленник, «король русского ситца» Савва Тимофеевич Морозов вместе с женой Зинаидой Григорьевной и домашним доктором Н. Селивановским выехал за границу для лечения от «тяжёлого нервного расстройства». Впрочем, расшалившиеся нервы не мешали ему даже в поездке заниматься важными коммерческими делами
В Берлине, где путешественники сделали остановку, Морозова навестил его главный инженер-электрик Леонид Красин (в будущем – видный большевик). После обстоятельной беседы фабрикант вручил ему крупную сумму для закупки оборудования, которое планировалось установить на новом производстве, и оставил необходимые распоряжения на этот счёт.
Спустя какое-то время Морозов со спутниками отправился на Лазурный берег, в курортный город Канны. Остановились в «Ройяль-отеле», где супруги заняли трёхкомнатный роскошный номер на первом этаже. Их некогда пылкая взаимная страсть давно улеглась, брак превратился в рутину, и лишь следование традициям старообрядчества удерживало обоих от развода.
Днём, 13 мая, Зинаида находилась в своей комнате, а Савва работал в кабинете, за закрытой дверью. Около четырёх часов женщина услышала резкий звук, встревоживший её. Бросившись в кабинет, она увидела мужа, распростёртого на кровати. Разжатыми пальцами правой руки он касался никелированного браунинга, а на его груди расплывалось зловещее красное пятно. Окно в сад было распахнуто, и Зинаида краешком глаза заметила быстро удалявшегося мужчину в низко надвинутой шляпе и в плаще с поднятым воротником. У неё мелькнула мысль: уж не Красин ли это?! Но вид окровавленного мужа оттеснил зыбкую ассоциацию.
На крик женщины сбежалась прислуга. Появился и доктор Селивановский. Он сразу же обратил внимание на то, что его пациент лежал в своей обычной позе, со спокойным выражением лица и с закрытыми глазами, как если бы смерть застала его во сне.
На туалетном столике белела записка: «В моей смерти прошу никого не винить». Подпись отсутствовала, да и почерк был какой-то чужой – Савва даже в волнении писал иначе. В заключении о смерти, подготовленном местной полицией, отмечалось, что убитый «скончался вследствие ранения, проникшего глубоко в сердце и левое лёгкое».
Вообще-то, предполагалось, что расследованием этого громкого дела займутся сообща французские и русские сыщики. Тем удивительнее было заявление, прозвучавшее позднее и согласованное между французской и российской сторонами. В нём утверждалось, что Савва Морозов покончил жизнь самоубийством в результате «помутнения рассудка». Дело после этого было закрыто. Однако в России мало кто поверил официальной версии. Зато появилось множество догадок – противоречивых, взаимно исключавших друг друга.
НЕВЗГОДЫ БАЛОВНЯ СУДЬБЫ
Савва Морозов был предпринимателем новой формации. Он окончил Московский университет, а затем ещё стажировался в Кембридже. Морозов не являлся единоличным владельцем отцовской мануфактуры. Контрольный пакет акций принадлежал его матери, а Савва занимал пост директора. В этом качестве он внедрял новейшие технологии, закупал, за границей самые современные станки, широко использовал электричество и сумел существенно поднять прибыль производства.
Показательно, что его годовой оклад – 250 тысяч рублей едва ли не в десять раз превышал довольствие тогдашнего председателя Совета министров графа Витте. Кроме того, Савва Морозов владел целым рядом «дочерних» предприятий. Личные доходы позволяли ему удовлетворять любую прихоть.
Случилось так, что однажды к нему обратился бывший одноклассник, московский фабрикант Алексеев, который увлёкся театром, взяв сценический псевдоним Станиславский. Константин мечтал создать в Москве «истинно народный, современный театр», но никто из именитых купцов не давал на это денег, включая семью самого энтузиаста.
А вот Морозов согласился сразу! Именно благодаря финансовым вливаниям «ситцевого короля» в Камергерском переулке столицы появился знаменитый MXAT (сначала МХТ)! Более того, на какой-то период здание театра стало для Морозова чуть ли не вторым домом. Он регулярно бывал здесь, вникал в подробности театральной жизни, давал советы, и это всё меньше и меньше нравилось Станиславскому и его коллеге Немировичу-Данченко.
В то время на сцене театра блистала своим талантом актриса Ольга Книппер-Чехова, которая получала главные роли. А вот первой красавицей считалась Мария Андреева, актриса не столь яркого сценического дарования, но личность весьма претенциозная и расчётливая. Она играла ещё на одной сцене – политической, активно поддерживая партию большевиков, за что удостоилась в их рядах псевдонима «Товарищ феномен».
Когда между Андреевой и Морозовым вспыхнул бурный роман, то фабриканту пришлось не только оплачивать счета за бриллианты и роскошные наряды для своей дамы, но и жертвовать, причём немало, на партийные нужды. По настоянию Андреевой он вносил средства на издание большевистских газет, перевозил в своём багаже шрифты и даже прятал от полиции в своём загородном доме известного большевика Николая Баумана. Именно по просьбе Андреевой Морозов принял к себе на работу другого большевика – Леонида Красина, которому, помимо его зарплаты, ежемесячно выплачивал ещё по 2 тысячи рублей для партийной кассы.
Развязка наступила неожиданно. Когда МХТ обрёл почву под ногами, Станиславский и Немирович-Данченко предпочли отстраниться от строптивого мецената. Произошёл его разрыв с Андреевой, которая ушла к молодому Максиму Горькому.
Зная её неуравновешенный характер и желая достойно обеспечить её будущее, Савва Морозов застраховал свою жизнь на 100 тысяч рублей, а полис на предъявителя фактически передал своей бывшей любовнице. А тут ещё на мануфактуре начались волнения рабочих, спровоцированные ни кем иным, как Красиным! Это больно задело самолюбие фабриканта. Ведь он отменил штрафы, ввёл прогрессивные расценки оплаты труда, строил жильё для своих рабочих, жертвовал на больницы и школы... И вот благодарность!
Понимая, что его рабочие могли попросту пойти на поводу у агитаторов-социалистов, Савва Морозов в решительной форме отказался материально поддерживать большевиков. Под грузом пережитых потрясений и разочарований у него развилось «тяжёлое нервное расстройство». И тогда по рекомендации врачей, а также по настоянию родных он отправился в путешествие, оказавшееся для него роковым.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.


Рецензии