Из Лоуренса Ферлингетти - На величайших офортах Го

                Лоуренс Ферлингетти


                На величайших офортах Гойи


                На величайших офортах Гойи мы вроде бы видим
                людское сословье
                именно в тот момент когда
                оно впервые приобрело титул
                "многострадальное человечество"
                Эти люди корчатся на листах
                в настоящем бешенстве
                от невзгод
                Со стонами
                сбиваются вместе с детками и штыками
                под цементными небесами
                в абстрактном пейзаже вывороченных деревьев
                согнутых статуй крыльев летучих мышей и клювов
                гладких виселиц
                с висельниками и свирепыми петухами
                и разными вопящими монстрами
                "катастрофического воображения"
                они чертовски реальны
                как если бы существовали в действительности

                И они существуют

                Лишь пейзаж поменялся

                Они тянутся вдоль дорог
                измученные легионерами
                лживыми ветряными мельницами и сумасшедшими петухами
                это те же самые люди
                только дальше от дома
                на автострадах бетонного континента
                с расставленными льстивыми билбордами
                иллюстрирующими дурацкими иллюзиями счастье

                Картина показывает всё меньше повозок
                но больше измученных обывателей
                в цветных машинах
                и у них странные номерные знаки и двигатели
                которые пожирают Америку

                03.05.22
               
               
  Примечание: в стихотворении речь идёт о серии офортов Гойи "Бедствия войны"

  Лоуренс Ферлингетти ( 24 марта 1919 — 22 февраля 2021) — американский поэт, художник, книгоиздатель, педагог, общественный деятель, представитель бит-поколения. Член попечительского совета международного движения «Живопись и поэзия».               
               
In Goya's Greatest Scenes

In Goya's greatest scenes we seem to see
the people of the world
exactly at the moment when
they first attained the title of
‘suffering humanity'
They writhe upon the page
in a veritable rage
of adversity
Heaped up
groaning with babies and bayonets
under cement skies
in an abstract landscape of blasted trees
bent statues bats wings and beaks
slippery gibbets
cadavers and carnivorous cocks
and all the final hollering monsters
of the
‘imagination of disaster'
they are so bloody real
it is as if they really still existed

And they do

Only the landscape is changed

They still are ranged along the roads
plagued by legionnaires
false windmills and demented roosters
They are the same people
only further from home
on freeways fifty lanes wide
on a concrete continent
spaced with bland billboards
illustrating imbecile illusions of happiness


The scene shows fewer tumbrils
but more strung-out citizens
in painted cars
and they have strange license plates
and engines
that devour America


Рецензии